Понятие принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:59, контрольная работа

Описание

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное право среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
Понятие принципов международного права…………………………………………………..4
1.1 Принцип суверенного равенства государств……………………………………………...6
1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой…………………………………………….8
1.3 Принцип нерушимости государственных границ………………………………………...9
1.4 Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств.…..…….10
1.5 Принцип мирного разрешения международных споров…………………………………11
1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела………………………………………… 12
1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека…………………………………………….13
1.8 Принцип самоопределения народов и наций………………………………………….....14
1.9 Принцип сотрудничества………………………………………………………………..…15
1.10 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств………………16
Заключение………………………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………….…………..18

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 44.02 Кб (Скачать документ)
ign:justify">Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой  включает в себя запрещение:

1. оккупации территории  другого государства в нарушение  норм международного права;

2. актов репрессалий, связанных  с применением силы;

3. предоставления государством  своей территории другому государству,  которое использует ее для  совершения агрессии против третьего  государства;

4. организации, подстрекательства,  оказания помощи или участия  в актах гражданской войны  или террористических актах в  другом государстве;

5. организации или поощрения  организации вооруженных банд, иррегулярных  сил, в частности наемников,  для вторжения на территорию  другого государства;

6. насильственных действий  в отношении демаркационных линий  перемирия;

7. блокады портов или  берегов государств;

8. любых насильственных  действий, препятствующих народам  осуществить законное право на  самоопределение, а также ряд  иных насильственных действий.

Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности — принимает меры по поддержанию  или восстановлению мира. В ст. 51 говорится о возможности применения силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения. Статьи 41-50 оговаривают применение невооруженной силы, например, такие меры, как полный или частичный перерыв в экономических отношениях, а также разрыв дипломатических отношений.

Устав ООН предусматривает  лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны  и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии. Применение вооруженной силы в порядке самообороны  правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение  на государство.

Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку необходимость поддержания  международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

1.3 ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ 

 

Принцип нерушимости государственных  границ впервые был сформулирован  в Договоре между СССР и ФРГ  от 12.08.1970 г., а затем в договорах  ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. Принцип  нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ  безопасности европейских государств6. Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. Основное содержание принципа нерушимости границ выражается:

1. в признании существующих  границ в качестве юридически  установленных в соответствии  с международным правом;

2. в отказе от каких-либо  территориальных притязаний на  данный момент или в будущем;

3. в отказе от любых  иных посягательств на эти  границы, включая угрозу силой  или ее применение.

Принцип нерушимости государственных  границ соотносится с принципом  неприкосновенности государственных  границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает:

1. обязанность государств  соблюдать существующую линию  государственной границы на местности:  не допускать произвольного перемещения  линии границы на местности;

2. право государств не  допускать пересечения своей  государственной границы без  соответствующего разрешения или  вне установленных правил.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере  своего действия. Принцип нерушимости  границ, согласно Заключительному акту СБСЕ 1975 г., действует только в отношениях государств — участников этого акта, т. е. европейских государств, а также  США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу  действия, поскольку является принципом  общего международного права и действует  на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные  соглашения по этому вопросу. С учетом значения нерушимости государственных  границ для мирного сотрудничества международное право уделяет  ее обеспечению серьезное внимание. Венская конвенция о праве  международных договоров 1969 года предусматривает  ограниченную возможность прекращения  договора в случае коренного изменения  обстоятельств, имеющих место при  его заключении. Вместе с тем установлено, что на изменение обстоятельств  нельзя ссылаться, если договор устанавливает  границу7.

 

 

 

1.4 ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ (НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ) ГОСУДАРСТВ

Этот принцип появился в теории международного права с  закреплением его в Уставе ООН  в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и  заключается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной  целостности (неприкосновенности) и  политической независимости любого государства. В Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". В Уставе ООН также подчеркивалось, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом8.

Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975 г. Звучит она следующим  образом: "Государства-участники  будут уважать территориальную  целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут  воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

Этот принцип отличается от рассмотренных выше принципов  запрещения использования силы или угрозы силой. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН".

1.5 ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ 

 

Принцип мирного разрешения споров, будучи призван обеспечить мирное сосуществование государств, относится к числу норм, лежащих  в основе международного сообщества.

Первым многосторонним актом, установившим обязанность мирного  разрешения споров, был Статут Лиги Наций. Ее члены обязались передавать спор, способный вызвать разрыв, на третейское или судебное разбирательство  или на рассмотрение Совета Лиги.

Более полная формула воплощена  в Парижском пакте об отказе от войны 1928 г., в котором стороны  «признают, что урегулирование или  разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскивать только в мирных средствах»9. В этом Пакте охвачены все виды споров и все иные конфликтные ситуации, причем резюмируется свобода выбора мирных средств.

Уставом ООН установлено: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные  споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Общее международное право  в процессе своей эволюции прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных  споров, постепенно развивая средства мирного разрешения международных  споров и устанавливая юридическую  обязанность государств использовать такие средства, ограничивая право  обращаться войне, но не обязывало их следовать этой процедуре.

В соответствии с современными концепциями международного права  государства обязаны разрешать  свои споры только мирными средствами.

Заслуживает внимание тенденция  к специализации процедур разрешения споров. В большинстве двусторонних и многосторонних договоров содержатся специальные постановления о  процедуре разрешения возникающих  при их осуществлении споров. В  качестве примера многосторонней конвенции можно указать Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., содержащую развернутые постановления о процедурах мирного разрешения споров в этой области. Тенденция к специализации ведет к ускорению профессионализации разрешения споров.

 

 

 

 

 

1.6 ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА 

 

Принцип невмешательства  в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться  еще в эпоху буржуазно-демократических  революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное  право во многих случаях допускало  различные формы вмешательства  во внутренние дела государств, включая  вооруженное вмешательство.

В настоящее время принцип  невмешательства определен в  п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких  авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и  суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет  права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства", причем под  вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние  попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию10.

Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции  государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с  развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые  государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства  не означает автоматически то, что  государства могут произвольно  относить к своей внутренней компетенции  любые вопросы. Международные обязательства  государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно  подходить к решению этого  вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕГО УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА  

Появление принципа всеобщего  уважения прав человека и основных свобод в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится  к возникновению ООН и связано  непосредственно с принятием  Устава ООН, хотя само понятие прав человека известно в теории с конца XVIII века.

В преамбуле Устава члены  ООН подтвердили "веру в основные права человека... в равноправие  мужчин и женщин...". В статье 1 в  качестве цели членов Организации говорится  о сотрудничестве между ними "в  поощрении и развитии уважения к  правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Важнейшее  значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой "Организация Объединенных Наций содействует:

a) повышению уровня жизни,  полной занятости населения и  условиям экономического и социального  прогресса и развития...

б) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...".

В статье 56 предусматривается, что "все члены Организации  обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в  сотрудничестве с Организацией для  достижения целей, указанных в ст. 55".

Анализ многочисленных международных  документов по правам человека, к которым  относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный  пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, что в современном  международном праве имеется  универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны  уважать и соблюдать права  человека и основные свободы для  всех, без различия расы, пола, языка  и религии11.

Международные нормы в  области прав человека в подавляющем  большинстве не могут применяться  непосредственно на территории государства. Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречи государств - участников СБСЕ в Вене предписывает государствам "уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод", предусматривает "право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью", а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство "обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека".

Информация о работе Понятие принципов международного права