Этапы и характеристика адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

дошкольный возраст.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

     Важна позиция, которую займет семья в  период подготовки ребенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую  ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при индивидуальных контактах  они должны выяснить, что волнует  и тревожит родителей в отношении  детского сада, есть ли у них предубеждения  против дошкольного учреждения, в  связи, с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников - от повара до заведующей, но главными людьми для него станут воспитатели.

     Непосредственно готовить ребенка к поступлению  в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу. Задачи этого этапа - сформировать такие  стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно  войти в новые для него условия  жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом  дошкольного учреждения. Времени  для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка  к четкому его выполнению. Когда  малыш придет в группу, он так  же, как и все дети, охотно сядет  за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность  в отдыхе в часы сна всей группы.

     В процессе подготовительного этапа  нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные  овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском  саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

     Для хорошего самочувствия малыша значимы  и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому  из новеньких, которые привыкли, есть через соску, сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т.д. Все это отвлекает воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

     В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться  в детском саду не будет чувствовать  себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его  самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов с взрослым и сверстниками.

     О поступлении в детский сад  следует говорить с ребенком как  о желанном, радостном событии. Можно  рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много  игрушек, научат рисовать, петь, танцевать  и пр. И конечно же, не следует  высказывать вслух опасения по поводу того как он останется один, как  его будут кормить, одевать и  тем более угрожать: “Не будешь слушаться - отдам тебя в детский сад!”

     Как только в семье посчитают, что  все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу  в дошкольное учреждение, наступает  следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно  будет воспитывать ребенка в детском саду.

     Накануне  того дня, когда малыш впервые  переступит порог группы, педагог  посещает его дома. Ребенок чуток  к эмоциональному настрою взрослых в семье, поэтому встреча должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Она направлена на решение  нескольких задач. В непринужденной обстановке есть возможность познакомить  воспитателя с малышом. Подробно и откровенно рассказывают родители о своем чаде: что он любит, как ест, как засыпает, кто и как одевает его, где и как гуляют с ним, как закаливают, как его ласково в доме величают, воспитывают строго или же балуют, с чем он играет и может ли играть сам. Всей этой информацией воспитатель сможет потом воспользоваться, учитывая индивидуальные особенности новенького. Да и самому ребенку это пойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, воспитатель тут же сможет предложить ему любимую игрушку, знает, чем его легче всего отвлечь, успокоить. Опора на знакомое в новое обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для него условиях.  

4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые

впечатления - ознакомительный этап 

     Следующий этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в  группу детского сада. Здесь очень  важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

     Педагог доброжелательно встречает гостей, обращается к малышу: “Я к тебе вчера  в гости приходила, сегодня - ты ко мне. Я рада!” Так закрепляются их положительные взаимоотношения, установившиеся накануне. Педагог не преминет воспользоваться любой  создавшейся ситуацией, чтобы почувствовать  новенькому свое расположение к нему: “Слышишь, это для тебя запел наш попугайчик Кеша!”

     Идеально, если первый раз ребенка приведут в группу в отсутствие других детей, например в субботу, или в вечернее время, когда большинство детей  уже ушло из группы домой. Такое посещение  позволяет ребенку в спокойной  обстановке познакомиться с воспитателями  и со всеми новыми для него помещениями.

     На  первых порах гости присаживаются  в уголок, откуда видно все в  группе. Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Сидя рядом, она поясняет: “Какая добрая Татьяна Ивановна! Она кормит Кешу”, “Погляди, какой красивый домик  для матрешки она сделала. Молодец!”  и т.д. Но малышу еще нужно осмотреться  в новых условиях, привыкнуть к  незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Эта  встреча не последняя. Их количество определится поведением самого малыша. В следующий раз по предложению  мамы они вместе могут подойти  к игровому уголку, перейти к гаражу, чтобы лучше рассмотреть все  игрушки. Мама помогает ребенку быстрее  освоиться, поддерживает его интерес  к окружающему: “Как мне здесь  нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Каждый визит в детский сад длится не более часа. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме. Все чаще задерживается он возле воспитателя, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе.

