Приспособление мусульманского права к современному миру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.

Содержание

Введение 3
Мусульманское право 4
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы. 4
Источники мусульманского права. 5
2.1. Коран 5
2.2. Сунна 6
2.3. Иджма 7
2.4. Кияс 7
2.5. Фирманы, кануны 7
Право мусульманских стран: право Арабского Халифата 8
3.1. Право личного статуса. 8
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений 8
3.3. Обязательства 9
3.4. Семейные отношения 10
3.5. Наследственное право 11
3.6. Преступления и наказания 11
3.7. Судебный процесс 12
Приспособление мусульманского права к современному миру. 13
Заключение. 16
Список литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

мусульманское право.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

      Если  в Саудовской Аравии  мусульманское  право  никогда  не уступало своей  роли  явно преобладающего источника  права,  то в Иране оно вновь  заняло  ведущее  место  только  после  свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики, курса      на      исламизацию      всех       сторон общественно-политической, экономической  и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов  граждан.  В  подтверждение этого можно   указать  на  введение  системы  строгих,  а  порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только  юридических, но и  моральных норм,  относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман.  Действующие в стране мусульманские суды, вопреки   элементарным   требованиям   справедливости   и демократической законности,  строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении  дел,  нередко допускают явные нарушения и творят произвол. В Иране   и   Саудовской   Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского  контроля  и инспекции (хисба),  которые  без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание  за  отклонение  от   правил   торговли, общественного порядка или норм морали.      Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя  сфера действия  мусульманского  права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой  группе,  но  все же остается весьма   существенной,  в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению.  Прежде  всего  принципы  и нормы мусульманского   права,   оказывают   заметное  влияние  на основные акты   конституционного   характера   и    деятельность государственного механизма   этих   стран.   Так  военный  режим Пакистана оправдывал отказ от  всеобщих  выборов  тем,  что  они якобы "не отвечают принципам ислама".  В Ливии в 1977 году Коран вообще был  объявлен  "законом  общества",  заменяющим   обычную конституцию.      Во всех перечисленных странах второй группы,  мусульманское право без  каких-либо  изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.      Еще одну  многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран:  Египта,  Сирии,  Ирака,  Ливана,  а также   ряда   стран   Африки   (Сомали,   Мавритании)   и Азии (Афганистан).      Их конституционное право закрепляет,  как правило,  особые положения ислама и мусульманского права.  Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин,  а   мусульманское   право   является   источником законодательства.  Данное  конституционное положение практически реализуется в других  отраслях  права и судоустройства.  Но  с другой стороны в некоторых из стран (Ирак,  Сирия) наблюдается определенная демократизация   мусульманско-правовых    положений семейного законодательства. Не случайно,  в  ряде  стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических отношений и даже институты государственного права.

      Подобная  практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее     вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике.

      В настоящее время Иджма рассматривается  в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.

      Сейчас  идет  период  кодификации  мусульманского  права  во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него   отказались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Итак, в данной работе рассмотрен процесс  возникновения и формирования мусульманского права, дана общая характеристика шариата  и основных его источников, представлено мусульманское право на примере права Арабского Халифата, проанализировано приспособление мусульманского права к современному миру.

      Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

      Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;     Сунна -  сборник традиционных правил,  касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;     Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;      Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,  которые не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского      права.  Таким суждениям придается законный,  общественный  характер. 

      К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

      Для приспособления мусульманского права  к современной действительности используются : соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.

      В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом,  а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и  аналогии ( Кияс ).

      В  ряде  стран был взят курс на конкретизацию  норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем  законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических отношений и даже институты государственного права.      Подобная практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике.  

  
 
 
 
 
 

      Список  литературы
 
  1. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980 г.
  2. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996 г.
  3. Сюкиянен А.Р. "Мусульманское право". -М., 1986 г.

Информация о работе Приспособление мусульманского права к современному миру