Статус журналистов в военное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 23:54, реферат

Описание

Цель работы – рассмотрение особенностей работы журналиста в зоне военных действий. При этом необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть разносторонний объем информации, связанный с военной журналистикой последних лет.
2. Проанализировать и выделить главные моменты.

Содержание

Введение 3
1. История военной журналистики в России. 5
2. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации. 10
3. Особенности сбора и подготовки информационно-аналитических материалов в зоне военных действий. 18
4. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     «После  второй мировой войны конвенция была пересмотрена, ее новая редакция вышла в 1949 году. В ней ничего не изменилось в отношении военных корреспондентов. Однако, учитывая, что в условиях хаоса во время второй мировой войны происходила массовая потеря журналистских удостоверений и разрешений на сопровождение армии, условие иметь при себе удостоверение смягчено – в новой редакции конвенции написано, что необходимо получить удостоверение и разрешение. Речь идет о том, что журналист должен иметь разрешение от командования армии своей страны, чтобы сопровождать ее. Кроме того, удостоверение предназначено для того, чтобы доказать право его обладателя на применение к нему тех или иных норм. Однако на момент написания упомянутых Конвенций право распространялось только на момент задержания. Позднее вопрос обеспечения безопасности журналистов на войне много раз обсуждался на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в 70-х годах. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям. Положению военных журналистов посвящена целая глава («Глава III. Журналисты») в Дополнительном протоколе I. В ней снова упоминается о том, что журналисты относятся к гражданским лицам. Однако вносятся уточнения: «Как таковые, они (журналисты) пользуются защитой в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах, на статус, предусмотренный статьей 4 Третьей конвенции». Этот пункт упоминают практически все, кто пишет о правилах поведения на войне. Журналисты – гражданские лица, и пользуются защитой только пока остаются гражданскими лицами. Вернемся к главе III Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям. Последний пункт вновь говорит о журналистском удостоверении личности. Однако, теперь удостоверение должно быть выдано уже не «военной властью армии», а правительством государства, гражданином которого является журналист, на территории которого он постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, в котором он работает. То есть формально теперь журналист уже не зависит исключительно от командования армии, за которой следует. Удостоверение выдается правительством, и если оно имеется – то получать разрешения у военных уже не нужно.

     С подписания данного протокола статус журналиста в горячей точке согласно международному гуманитарному праву  остается без изменений: журналисты приравниваются к гражданскому населению, пользуются его правами, в том  числе правом на защиту, в то же время, попав в плен, корреспонденты приравниваются к военнопленным». 6

     В российском праве регулирование  деятельности военных журналистов  касалось исключительно цензуры. Военная  цензура, контролирующая их деятельность сформировалась ещё при Александре I в 1810 году.

     «Статья 29 Конституции Российской Федерации, а кроме того, статья 19 Всеобщей декларации прав человека провозглашают право  каждого человека свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным образом. Российское законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать ему возможность осуществлять в таких условиях свою профессиональную деятельность».7

     Закон «О средствах массовой информации» Российской Федерации, гласит: «журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях»8. Тем самым была провозглашена открытость самых конфликтных социальных зон и ситуаций.

     «Формально  в контексте Законов "О чрезвычайном положении" и "О безопасности" ограничение свободы массовой информации выражается в предварительной цензуре информации, освещающей события в зоне чрезвычайного положения, с правом временного ареста печатной продукции: «Ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов»».9

     В России Борис Пантелеев выделяет три правовых статуса журналиста:

     «Во-первых, статус просто гражданина Российской Федерации, временно находящегося вне места своей постоянной регистрации (прописки) в связи с работой, с туристическими целями или по иным причинам. Именно к этой категории следует отнести стрингеров, то есть журналистов, не состоящих в штате какого-либо СМИ. Эти люди фактически или по договору выполняют работу журналиста, но не всегда могут документально подтвердить свой специальный статус. Основным и единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, признается паспорт. Перечитайте еще раз, что в нем написано о сроках обмена паспорта, порядке вклеивания новых фотографий и т.п.

     Во-вторых, это статус журналиста независимого СМИ, то есть такой редакции, которая не подчинена прямо или косвенно государственной власти, в данном случае Вооруженным Силам, и не выполняет их заказы по информационному обеспечению проводимой военной акции. В этой ситуации документально подтвердить принадлежность к конкретной редакции и специальный статус журналиста, как правило, совершенно не сложно, однако также нужно быть готовым к тому, что ваши удостоверения, как и другие документы, будут изучаться «под микроскопом».

     В-третьих, это статус так называемого «военного корреспондента», то есть сотрудника СМИ, «правильно» понимающего всю суть происходящего и полностью согласующего с ними свою информационную и прочую жизнедеятельность. Поэтому проблем с документами и другими формальностями у них обычно не возникает».10

     Подводя итог, следует отметить обобщённые моменты, касающиеся работы журналиста в зоне вооруженного конфликта, выработанные в различных зарубежных и международных правовых актах и других документах за прошедшее время.

       - журналисты имеют статус гражданских лиц, находясь в горячей точке, и при этом пользуются защитой, только пока остаются гражданскими лицами.

