Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка

Описание

1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:

Работа состоит из  1 файл

ответы международное право.doc

— 548.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Правопреемство  в международном праве.

 

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория "неправопреемственности", теория tabula rasa, теория континуитета.

-Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.

-Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

-Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

-Согласно теории "непреемственности" обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

-В соответствии с теорией tabula rasa ("чистой доски") новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

-По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе.

Вопрос о  правопреемстве встает в следующих случаях:

а) при территориальных  изменениях - распаде государства  на два и более государств; слиянии  государств или вхождении территории одного государства в состав другого;

б) при социальных революциях;

 в) при определении  положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

В настоящее  время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах:

-Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее - Венская конвенция 1978 г.)

-Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (далее -Венская конвенция 1983 г.).

Правопреемство  государств в отношении международных договоров. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Правопреемство  в отношении государственной  собственности. Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику.

Правопреемство  в отношении государственных  архивов. "государственные архивы государства-предшественника" есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Правопреемство  государств в отношении государственных  долгов и гражданства физических  лиц.

 

Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных  долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Например, после распада СССР Российская Федерация как правопреемник Союза ССР приняла на себя обязательства о частичном урегулировании задолженностей бывшего СССР перед Финляндской республикой.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько  государств объединяются и тем самым  образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство  разделяется и прекращает свое существование, и части территории государства-предшественника  образуют два или несколько государств-преемников, и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.

Правопреемство  государств в отношении гражданства  физических лиц. Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государств, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы - Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была первым международным документом, в котором закреплено "право каждого человека на гражданство". Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. признают право каждого ребенка на приобретение гражданства.

Комиссия международного права ООН разработала "Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством  государств". Основные положения  этого документа сводятся к следующему.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств.

Затрагиваемые государства  принимают все надлежащие меры для  недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств.

Когда приобретение или  утрата гражданства в связи с  правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства  принимают все надлежащие меры к  тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась. Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство: а) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; б) имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Понятие  и виды территорий в международном праве.

 

В самом широком  смысле слова под территорией понимается вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством - среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела.

Значение общепланетарной  территории как общего достояния  всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные  составные части - водное и воздушное пространства - не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.

В соответствии с существующим правовым режимом  вся территория Земли подразделяется на следующие категории:

1) территории  государств - это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;

2) территории  с международным режимом - это территории, которые не входят в состав государственной территории:

-водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна

- морское дно и его  недра за пределами исключительных  экономических зон и континентального  шельфа прибрежных государств;

-воздушное пространство за пределами государственных территорий;

-Антарктика;

-космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

На этой части территории, находящейся в общем пользовании  государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) территории  со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

Территории со смешанным  режимом условно можно разделить  на две группы.

-Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств.

-Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;

4) территории  с особым международным режимом (своеобразная разновидность территорий) - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Территории с особым  международным режимом.

 

Теория международного права рассматривает как особую разновидность территории – территорию с особым международным режимом.

К ней, в  частности, относят

-В частности, демилитаризованная зона – это зона (часть территории государства, пространственная сфера, космические тела), на которой по международному договору запрещаются все виды и формы военной деятельности. Примером может служить Рейнская демилитаризованная зона, созданная по Версальскому мирному договору 1919 г. В международных договорах обычно оговаривается объем демилитаризации.

По объему различают

    • полною демилитаризацию (полностью демилитаризованы Антарктика, Аландский архипелаг, Шпицберген, Луна и другие небесные тела)
    • частичную (частично демилитаризованы, например, Африка и Латинская Америка, дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств и космическое пространство).

-Нейтрализованные зоны (территории, пространства, космические тела) – зоны, где запрещено их использование в каких-либо военных целях, в т.ч.  для ведения военных действия и для использования их в качестве базы для ведения таких действий. Нейтрализованными в настоящее время являются архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

Нейтрализация Антарктики вытекает из смысла и духа Договора 1959 г., поскольку, согласно этому договору, Антарктика используется исключительно в мирных целях и в ее пределах запрещаются любые мероприятия военного характера. Нейтрализация территории нередко применяется совместно с демилитаризацией территории.Частично нейтрализованной можно считать безъядерную зону, поскольку она изымается из сферы применения ядерного оружия.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"