     Хорошо, если собственный шкафчик ребенок  выбрал самостоятельно и прикрепил  принесенную из дома наклейку или  взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш  пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

     Первую  неделю ребенок приходит в детский  сад накормленным и остается в  группе в течение 2-3 часов в присутствии  мамы или других родственников. За это  время он осваивает новые для  него помещения, знакомится с другими детьми.

     Мама  может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими  детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой.

     Воспитатель знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Он то назовет малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимет, пригласит участвовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время (10-15 минут) может выйти незаметно из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокоится, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 

     В течение I-II недель адаптации ребенка родители и воспитатели внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группе, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей.

     На  II-III неделе ребенок может остаться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия: «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом. Можно тихонько напеть мелодию колыбельной.

     Подъем  можно провести так, чтобы малыш  почувствовал заботу, ласку, доброту  воспитателя. Необходимо подойти к  ребенку, порадоваться вместе с ним  тому, что он проснулся, помочь ему  окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его пробуждение встречено с радостью.

     Задумывались  ли вы над тем, как много бытовых  проблем окружает маленького ребенка  в детском саду? А ведь он может  забыть, где его шкафчик; побояться  идти один в туалет; заблудиться  среди одинаковых кроваток в спальне; устать работать ложкой, когда супа еще полная тарелка и т.д.

     Привыкнув дома к заботливым рукам мамы, малыш  чувствует себя спокойно, но первые же трудности, с которыми он сталкивается в группе, лишают его уверенности  и душевного комфорта. В новых  условиях даже те ребята, которые сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. В этом проявляется подсознательное  желание проверить, готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда  не следует отказывать ребенку в  помощи. Если он будет спокойно чувствовать  себя в детском саду, то очень  скоро захочет сделать сам все, что умеет.

     Среди педагогов действует правило - приходить  на работу только с хорошим настроением, т.к. от этого зависит настроение детей. Ведь на какое-то время педагог  заменяет ребенку самого близкого человека - маму, поэтому как и у мамы, у него должны быть ласковые глаза  и добрые руки. Хорошее настроение помогает поддерживать в группе в  течение дня спокойную обстановку.

     В первые дни пребывания ребенка в  детском саду все режимные процессы выполняются не спеша. Не стоит предъявлять  к детям непосильных для них  требований. Обязательным считается  соблюдение принципа постепенности. Так, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы каждый тратил столько  времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.

     В период адаптации важно ежедневно  проводить коллективные игры, в которых  все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. В зависимости  от возраста ребят игры могут быть различными. Для маленьких детей  важна возможность приятного  физического контакта со взрослыми, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры необходимо обеспечить каждому  ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.

     Случается и такое: когда бурные эмоциональные  реакции первых дней адаптации начинают затихать, когда ребенок ведет  себя уже спокойнее, играет самостоятельно, длительное время обходится без  взрослых, т.е. в значительной степени нормализуются его поведенческие реакции, наступает вдруг такой период, именуемый физиологами истощением адаптационной энергии. Малыш болезненно начинает воспринимать всякую перемену в окружающей обстановке: заплачет, когда возле него переставят игрушки, или сестра-воспитательница (няня), прервав кормление, принесет второе блюдо, меняет халат или в группу входит посторонний человек, или взрослые разговаривают необычно громко и т.д. и т.п. Чтобы состояние малыша нормализовалось, взрослые должны спокойно, ласково разъяснить ему суть происходящего, дабы предупредить отрицательные эмоции (“Егорушка, я машину переставлю, смотри!”, “Слава, посиди, я сейчас принесу тебе водички”). Совершенно недопустимо в этот период переводить ребенка в другую группу, в другое учреждение, т.к. состояние его резко ухудшится. Были случаи, когда мать, видя страдания ребенка, увозила его в отпуск - в другой город, к бабушке, к родственникам в деревню, и ни разу положительного результата. Наоборот, ухудшение самочувствия, а по возвращении в ясли - затягивание адаптационного периода на 3-6 месяцев.

Информация о работе Этапы и характеристика адаптации