СНГ-межрегиональная организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание

Содружество Независимых Государств (СНГ) является уникальным межгосударственным образованием с декларированными интеграционными целями с дезинтеграционными результатами. Доля взаимного товарооборота стран СНГ в их общем товарообороте последовательно сокращалась.
СНГ — плод развала СССР в итоге поражения Союза ССР в "холодной войне", окончившейся, как и почти все "горячие" войны, территориальными изменениями.

Содержание

Введение
1. Создание Содружества Независимых Государств
2. Правовая природа Содружества Независимых Государств
3. Членство в Содружестве Независимых Государств
4. Органы Содружества Независимых Государств
5. Правовой статус Содружества Независимых Государств
6. СНГ: организационный и правовой хаос на постсоветском пространстве
7. Экономическое сотрудничество стран — членов Содружества Независимых Государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.83 Кб (Скачать документ)

Содружество Независимых Государств как международная  организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности Организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава дает возможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество", IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров", VII "Межпарламентское сотрудничество" и ст. 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета. Совета министров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничными войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.

3. ЧЛЕНСТВО В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ

 

На основании  Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества.

Статья 7

Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава.

Государствами-членами Содружества  являются те государства-учредители, которые  принимают на себя обязательства  по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом  глав государств.

Членом Содружества может  также стать государство, которое  разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств - членов.

Статья 8

На основании решения  Совета глав государств к Содружеству  в качестве ассоциированного члена  может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных  видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном  членстве.

По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества  могут присутствовать представители  других государств в качестве наблюдателей.

Вопросы участия ассоциированных  членов и наблюдателей в работе органов  Содружества регулируются правилами  процедуры таких органов.

Статья 9

Государство-член вправе выйти  из Содружества. О таком намерении  государство-член извещает письменно  депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода.

Обязательства, возникшие  в период участия в настоящем  Уставе, связывают соответствующие  государства до их полного выполнения.

Статья 10

Нарушения государством - членом настоящего Устава, систематическое  невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов  Содружества рассматриваются Советом  глав государств.

В отношении такого государства  могут применяться меры, допускаемые  международным правом.

К государствам-учредителям  отнесены те государства, которые подписали  и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту  принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами — членами СНГ следует считать  те государства, которые приняли  на себя обязательства по Уставу СНГ  в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав  СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в  СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и  принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения  к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность  участия государств в отдельных  видах деятельности Содружества  на правах ассоциированных членов.

Уставом СНГ  предусмотрена достаточно сложная  структура. Высшим органом Содружества  является Совет глав государств (СГТ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов (ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить  внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих  Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить  о своей незаинтересованности в  том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Согласно  Уставу, оба Совета могут проводить  совместные заседания. Каждый из Советов  может создавать рабочие и  вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти  органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того. Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП.

Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных  дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая  их деятельность в международных  организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный  комитет (ст. 28). Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два  от каждого государства — члена  СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет  вырабатывает и вносит предложения  по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей  по конкретным направлениям экономических  взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Для организационно-технического обеспечения работы всех органов  Содружества при Координационно-консультативном  комитете создан Секретариат, возглавляемый  Координатором Комитета. Местопребывание  Секретариата и Комитета — Минск (Беларусь).

4. ОРГАНЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ

 

Уставом СНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета глав государств. Это Совет министров  обороны, который является органом  СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Особое  положение в структуре Содружества  занимает Экономический суд, задачей  которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать  споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также  другие споры, отнесенные к его ведению  соглашениями государств-членов. Кроме  того, он вправе толковать положения  соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с  Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от б июля 1994 г.

Комиссия  по правам человека является консультативным  органом Содружества, призванный наблюдать  за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами  в рамках Содружества. Она действует  на основании Положения, утвержденного  СГГ 24 сентября 1993 г.

Уставом СНГ  в статье 34 предусмотрено также  создание органов отраслевого сотрудничества, которые могут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Уже  создано немало таких органов, например Совет руководителей внешнеэкономических  ведомств, Совет но железнодорожному транспорту. Межгосударственный совет  по космосу, Электроэнергетический  совет. Межгосударственный экологический  совет и др.