     - журналист в зоне вооруженного конфликта формально зависим от издания, пославшего его и государства, но не командования армии.

 

      Изучение предстоящей  работы и подготовка маршрута

     Журналист, которому предстоит выполнять профессиональные обязанности в условиях опасности, должен обладать максимумом информации о стране или регионе, конкретной местности, куда он направляется, иметь  представление об экономике, политико-географическом устройстве, религиозных особенностях населения, а также о предыстории конфликта (если речь идет о боевых действиях) или предпосылках к аварии (в ситуации с техногенной катастрофой или стихийным бедствием)11.

     Поскольку заранее невозможно предугадать, с чем именно предстоит столкнуться журналисту при выполнении задач по подготовке газетных, теле- и радиоматериалов, подготовка должна быть тщательной и всесторонней.

     Наиболее  значимые методы изучения «поля» своей  работы:

     - опыт коллег, ранее выполнявших подобные задачи;

     - консультации специалистов (в том числе военных, представителей МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей);

     - консультации представленных в  своем городе национально-культурных  автономий;

     -изучение  справочных материалов;

     - изучение публикаций по проблематике  конфликта (аварии);

     - изучение соответствующих интернет-ресурсов;

     - изучение редакционных досье  (если таковые ведутся);

     -обращение  в дипломатические и иные представительства  стран-участников конфликта (жертвы аварии или стихийного бедствия);

     -при  возможности, предварительное обращение  за информацией в правительственные,  и неправительственные структуры, развернутые на территории, где предстоит работать.

     Предстоящий маршрут и временной график передвижения журналиста должны быть тщательно проработаны, привязаны к географической карте и карте автомобильных (железнодорожных) дорог. Желательно, чтобы этот график был согласован с графиком выхода журналиста на связь со своей редакцией, чтобы уже сам факт невыхода на связь мог ориентировать редакцию по возможности организации поиска своего корреспондента.

     При составлении маршрута обязательно  учитываются пункты, которые хотел  бы посетить журналист и реальные возможности по передвижению между  ними. В случае, если маршрут пролегает через территорию боевых действий, необходимо руководствоваться вопросами обеспечения безопасности, возможностями передвижения с организованными колоннами, с попутным защищенным транспортом, а также транспортом военных. Если речь идет о труднопроходимых местностях или местностях, подвергшихся воздействию стихии, техногенной катастрофы, нужно предусмотреть возможность воспользоваться услугами проводника.

     Отдельно  следует проработать ситуацию, когда  журналист работает в обоих лагерях  противоборствующих сторон. В таком случае, на маршруте должна быть точно указана точка перехода, а сам переход тщательно обусловлен и обговорен.

     Маршрут считается достаточно проработанным, если на нем предусмотрена возможность  получения помощи (в том числе  материальной) и укрытия как у официальных органов и властей, так и у местного населения».12

     Подготовка  документов, которые журналист берет  с собой в зону экстремальной  ситуации, является важнейшей частью его подготовки к выполнению редакционного  задания. Документ удостоверяет личность, определяет правовой статус журналиста, в связи с чем может явиться спасительным в определённых ситуациях.

     «К  документам, которые должны быть у  журналиста в обязательном порядке, относятся:

     -паспорт  (российский и (или) международный,  если работать предстоит за пределами Российской Федерации);

     -редакционное  удостоверение, где четко указано  название СМИ и должностное  положение журналиста. В удостоверении  должна наличествовать фотография  журналиста, срок действия документа  не нарушен, внесенные записи заверены подписью руководителя СМИ и четко читаемой печатью. Нужно убедиться, что запись о должности журналиста в удостоверении, соответствует целям его командировки (например, у властей может возникнуть вопрос, что заведующий отделом культуры делает в зоне боевых действий);

     -план-задание  на командировку, выполненный на  фирменном бланке СМИ (если  речь идет о зарубежной командировке - на языке страны пребывания). В плане задания должны быть  четко и, по возможности, детально  указаны задачи, которые возложены на журналиста (подготовка серии репортажей, интервью, очерков и т.д.);

      -командировочное предписание, отработанное  по установленной форме».13 

3. Особенности сбора  и подготовки информационно-аналитических  материалов в зоне  военных действий. 

     За  время недавних войн журналисты выработали своеобразный свод правил поведения, помогающих представителям прессы успешно выполнять  свои задачи. В них входят правила  поведения непосредственно на месте  военного конфликта, «рекогносцировка на местности», и правила формирования репортажа с места военного действия.  
К примеру, тем, кто впервые решил выехать на столь серьезное мероприятие, рекомендуется, прежде всего, мысленно разбить предпринимаемую акцию на несколько промежуточных этапов: определить для себя способ проникновения на территорию, которая, как правило, очень серьезно заблокирована оцеплением, заранее сформулировать непоколебимые поводы для присутствия и нахождения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Цели и задачи по своему масштабу должны превосходить аргументы для выдворения за пределы интересующей журналиста территории. Аргументы должны позволить выполнить редакционное задание таким образом, чтобы начальники, с которыми доведется столкнуться, помогли попасть в нужный район, встретиться с интересующими людьми.14

Информация о работе Статус журналистов в военное время