Этапы и характеристика адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

дошкольный возраст.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение              3         

Глава 1. Адаптация, ее виды           5

Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений             7

Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации             12

Глава 4. Этапы и характеристика адаптации               16

     4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям

     детского  сада - подготовительный этап      16

    4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап               20

    4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап             22

Заключение                     26

Список использованной литературы                 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Традиционно под адаптацией понимается процесс  вхождения человека в новую для  него среду и приспособление к  ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и  психики) результатам, или негативным (стресс).

     Интерес к проблеме адаптации (а вместе с  ним понимание ее социального  значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его  важность в нашей стране указала  Н.М. Аксарина.

     В основу ранних исследований был положен  ряд положений, которые нашли  свое отражение в педагогической практике.

     Многочисленные  исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым  для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как  взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

     Профессор Н.М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

     Повышение возрастного порога начала посещения  дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение  образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к  условиям детского сада особенно актуальной.

     Цель  данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;

     2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;

     3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.

     Структура данной работы выражается в ее содержании.

     Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, списка использованной литературы. Название пунктов основной части отображает их содержание.

     Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных учреждений.

     Объект  исследования: дети младшего дошкольного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ 

     Адаптация (позднее лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды¹.

     При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная  удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и  точно выполнять требования среды).

     В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

     1) острая фаза, которая сопровождается  разнообразными колебаниями в  соматическом состоянии и психическом  статусе, что приводит к снижению  веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится  в среднем 1 мес.);

     2) подострая фаза характеризуется  адекватным поведением ребенка,  т.е. все сдвиги уменьшаются  и регистрируются лишь по отдельным  параметрам на фоне замедленного  темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными  нормами (длится 3-5 мес.);

     3) фаза компенсации характеризуется  убыстрением темпа развития, в  результате дети к первому походу в дошкольное учреждение преодолевают

указанную выше задержку темпов развития.

     Различают 3 степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:

     - легкая адаптация - сдвиги нормализуются  в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет  в весе, адекватно ведет себя  в коллективе, болеет не чаще  обычного;

________________________________________________________

¹ Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Дошкольное воспитание. / Е. Соловьева / - М., 1993, № 8. – С. 98  

     - адаптация средней тяжести - сдвиги  нормализуются в течение месяца,

при этом ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса;

     - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение  организма.

     Понятие адаптации включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 

     К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни.

     Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещая сад, не болел. В детских поликлиниках, дошкольных учреждениях организуются лекции, беседы с родителя ми. Специалисты отвечают на многие вопросы по охране и укреплению здоровья детей: что такое адаптация к дошкольному учреждению? Почему одни дети привыкают к новым условиям более, легко, чем другие? Зачем надо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение? Что следует делать дома, чтобы ребенок не болел после поступления в ясли или детский сад? Почему нельзя оставлять ребенка в первый день его поступления на целый день или на сутки в дошкольном учреждении?

     Дело  в том, что поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными  психологическими трудностями для  ребенка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и  обычной для него семейной среды  в новую - детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и.предметы в ней.

     Условия детских дошкольных учреждений специфичны. Во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников  оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Увеличивается возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье). Во-вторых, в дошкольном учреждении неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что несколько сковывает индивидуальность ребенка. При неправильных воспитательных воздействиях это может привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет. Он должен приспособиться, или, как говорят, адаптироваться, к иным условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача не из легких для малыша. У него наступает со стояние страха, возникает психическая напряженность, что при не достаточно благоприятных условиях, неправильных воздействиях на ребенка и приводит к так называемому эмоциональному стрессу. А это в свою очередь вызывает изменение в работе других систем организма, в результате ребенок слабеет, снижается сопротивляемость его по отношению к микробной и вирусной флоре, он заболевает.

     Для того чтобы возникшие перед ребенком трудности не превышали его возможностей, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в какой степени это является врожденным, а что приобретается,

Процесс адаптации начинается с момента  рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к вне утробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен (быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет. Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обусловливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

     Когда ребенок впервые поступает в  детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

     Дети  по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

     При адаптации средней тяжести эмоциональное  со стояние ребенка нормализуется  более медленно и на протяжении первого  месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7 - 1.0 дней и завершается без каких-либо осложнений.

     Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется  очень длительным течением (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные  заболевания, часто протекающие с осложнениями (отиты, бронхиты, пневмонии и др.), либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь своей вещью или игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь, сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием. Дети нуждаются в консультации психоневролога.

     Тяжелая адаптация отрицательно влияет как  на развитие, так и на состояние  здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является облегчение трудностей адаптационного периода, возможное при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение с учетом его индивидуальных особенностей.

     Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов. Имеют значение:

1. Состояние  здоровья и уровень развития  ребенка. Совершенно ясно, что  здоровый, хорошо развитой ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для его развития и заботиться о здоровье.

Информация о работе Этапы и характеристика адаптации