Компетенция главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

компетенция главы гос._2.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, проанализировав полномочия президента РФ связанные с органами законодательной власти, можно сделать следующий вывод, то что: 

    1) На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы (Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.)

    2) Президент РФ наделен правом законодательной инициативы

    3) Президент РФ наделен правом  вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ

    4)  Президент РФ наделен правом подписывать и обнародовать законы,

    5) Президент РФ наделен правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов.

    6) Президент РФ наделен правом  на издание правовых актов в форме указов и распоряжений.

    7) Президент РФ наделен правом  обращения   к Федеральному собранию (это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов). 

    §2. Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти 

    В соответствии со статьей 110 ч 4 конституции  РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».

      Согласно статье 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя. Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.

    В статье 32 ФКЗ «О Правительстве»4 закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей.

    В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов  исполнительной власти» конкретно  определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

    Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с частью 3 статьи 115 Конституции РФ5 глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре6.

    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти, можно сделать следующий  вывод, то что:

    1) Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью (хотя  он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему.)

    2) Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

    3) Президент РФ имеет право назначать Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры в ГД),

     4) Президент РФ имеет право принимать решение об отставке Правительства.

    5) Президент РФ имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

    6) Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам (но Президент РФ не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.)

     

    §3. Полномочия Президента РФ связанные с  судебными органами власти 

    Конституция Российской Федерации предусматривает  три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Статья 10 Конституции Российской Федерации).

    Судебная  власть как вид государственной  власти принадлежит специальным  органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Она осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (пункт 2 Статьи 118 Конституции Российской Федерации). В тоже время статья 127 Конституции выделяет ещё и такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательство суда.

    В настоящее время суды всех видов  и уровней образуются с соблюдением  установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить беспристрастный отбор  судей, способных  профессионально, грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

    Одним  из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд  Российской Федерации – судебный орган конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  тайным голосованием по представлению  Президента Российской Федерации.

    Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном  Суде Российской Федерации способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина и представляет интересы Президента Российской Федерации в  Конституционном Суде Российской Федерации.

    Полномочный представитель назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом РФ по представлению  Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и является по должности заместителем  Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

    Также кандидатуры на должность судей  Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора Российской Федерации, согласно пункта «е» Статьи 83 Конституции Российской Федерации, представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. А назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального Прокурора от должности. Что же касается судей названных выше судов, то порядок их смещения Конституция Российской Федерации не предусматривает. В соответствии со статьей 111 Конституции7 порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным законом.

    Кроме этого Президент Российской Федерации  также назначает на должность  судей других федеральных судов.

    Таким образом, проанализировав полномочия Президента РФ связанные  с судебными органами власти, можно сделать следующий  вывод, то что:

    1) В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.

    2) Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

    3) Президент имеет право представлять Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ.

    4) По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности. 

    §4. Полномочия Президента РФ в сфере обороны страны и обеспечения безопасности государства 

    Президент Российской Федерации является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Этот  статус позволяет ему реализовать  свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта  прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент  РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ. Он непосредственно руководит Минобороны России, осуществляет предусмотренные  Конституцией полномочия по утверждению  военной доктрины РФ, назначению и  освобождению высшего командования Вооруженных Сил РФ, введению военного положения, присвоению высших воинских званий. Полномочия Президента РФ в  военной сфере более подробно регулируют Федеральные законы от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и  военной службе"8.

    Президент Российской Федерации как глава  государства и Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами Российской Федерации  определяет основные направления оборонной  политики и осуществляет руководство  обороной страны.

    В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению  готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также  собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

    В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную  службу, а также утверждение плана  гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной  обороне9.

    Президент утверждает планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещения военных  объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных  отходов на территории страны.

    Президент ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации о совместной обороне  и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

    Президент объявляет военное положение, что  опосредуется изданием указа Президентом  Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.

    Военное положение, вводимое Президентом в  случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства  и общества. Этот режим предусматривает  наделение органов государственной  власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов  государственного управления военного времени, военных властей правами  по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

    В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать  полное содействие военному командованию в использовании сил и средств  данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка  и безопасности.

    Президент Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе10.

    Чрезвычайное  положение вводится указом Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В соответствии со статьей 102 Конституции указ подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Информация о работе Компетенция главы государства