Источники трудового права: понятие источника, виды источников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, реферат

Описание

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1 Понятие источников трудового права 5
1.2 Классификация источников трудового права 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА. 9
2.1 Конституция РФ 9
2.2 Федеральные конституционные законы 10
2.3 Федеральные законы 11
2.4 Указы Президента РФ 12
2.5 Постановления Правительства РФ 13
2.6 Акты министерств и ведомств 15
2.7 Акты органов местного самоуправления 16
2.8 Локальные нормативные правовые акты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

трудовое право.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

КАФЕДРА

 

 

Гражданского и Трудового права

 

 

 

Реферат

 

студента _____4_____ курса ______920_______ группы

Баранова Ивана Александровича

 

Источники трудового права: понятие источника, виды источников

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор

Антонова Людмила Ивановна,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация

1.1 Понятие источников трудового права

1.2 Классификация источников трудового права

Глава 2. Виды основных источников трудового права.

2.1 Конституция РФ

2.2 Федеральные конституционные законы

2.3 Федеральные законы

2.4 Указы Президента РФ

2.5 Постановления Правительства РФ

2.6 Акты министерств и ведомств

2.7 Акты органов местного самоуправления

2.8 Локальные нормативные правовые акты

Заключение

Список литературы


Введение

 

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменившиий привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

Тема источников трудового права на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

 


Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация

 

1.1 Понятие источников трудового права

 

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, т. е. акт, содержащий нормы этой отрасли права.

Следовательно, источники трудового права – это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения[1].

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определённую систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако в одних случаях совокупность всех нормативных актов – источников трудового права, в других – только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

Независимо от классификации все источники объединяются в систему источников трудового законодательства. Деление в зависимости от юридической силы является основной и более совершенной классификацией. Все источники трудового права состоят из двух форм права: основную группу составляют нормативно – правовые акты, а вторую – нормативные договоры.

 

1.2 Классификация источников трудового права

 

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям:

1.      по юридической силе[2]:

      Конституция РФ;

      федеральные конституционные законы;

      федеральные законы в т.ч ТК РФ;

      указы Президента РФ;

      постановления Правительства РФ;

      акты министерств и ведомств;

      акты органов местного самоуправления;

      локальные нормативные акты.

2.      по степени важности и субординации:

      Источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим представительным органом власти РФ и её субъектов, т. е. законодательной властью. Принятие наиболее важных федеральных законов обязательных для применения на всей территории России относится к ведению федеральных органов власти. Остальные вопросы могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

3.      по органам их принявшим:

      При этом различаются нормативные правовые акты трудового права, принятые:

      высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления);

      Президентом РФ (указы, распоряжения);

      Правительством РФ (постановления и распоряжения);

      центральными органами государственного управления (министерствами и ведомствами);

      органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ;

      органами местного самоуправления;

      локальные нормы на предприятии, в организации.

4.      по форме акта:

      Источники трудового права делятся на декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

5.      по сфере действия:

      Источники трудового права делятся на международные, общефедеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые, муниципальные и локальные.

6.      по степени обобщенности:

      кодифицированные;

      комплексные;

      текущие.

Конституция РФ и Трудовой кодекс – это основа всех источников трудового права и их системы.


Глава 2. Виды основных источников трудового права.

 

2.1 Конституция РФ

 

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск[3].

Важно также заметить, что Конституция РФ определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации в области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов, т.е. трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне её субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон ч.5 ст.76 Конституции.

Конституционные положения по вопросам правового регулирования труда составляют основу трудового законодательства РФ.Другие источники трудового права опираются на Конституцию и вместе с ней составляют систему трудового законодательства.

 

2.2 Федеральные конституционные законы

 

Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом – федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Важность федеральных конституционных законов обусловливает особую процедуру их принятия: одобрение большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов верхней палаты парламента – Совета Федерации, и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты – Государственной Думы, то есть достаточно сложным квалифицированным большинством голосов[4]. В отношении федеральных конституционных законов не применяется президентское вето.

Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.) одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 года, одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций ст.11

 

2.3 Федеральные законы

 

Федеральный закон – федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации – также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации Закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон[5] и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Информация о работе Источники трудового права: понятие источника, виды источников