Понятие принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:59, контрольная работа

Описание

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное право среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
Понятие принципов международного права…………………………………………………..4
1.1 Принцип суверенного равенства государств……………………………………………...6
1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой…………………………………………….8
1.3 Принцип нерушимости государственных границ………………………………………...9
1.4 Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств.…..…….10
1.5 Принцип мирного разрешения международных споров…………………………………11
1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела………………………………………… 12
1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека…………………………………………….13
1.8 Принцип самоопределения народов и наций………………………………………….....14
1.9 Принцип сотрудничества………………………………………………………………..…15
1.10 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств………………16
Заключение………………………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………….…………..18

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 44.02 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………….…..3

Понятие принципов международного права…………………………………………………..4

1.1 Принцип суверенного равенства государств……………………………………………...6

1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой…………………………………………….8

1.3 Принцип нерушимости государственных границ………………………………………...9

1.4 Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств.…..…….10

1.5 Принцип мирного разрешения международных споров…………………………………11

1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела………………………………………… 12

1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека…………………………………………….13

1.8 Принцип самоопределения народов и наций………………………………………….....14

1.9 Принцип сотрудничества………………………………………………………………..…15

1.10 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств………………16

Заключение………………………………………………………………………………….……17

Список литературы………………………………………………………………….…………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное  право среди прочих факторов оказывает  непосредственное влияние на внешнюю  политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.

Сегодняшний уровень цивилизации  и правосознания позволяет говорить о первичности международного права  среди других факторов, влияющих на международные отношения.

Международное право выполняет  координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в  международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства  сами коллективно обеспечивают поддержание  международного правопорядка.

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных  отношений и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе Организаций Объединённых Наций. Широко признано, что принципы Устава ООН  не могут быть отменены государствами  в одностороннем порядке или  по соглашению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 

 

Характерной особенностью международного права является наличие в нем  комплекса основных принципов. Они  представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные  международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать  положениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения  основных принципов, признаются недействительными  и влекут международно-правовую ответственность.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной  целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного  равенства государств, невмешательства  во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Принципы международного права формируются обычным и  договорным путем. Они выполняют  одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных  отношений, и таким образом способствуют их развитию.

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а  также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической  силой.1

Принципы наделены также  особой политической и моральной  силой. Очевидно, поэтому в дипломатической  практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня  любое сколь-нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия  ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах. Важность данного  положения подчеркивается в международной  практике.

Появление принципов обусловлено  и интересами самого международного права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы  международного права.

Становление этих принципов  в межгосударственном общении было долгим. Каждый прошел собственный  путь признания мировым сообществом. Самыми авторитетными международно - правовыми документами, где они  были впервые собраны, стали Устав  Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 году, а также специальный  документ "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятый в 1970 году. Декларация призвала государства "руководствоваться ими в международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

В обоих документах названы 7 принципов. Сейчас их больше. В Заключительном акте Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе, подписанном  в 1975 году в Хельсинки всеми странами континента тех лет, а также США  и Канадой (всего 35 государств), названы  десять принципов. Первые пять: неприменение силы и угрозы силой, нерушимость  государственных границ, территориальная  целостность государств, мирное урегулирование конфликтов, равноправие и право  народов распоряжаться своей  судьбой - объединены в общую группу принципов, обеспечивающих мир и  безопасность на Земле.2

Вторую группу составляют принципы, нацеливающие государства  на сотрудничество во всех областях и  требующие их неукоснительного соблюдения. Это принципы суверенного равенства  государств, невмешательства во внутренние дела друг друга; сотрудничества, добросовестного  выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.

Отдельное место в перечне  занимает недавно включенный в него принцип уважения прав и основных свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА  ГОСУДАРСТВ

 

Сущность данного принципа составляет правило о том, что  поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных  отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: "Организация  основана на принципе суверенного равенства  всех ее членов".

Данный принцип закреплен  в качестве основополагающего также  в уставах международных организаций  системы ООН, в учредительных  документах (уставах) подавляющего большинства  региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных  организаций, в правовых актах международных  организаций.

В современном международном  праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о  принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип  был развит в Декларации принципов  Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе, Итоговом документе Венской  встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов3.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства  заключается в обеспечении равноправного  участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического  или иного характера.

В соответствии с Декларацией  о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства  включает следующие элементы:

1) государства юридически  равны;

2) каждое государство  пользуется правами, присущими  полному суверенитету;

3) каждое государство  обязано уважать правосубъектность  других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство  имеет право свободно выбирать  и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные  системы;

6) каждое государство  обязано выполнять полностью  и добросовестно свои международные  обязательства и жить в мире  с другими государствами.

В отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет4.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация  не могут навязывать созданные ими  нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время наблюдается  следующая тенденция: государства  передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми  атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных  организаций. К примеру, в ряде международных  организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли  метод так называемого взвешенного  голосования, в соответствии с которым  количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.

В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней  принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться  в контексте всех других. Так, между  принципом суверенного равенства  государств и их обязанностью не вмешиваться  в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции  государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято  соотносить внутреннюю компетенцию  с международными обязательствами  каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или  тем более их изолированности, поскольку  они живут и сосуществуют во взаимосвязанном  мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

 

 

1.2 ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ  И  УГРОЗЫ СИЛОЙ 

Проблема соотношения  силы и права является центральной  для любой правовой системы.

В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять  практику, в соответствии с которой  вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым  с целями ООН5.

Информация о работе Понятие принципов международного права