Правовой режим международных проливов и каналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание

Потребность наций заставляла все государства искать приемлемое урегулирование вопросов судоходства через важнейшие проливы и каналы. В связи с этим в настоящее время порядок регулирования правового режима различных морских проливов и каналов приобретает особую актуальность. Итак, цель работы – рассмотреть международно-правовой режим проливов и каналов.

Содержание

Введение.
1. Правовой режим международных проливов….………...................................5
2.Правовой режим международных каналов………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПО МЕЖД.ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО.docx

— 48.41 Кб (Скачать документ)

Контроль за выполнением  положений Конвенции возлагается  на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.

Правовой режим Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд) установлен Копенгагенским трактатом 1857 г., а также национальным законодательством  Швеции и Дании, согласно которым  никакое судно “при проходе через  Зунд или Бельты не может быть подвергнуто  задержанию или какой-либо остановке”.

Пролет военных самолетов  над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения согласно декрету “О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время” 1976 г.

Пролет иностранных военных  самолетов над территориальными водами Швеции в Зунде разрешается  без выполнения формальностей согласно Правилам доступа иностранных государственных судов и самолетов на территорию Швеции 1982 г).  [3, С.170]

 

 

 

2.Правовой режим международных  каналов

 

Предметом международных  конвенций является также режим  международных каналов. Международные каналы — это искусственно созданные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства.

Юридическая литература отличает международные каналы от проливов, причём рядом исследователей подчёркивается, что прорытие канала на территории какого-либо государства и создание искусственных сооружений не могут отразиться на суверенитете этого государства в отношении территории, отведённой под устройство канала. Имеется, однако, и другая точка зрения, которая из одного лишь факта соединения посредством канала двух открытых морей делает вывод о том, что и сам канал приобретает свойства открытого моря.

Особенностью правового  режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства-владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы МП и национального законодательства государства-владельца канала. [1,С. 59]

Режим судоходства по большинству  каналов характеризуется следующими основными чертами: каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств; администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов; устанавливаются правила прохождения канала. В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада. Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами. Например, Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. объявляет, что Суэцкий канал "как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага". К Каналу не применяется право блокады. "Никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по Каналу, не будут допускаемы в Канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов ... В военное время воюющие державы не будут ни высаживать, ни принимать на суда в Канале и его входных портах войск, снарядов и военных принадлежностей". Правовой режим Панамского канала определяется целым комплексом документов, в числе которых: Договор о Панамском канале 1977 г., Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Протокол к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. (РФ участвует в Протоколе). Указанными соглашениями было объявлено о нейтралитете Канала для обеспечения того, чтобы как в мирное время, так и во времена войны он оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства без дискриминации. Это оговаривается требованиями о: выплате сборов и других видов платы за транзит через Канал и вспомогательное обслуживание; выполнением определенных норм и правил; запрете враждебных актов со стороны транзитных судов. Военные и вспомогательные суда всех государств имеют право на транзит через Канал, не подвергаясь в качестве условия для транзита инспекции, обыску или наблюдению. Однако к таким судам может быть предъявлено требование подтвердить, что они выполняют все применимые медицинские, санитарные и карантинные правила.

Международные каналы строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. В частности, с введением в эксплуатацию Суэцкого канала расстояние между портами Европы и Азии сократилось более чем вдвое.

Существующие морские  каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. 
 Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов. [4, С. 215-216)]

  Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом Ф. Лессепсом. Для постройки канала египетский хедив предоставил этому обществу концессию сроком на 99 лет с момента открытия канала. Канал был открыт в 1869 году и стал собственностью Акционерного англо-французского общества Суэцкого канала. На состоявшейся в 1888 году конференции в Константинополе была заключена Конвенция о Суэцком канале, которую подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия и Турция, представлявшая одновременно Египет. К Конвенции впоследствии присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония. [1,С. 60]

