Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает
относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального
бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части
бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя
вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной
перспективе основным источником финансирования дефицита федерального
бюджета.

Содержание

Введение ....................................................................................................................... 3
1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой
политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. ................................................. 4
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики..... 4
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга .......................................... 6
Фактор 3. Состояние внутреннего рынка капитала ......................................... 12
Фактор 4. Государственные гарантии Российской Федерации ...................... 21
Фактор 5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного
капитала со стороны корпоративного сектора ................................................. 25
2. Приоритеты и инструменты долговой политики............................................... 26
2.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала ................................. 27
2.2. Долговая политика на международных рынках капитала........................ 32
2.3. Государственная гарантийная поддержка ................................................. 34
2.4. Политика в области заимствований субъектов
Российской Федерации ....................................................................................... 35
2.5. Взаимодействие с многосторонними банками развития.......................... 39
2.6. Мониторинг внешних долговых обязательств корпоративного сектора 42
2.7. Переход к активному управлению государственным долгом ................. 44
2.8. О компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям
граждан ................................................................................................................. 46
Заключение................................................................................................................. 47

Работа состоит из  1 файл

долшговая политика.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

реконструкции и развития (ЕБРР), Черноморским банком торговли и развития

(ЧБТР), Евразийским  банком развития (ЕАБР) в Российской Федерации без

финансовых  обязательств со стороны Российской Федерации;

6) активное участие  Российской Федерации как акционера  в деятельности

МБР, направленное на обеспечение эффективного использования  потенциала

международных финансовых институтов в интересах Российской Федерации.

2.6. Мониторинг  внешних долговых обязательств  корпоративного сектора

В 2009-2010 гг. внешний  корпоративный долг России сократился на

5,8 млрд. долл.США  (на 1,3%) и к середине 2011 г. составил 485,6 млрд. долл.

- 43 -

США, что соответствует 25% ВВП. По состоянию на 1 июля 2011 г.,

совокупный (т.е. государственный и корпоративный) внешний долг страны

составил 532,2 млрд. долл. США или 28% ВВП. При этом международные

валютные резервы  России (524,5 млрд. долл. США) на 98% покрывали объем

этого долга (График 19).

График 19. Международные  валютные резервы и внешний долг

Российской  Федерации, в % к ВВП

9%

7%

11%

12%

14%

17%

21%

101%

62%

49%

45%

42%

35%

34%

31%

24%

33%

34%

30%

35%

30%

33%

36%

34%

34%

142%

0%

20%

40%

60%

80%

100%

120%

140%

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

% к ВВП

Международные валютные резервы Совокупный внешний  долг

Один из общих  принципов долговой политики Российской Федерации

состоит в том, чтобы государственные заимствования  не подрывали

способности других российских заемщиков привлекать финансирование на

внешнем и внутреннем рынках. Более того, в последние  годы государство

стремилось  создавать благоприятные условия  для банков и корпораций страны,

в частности, за счет формирования репрезентативной шкалы доходности

российского суверенного  долга по всем срокам заимствований  и, таким

образом, создания условий для адекватного ценообразования  по долговым

инструментам  всех российских заемщиков.

- 44 -

Вместе с  тем, бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный

сектор, диктует  необходимость повышенного внимания финансовых властей к

сфере корпоративных  заимствований. В 2012-2014 гг. будет продолжено

решение задачи по совершенствованию системы мониторинга  внешнего долга

банков и  корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного

влияния на их заемную  политику, особенно предприятий с  крупной долей

государственного  участия. В качестве одного из элементов  решения данной

задачи, а также  в соответствии с требованием  Федерального закона № 7-ФЗ от

12 января 1996 г.  «О некоммерческих организациях»  (с учетом изменений от

29 декабря 2010 г.) планируется принятие постановления  Правительства

Российской  Федерации, устанавливающего порядок  принятия

государственными  корпорациями решений о заимствованиях в иностранной

валюте.

2.7. Переход к  активному управлению государственным  долгом

Эффективное решение  задачи по минимизации постоянно  растущих

расходов, направляемых на погашение и обслуживание государственного

долга, а также  расходов по управлению присущими суверенным долговым

обязательствам  рисками диктует необходимость  перехода к практике

применения  так называемых активных операций с  государственным долгом. Их

главное содержание состоит в целенаправленном воздействии  на структуру

задолженности (по срокам, используемым валютам и инструментам,

процентным  ставкам и т.п.).

