Статус адвокатов и современные проблемы их деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
* проанализировать генезис адвокатуры, как института, проследить динамику развитие законодательства об адвокатуре в России;
* рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации;
* исследовать дискуссионные аспекты законодательства и организации работы адвокатуры;
* в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию обозначить современную проблематику адвокатуры, предложить варианты решения накопившихся проблем, а также осветить дальнейшие тенденции развития адвокатуры в РФ.

Содержание

Введение
1. Исторические аспекты становления института адвокатуры в Российской Федерации
1.1. Понятие адвокатуры, ее значение
1.2. История русской дореволюционной адвокатуры
1.3. Русская адвокатура советского периода
2. Статус адвокатов и современные проблемы их деятельности
2.1. Статус адвоката
2.2. Проблемы адвокатуры Российской Федерации после принятия закона об адвокатуре
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

адвокатура.docx

— 56.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Исторические аспекты становления института адвокатуры в Российской Федерации
    1. Понятие адвокатуры, ее значение
    2. История русской дореволюционной адвокатуры
    3. Русская адвокатура советского периода
  2. Статус адвокатов и современные проблемы их деятельности
    1. Статус адвоката
    2. Проблемы адвокатуры Российской Федерации после принятия закона об адвокатуре

          Заключение

Список использованной литературы и источников


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Адвокат (от латинского слова «advocatus» - призывать на помощь). Юрист, отстаивающий интересы обвиняемого в суде. 
Согласно Статье 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: 
«Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность». 
Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.  
Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.  
Актуальность исследования настоящей курсовой работы обусловлена рядом обстоятельств:  
31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».  
Принятию закона предшествовали бурные дискуссии и споры о его содержании. Одни эксперты связывали с принятием Закона «Об адвокатуре» решение всех накопившихся проблем. Так, Г. Резник отмечал, что Закон об адвокатуре должен покончить с вакханалией в адвокатском сообществе1. Другие эксперты отмечали, что проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания2, что, проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России.  
Одним из самых дискуссионных был вопрос коммерциализации адвокатуры. Одни специалисты подчеркивали, что коммерциализация адвокатуры - благо для ее развития3, другие, что это «вирус»4.  
Наконец, еще один дискуссионный вопрос – необходимость появления новых форм адвокатуры: государственной адвокатуры5, муниципальной адвокатуры и др.  
Прошло ровно три года со дня принятия закона. Что изменилось в деятельности Адвокатуры Российской Федерации, решены ли с принятием закона «Об адвокатуре» и вступлении его в юридическую силу комплекс существовавших ранее проблем? Или Закон, создал новые проблемы и, как можно охарактеризовать нынешнюю - современную адвокатуру?  
Цель данной работы - исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:  
* проанализировать генезис адвокатуры, как института, проследить динамику развитие законодательства об адвокатуре в России;  
* рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации;  
* исследовать дискуссионные аспекты законодательства и организации работы адвокатуры;  
* в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию обозначить современную проблематику адвокатуры, предложить варианты решения накопившихся проблем, а также осветить дальнейшие тенденции развития адвокатуры в РФ.  
Порядок решение обозначенных, задач является избранным методом исследования и реализует цель работы. 
Таким образом, в работе необходимо проанализировать всю периодику об адвокатуре, монографии и исследования советского периода, действующее и ранее действующее законодательство, в данной работе в большей мере будут использованы труды отечественных адвокатов практиков, ученных: Ф.Багаутдинова, А.Галоганова, К.Ф.Гуценко, М.А. Ковалева, М.Кануковой, М.Гофштейн, С.Полякова, Г.Резника, В.Смирнова, Р.К. Тунава, Л.А.Окунькова, Г. Мирзоева. 
В курсовой работы изучаются общие положения о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении, месте адвокатуры, ее роли в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации ее взаимодействие с органами государственного управления. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность). Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость, профессиональная тайна, нравственные начала профессии). Историческое развитие института адвокатуры в РФ. Вопросы организационной структуры адвокатуры Российской Федерации, особое внимание заостряется на устройстве: Коллегии адвокатов, альтернативных (параллельных) коллегий адвокатов, юридических консультаций, дается понятие и рассматривается специфика статуса адвоката. Также рассматриваются проблемы адвокатуры Российской Федерации, после принятия Закона об адвокатуре, наряду с анализом изучаемых документальных материалов, по каждому дискуссионному вопросу вносится конкретный пакет мер и рекомендаций, основанных как на практическом опыте работы стажером, так и на авторитетном мнении адвокатов практиков. 
В заключении подводится общий итог работы, вносятся предложения и рекомендации по текущему кругу «горячих» вопросов адвокатской деятельности имеющих практическое применение.

 

 

 

 

  1. Исторические аспекты становления института адвокатуры в Российской Федерации
      1. Понятие адвокатуры, ее значение

 
          Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в коллегии адвокатов и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.)7. 
Функционирование адвокатуры является основным способом Обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». 
Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними. 
В Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. 
К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.  
Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний). 
Содержащееся в Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в числе задач адвокатуры «содействие осуществлению правосудия» требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содействует осуществлению правосудия. Но это - не главная его задача, и он не может предавать клиента ради «торжества правосудия». 
Существенно изменилось в годы реформ представление о «государственном руководстве адвокатурой». Практически не применяются статьи Положения об адвокатуре РСФСР», в которых говорится о государственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются ныне исполнительными органами субъектов федерации. Ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст не заслушивает отчеты Председателей коллегий адвокатов и т.д. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание. Эти достижения носят характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации».

 
1.2. История русской дореволюционной адвокатуры 
Предшественники русской адвокатуры - стряпчие, частные ходатаи по судебным делам. 
Судебная реформа 1864г. - начало формирования присяжной адвокатуры. 
«Учреждение судебных установлений» 1864г. о присяжных поверенных, (требования к присяжным поверенный, Совет присяжных поверенных; права, обязанности и ответственность присяжных поверенных). 
Изучение, в настоящей работе, истории российской адвокатуры призвано выявить сложности, стоящие на пути развития этого института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу. 
Как было отмечено вше, мы с полным основанием относим к принципам организации и деятельности адвокатуры добровольность объединения адвокатов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, законность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др. 
История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти принципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении. 
Русская присяжная и частная адвокатура родилась в условиях демократических судебных реформ 60-х гг. XIX века в царствование императора Александра II. В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры. 
К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования. 
По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением Судебных Установлений допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и предшественники адвокатуры - стряпчие («крапивное семя», «ябедники»). 
Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком комплектования адвокатуры. 
Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате. 
В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др. 
Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», (статьи 354, 367 Учреждения Судебных Установлений)8. Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату. 
Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление - в пределах, контролируемых судом. 
Формировались определенные нравственные ориентиры профессии адвоката - в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений. 
Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, оглашать тайны своего доверителя. 
Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска). 
С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление. 
В принципе, все эти положения вполне импонируют и современному адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более, что сами идеи судебной реформы конца XIX века в России оказались во многом не реализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».

 
 1.3. Русская адвокатура  советского периода 
 Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов - Спасович, Александров, Андреевский, Урсов, Плевако и др. 
Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. 
Октябрьская революция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда» - с торжеством говорил основатель нового государства9. 
Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами. 
Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все неопороченные лица обоего пола». 
Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от Советов депутатов. 
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. 
Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры». 
Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами. 
Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России. 
Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г., когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. Коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собранием защитников избирался Президиум, который ведал приемом и отчислением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов. 
С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, создания сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона.  
Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов. 
Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения полномочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием Президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.  
Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказания населению юридической помощи и обеспечения защиты по уголовным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности10. 
Первый Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 36 ноября 1979 г11. 
Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных республик. 
Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов. 
На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., и только через несколько лет в г. Москве учрежден Союз адвокатов СССР. Секретарем Союза от всей Российской Федерации был избран председатель Свердловской областной коллегии адвокатов В.Н.Смирнов. Этим подчеркивалась роль Свердловской адвокатуры как одного из лидеров процесса обновления адвокатуры. Через год в Свердловске был образован Союз адвокатов России, а позднее в Москве - Федеральный Союз адвокатов России. Все эти общественные объединения выполняли миссию интеграции адвокатов.  
Свердловская адвокатура на всех этапах участвовала в разработке Федерального Закона об адвокатуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Статус адвокатов и современные проблемы их деятельности
    1. Статус адвоката

 
              Закон запрещает адвокатам состоять  на службе в учреждениях, организациях, на предприятиях. Традиционный запрет  адвокатам состоять на службе  обусловлен тем, что такая служба  может повлечь снижение качества  юридической помощи не только  из-за занятости другой работы, но и в связи с утратой  адвокатом своей независимости.  Став служащим, адвокат должен  будет выполнять указания вышестоящих  должностных лиц, включая те, которые  противоречат его убеждениям. Такое  подчинение крайне нежелательно, ведь адвокатская профессия требует  независимости от всяких посторонних  влияний и может осуществляться  успешно лишь под влиянием  своего долга, который дает  адвокату возможность поступать  с надлежащей твердостью, решительность,  убежденностью. 
Пользуясь своей независимостью, адвокат должен помнить, что цель не может оправдывать средства. И высокие цели правосудного ограждения обществ, и защита личности от несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными способами и приемами. 
Таким образом, оказывая юридическую помощь, адвокат руководствуется лишь указаниями закона и своего профессионального долга, а не мнениями и оценками каких-либо органов и должностных лиц, в том числе органов и должностных лиц коллегии адвокатов.  
Выпускники юридических вузов, не имеющие стажа работы по специальности юриста или при недостаточности такого стажа, принимаются в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки, сроком не менее шести месяцев, время стажировки может быть продлено. С вступлением нового закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» срок стажировки был увеличен от одного года до двух лет (ст.28).Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката (адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров), выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, обязан хранить адвокатскую тайну.  
Стажер принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями. 
У некоторых адвокатов имеются их помощники. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью, обязан хранить адвокатскую тайну. 
Социальное страхование помощника адвоката осуществляется адвокатским образованием, в котором работает помощник, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - адвокатом, в адвокатском кабинете которого работает помощник. 
Статус адвоката прекращается по следующим основаниям: 
* Личное заявление адвоката в письменной форме о прекращении статуса адвоката; 
* Вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным; 
* Отсутствие в адвокатской палате в течении шести месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования, учредителем (членом) которого является адвокат; 
* Смерть адвоката или вступление в законную силу решение суда об объявлении его умершим; 
* Совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры; 
* Неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции; 
* Вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления; 
* Установление недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями. 
Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. В случаях, предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, решение принимается советом соответствующей адвокатской палаты на основании заключения квалификационной комиссии. 
О принятом решении совет в семидневный срок со дня принятия решения о прекращении статуса адвоката уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также соответствующий территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр. 
Решение о прекращении статуса адвоката может быть обжалован в суд. 
Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката в отношении данного адвоката, территориальный орган юстиции в праве обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.

Информация о работе Статус адвокатов и современные проблемы их деятельности