В соответствии со ст. 1 Конвенции  Суэцкий канал должен всегда оставаться свободным и открытым как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. Право свободного прохода через канал имеют во время войны также и военные корабли воюющих держав. В канале, в его выходных портах и в водах, прилегающих к этим портам на протяжении 3 миль, запрещаются всякие действия, могущие создать затруднения для свободного судоходства. Блокада канала признается недопустимой. На дипломатических представителей держав в Египте, подписавших Конвенцию, «возлагается обязанность наблюдать за ее исполнением» (ст. 8). 
26 июля 1956 г. декретом президента Египта Акционерное общество Суэцкого канала было национализировано. Совет Безопасности ООН в резолюции от 13 октября 1956 г. подтвердил суверенитет Египта над каналом и его право эксплуатировать канал «на основе прохода судов всех флагов». 
 После национализации канала правительство Египта подтвердило, что постановления Международной конвенции 1888 года о Суэцком канале будут им уважаться и соблюдаться.

В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года».

В результате израильского вооруженного нападения на арабские страны в 1967 году судоходство по Суэцкому каналу на протяжении ряда лет было парализовано. В настоящее время  канал открыт для международного судоходства. Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетское правительство создало Администрацию Суэцкого канала. Им были также одобрены специальные правила плавания по Суэцкому каналу.  [3, С. 172]

Панамский канал, расположенный  на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского  соперничества. Еще до сооружения канала, в 1850 году, между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю. 
 Однако в 1901 году США удалось добиться от Великобритании отмены договора 1850 года и признания за США прав на сооружение канала, управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности. В новом соглашении предусматривалось также, что канал должен быть открытым на основе равенства для торговых и военных судов всех флагов по примеру Суэцкого канала. 
 По соглашению, заключенному в 1903 году с Республикой Панама, образовавшейся на части территории Колумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию канала. Они приобрели права, «как если бы они были сувереном территории», в пределах 10-мильной сухопутной зоны по берегам канала и оккупировали ее «на вечные времена». США декларировали постоянный нейтралитет канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англо-американским соглашением 1901 года, предусматривавшим по существу применение к каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 года. 
 Открытие канала состоялось в августе 1914 года, но для международного судоходства он был открыт лишь в 1920 году. С тех пор и до 1979 года Панамский канал оставался под господством США. 
 В результате широкого и многолетнего движения панамского народа за возвращение канала Панаме США вынуждены были пойти навстречу требованию об отмене соглашения 1903 года. 
 В 1977 году были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала. 
 В соответствии с Договором о Панамском канале все прежние соглашения между США и Панамой о канале утратили свою силу. Над Панамским каналом восстановлен суверенитет Панамы. «Зона канала», созданная соглашением 1903 года, упраздняется, и из нее выводятся войска США. Однако до 31 декабря 1999 г. за США сохраняются функции по управлению каналом и по его эксплуатации и обслуживанию (ст. 3). Лишь по истечении этого срока Панама «возьмет на себя полную ответственность за управление, эксплуатацию и обслуживание Панамского канала». 31 декабря 1999 г. прекратится действие Договора о Панамском канале. На срок действия договора США сохраняют «право» на размещение в зоне канала своих вооруженных сил (ст. 4). 
 Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала провозгласил этот морской путь «постоянно нейтральным международным водным путем», открытым для судоходства всех стран (ст. 1 и 2). В договоре сказано, что Панамский канал будет «открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и недискриминации». За проход и обслуживание при проходе взимается плата. Договор включает положение о том, что «гарантом» нейтралитета Панамского канала являются США. [3, С. 175]

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 году. До первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим канала. Согласно ст. 380 Версальского договора, Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым с соблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией. 
 После окончания второй мировой войны правовой режим Кильского канала не был урегулирован какими-либо договорами или соглашениями между заинтересованными государствами. 
 В настоящее время режим Кильского канала регулируется в одностороннем порядке правительством ФРГ, издавшим Правила плавания в Кильском канале, которые предусматривают свободу торгового мореплавания для всех стран. [3, С. 176]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.  Международные проливы – это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства. Международными проливами считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: части открытого моря (или исключительных экономических зон); часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства.

При установлении правового  режима морских проливов государствами  учитываются, как правило, два связанных  между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства.  
   Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер.

Конвенция ООН по морскому праву не затрагивает правового  режима тех проливов, которые уже  урегулированы международными конвенциями  и применимы к проливам, ведущим  к закрытым или полузакрытым морям

Информация о работе Правовой режим международных проливов и каналов