На основе соглашений государств - членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.

Органы отраслевого сотрудничества (советы, комитеты) выполняют функции, предусмотренные в настоящем  Уставе и в положениях о них, обеспечивая  рассмотрение и решение на многосторонней основе вопросов сотрудничества в соответствующих  областях.

В состав органов отраслевого  сотрудничества входят руководители соответствующих  органов исполнительной власти государств - членов.

Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции  принимают рекомендации, а также  в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.

Межпарламентская  ассамблея была создана на основании  Соглашения руководителей Верховных  Советов (парламентов) государств —  участников СНГ от 27 марта 1992 г. В  Уставе СНГ ей посвящен раздел VII, тогда  как другие органы СНГ определены в разделе VI. Однако уже в Конвенции  о Межпарламентской ассамблее государств — участников Содружества Независимых  Государств от 26 мая 1995 г. Ассамблея  определена как межгосударственный орган Содружества, то есть за ней  признан статус органа СНГ.

Межпарламентская  ассамблея состоит из парламентских  делегаций государств-участников, избираемых или назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов в соответствии с внутренними  регламентами и процедурами. Главы  парламентских делегаций образуют Совет Ассамблеи, избирающий из своего состава председателя Совета. На сессиях  Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз в год, председательствуют поочередно руководители парламентских  делегаций.

Межпарламентская  ассамблея обсуждает вопросы  сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль в сближении законодательств государств-участников путем разработки типовых (модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международных договоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Местопребывание Межпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург.

5. ПРАВОВОЙ СТАТУС СОДРУЖЕСТВА  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

Международно-правовой статус СНГ прямо не оговорен ни в Минском  Соглашении 1991 г., ни в Алмаатинских документах, ни в Уставе СНГ 1993 г. Вместе с тем, во всяком случае исходя из Устава, принятого странами СНГ (без Туркмении и Украины), а также из практики деятельности СНГ, можно констатировать:

  • СНГ имеет учредительную правовую базу в виде Минского Соглашения; Алма-Атинских Деклараций и Протокола 1991 г.; а также Устава 1993 г.;
  • имеется довольно развитая организационно-институционная база. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств и Совет глав правительств, хотя и с нечетко прописанными разделением полномочий между ними и правовой силой принимаемых решений. Имеется также ряд других исполнительных, отраслевых органов на высоком уровне. Секретариат и координирующие органы СНГ имеют официальное местопребывание в г. Минске;
  • принимаемые органами СНГ решения носят на практике не только рекомендательный, но и обязывающий характер. Например, Решение глав государств — участников СНГ (кроме Украины) от 24 декабря 1993 г. о временном применении Договора о создании Экономического союза;
  • по крайней мере в одном, в праве проведения миротворческих операций, — СНГ предоставлен был в ООН статус международной региональной организации. Это означает признание хоть и ограниченной международной правосубъектности.

Можно считать, что для  государств — членов СНГ Содружество  является de facto межгосударственной организацией с узкоограниченной международной функциональной правосубъектностью.

Что касается Украины, в украинской доктрине можно встретить оценку статуса СНГ как "особого вида международного учреждения — параорганизации". И эта оценка основательна, если исходить из той правовой базы, которую Украина признает для себя в СНГ.

Другой вопрос — о статусе  участия Украины в СНГ и  в других институциях СНГ —  весьма деликатен. Этот статус не может  определяться без самой суверенной Украины. Можно лишь наблюдать сугубо в доктринальном плане формально-юридическую  неопределенность этого статуса.

Например, Украина не участвует  в Экономическом союзе стран  СНГ, но участвует в важнейшем  постоянно действующем Межгосударственном экономическом комитете — координирующем и исполнительном органе Экономического союза. Причем этот Комитет согласно Положению о нем 1994 г. руководствуется, в частности, Уставом СНГ (принятом без участия Украины и Туркмении) и Договором о создании Экономического союза (без участия Украины).

Информация о работе СНГ-межрегиональная организация