Опыт ряда зарубежных стран показывает, что в данном контексте

ключевое значение имеет создание подконтрольного  государству

специализированного рыночного института, обладающего необходимым

набором полномочий и кадровым потенциалом. Применительно  к нашей стране

речь идет об ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА), политическое

решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Данному институту

- 45 -

отводится, с  одной стороны, роль «фронт-офиса», отвечающего за

взаимодействие  с инвесторами и другими участниками  финансовых рынков.

Его деятельность будет призвана формировать и  поддерживать адекватное

восприятие  инвестиционным сообществом кредитного риска России. С другой

стороны, в перспективе к РФА перейдут функции основного консультанта

Минфина России по вопросам оптимизации структуры  и снижению расходов

по погашению  и обслуживанию государственного долга, минимизации

процентных  и валютных рисков федерального бюджета.

График 20. Функции Российского финансового агентства

Планируется, что  РФА будет осуществлять от имени  Российской

Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, то есть

размещать государственные  ценные бумаги, а также проводить  операции с

данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации

структуры государственного долгового портфеля. По мере создания

необходимых предпосылок  и условий, РФА будет инвестировать  часть средств

российских  суверенных фондов (График 20).

Размещение

государственных

ценных бумаг

РФА

Консультирование

Минфина России

Операции

с государственными

ценными бумагами

на вторичном рынке

Инвестирование средств

суверенных фондов

Взаимодействие

с инвесторами

в долговые обязательства

России

- 46 -

В случае принятия разработанного Минфином России соответствующего

законопроекта в предстоящем периоде такой  институт будет учрежден

Правительством  Российской Федерации и начнет развертывание  своей

деятельности.

2.8. О компенсационных  выплатах по «дореформенным»  сбережениям

граждан

Самостоятельную проблему текущей долговой политики представляет

собой вопрос о  компенсационных выплатах по «дореформенным»  сбережениям

граждан, обеспечение  выполнения обязательств по которым  осуществляется за

счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за

счет государственных  внутренних заимствований. За последнее  десятилетие

сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз:

с 12 млрд. руб. в 2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году. В 2011 году и в

плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по

50 млрд. руб.  ежегодно.

Действующей нормативной  базой, формируемой рядом законодательных

актов, принятых в середине 1990-х годов, предусматривается  полная

компенсация всех потерь вкладчиков, то есть восстановление покупательной

способности их сбережений до уровня, соответствующего покупательной

способности денег  в 1990-1991 годах. При этом, однако, в  этих актах проблема

нахождения  источников финансирования соответствующих  бюджетных

расходов не решена. Между тем, Федеральным законом от 10 мая 1995 г.

№ 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской

Федерации»  предполагается осуществить переоформление дореформенных

сбережений  граждан в целевые долговые обязательства, имеющие статус

государственных ценных бумаг и выпускаемые на весь объем гарантированных

сбережений. Возникающий  в результате государственный внутренний долг

оценивается, по состоянию на начало 2011 года, в 25(!) трлн. руб.

Очевидно, что  практическая реализация данной концепции

восстановления  сбережений граждан накладывает  на федеральный бюджет

- 47 -

непомерные  обязательства. Если это произойдет в действительности, то

государство лишится  возможности в течение длительного  времени

осуществлять  финансирование иных расходов. Очевидно, что выпуск на

финансовые  рынки государственных ценных бумаг  в таком объеме

невозможен, и  по другим причинам.

В соответствии с постановлением Государственной  думы Федерального

Собрания Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 3125-5 ГД создана

рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере

восстановления  и защиты сбережений россиян. В состав этой группы входят

представители заинтересованных органов исполнительной и законодательной

власти, а также  ряда профессиональных организаций. Однако еще до

завершения  ее работы важно определиться на законодательном  уровне с

концептуальным  подходом к решению проблемы компенсации

«дореформенных» вкладов. Очевидно, соответствующую  компенсацию надо

осуществить, исходя из посильного для федерального бюджета коэффициента

такой компенсации, а также ограничения роста  государственного долга.

Заключение

Вне зависимости  от макроэкономических сценариев и  конъюнктуры

рынков капитала в предстоящий период государственная  долговая политика

будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации

осуществлять  заимствования в объемах, необходимых  для решения

поставленных  социально-экономических задач, и  на условиях, приемлемых для

нашей страны как  надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи

будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала,

прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и

эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным

сообществом, последовательное расширение круга инвесторов,

заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги

Российской Федерации.

- 48 -

Фактический объем государственных  заимствований будет определяться

результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего

и внешнего рынков. Накопленный  объем долговых обязательств перед

национальными и зарубежными  кредиторами будет находиться в  пределах,

исключающих значимое ухудшение  долговой устойчивости Российской

Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных

рейтингов нашей  страны и обеспечение безусловной платежеспособности.__


Информация о работе Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг.