Основные международные торговые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса международной торговли и сотрудничества стран посредством создания межгосударственных торговых организаций.
Задачи работы:
1) определение сущности и понятия международной торговли, рассмотрение классической теории международной торговли;
2) изучение процесса многостороннего регулирования торгово-экономических отношений и выявление основных межгосударственных торговых организаций. Рассмотрение их структуры, целей и задач;
3) выявление динамики международной торговли на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Суть и понятие международной торговли 4
1.2 Классическая теория международной торговли 4
2 МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ П6О ВОПРОСАМ ТОРГОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1 Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений 7
2.2 Основные международные организации по вопросам торговой и экономической политики 13
2.2.1 Всемирная торговая организация (ВТО) 13
2.2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 17
2.2.3 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 22
3 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

КР по МК.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

        Совет по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности,  помимо осуществления контроля  за выполнением соответствующего  соглашения (ТРИПС), занимается также  вопросами предотвращения возникновения  конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

        Многочисленные специализированные  комитеты и рабочие группы  занимаются отдельными соглашениями  системы ВТО и решением вопросов  в таких областях, как защита  окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

        Секретариат ВТО, который базируется  в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных  органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

      Страны-члены  ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие  же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

        Основные правила и принципы  ВТО отражены в многосторонних  торговых соглашениях, которые  затрагивают торговлю товарами  и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

      Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в  которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

      Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества. 

2.2.2 Конференция ООН  по торговле и  развитию (ЮНКТАД)

      Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является основным органом Генеральной  Ассамблеи ООН в области торговли и развития. ЮНКТАД была учреждена  на состоявшейся в 1964 году в Женеве первой сессии Конференции в целях содействия ускорению экономического роста и развития, в первую очередь развивающихся стран (Резолюция 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН).

      ЮНКТАД  является универсальным и глобальным форумом для рассмотрения и выработки рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий путем “макроэкономического анализа, обсуждения проблем, формирования консенсуса и проведения переговоров на межправительственном уровне, контроля осуществления деятельности и мероприятий по реализации принятых решений, а также технического сотрудничества”.

      В соответствии с мандатом ЮНКТАД также  предписывается выступать с конструктивными  подходами, рекомендациями и политическими инициативами по вопросам, рассматриваемым и другими международными организациями. При этом ЮНКТАД обязана играть ведущую роль в проработке и достижении консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли и их последствий в первую очередь для развивающихся и переходных стран, в содействии их адаптации к новым торговым условиям и интеграции в мировую торговую систему.

      По  состоянию на сентябрь 2002 года членами  ЮНКТАД является 191 государство. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве.

      Важную  роль для будущей деятельности ЮНКТАД играют резолюции 50-й и 51-й сессий ГА ООН (50/95 и 51/167), подчеркнувшие, помимо прочего, важность полной интеграции стран переходного периода в мировую торгово-экономическую систему, особенно путем улучшения доступа на рынки их экспорта, упразднения дискриминационных тарифов и нетарифных ограничений и расширившие мандат ЮНКТАД для работы в этом направлении, в т.ч. и по оказанию прямого технического содействия этой группе стран, включая подготовку к переговорам в рамках ВТО.

      Высшим  органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров с целью определения основных принципов политики и принятия решений по программе работы. С 1964 года было проведено десять конференций: 1964 год (Женева), 1968 год (Дели); 1972 год (Сантьяго, Чили); 1976 год (Найроби); 1979 год (Манила); 1983 год (Белград); 1987 год (Женева); 1992 год (Картахена, Колумбия); 1996 год (Мидранд, ЮАР); 2000 год (Бангкок, Таиланд).

      В соответствии с программными целями ЮНКТАД на Конференции в Мидранде был реформирован межправительственный механизм ЮНКТАД в направлении большей  транспарентности, гибкости и компактности. С 1996 года межправительственный механизм ЮНКТАД включает в себя одну (а не две, как раньше) ежегодную регулярную осеннюю сессию Совета по торговле и развитию (СТР), в рамках которой предусмотрено проведение однодневного сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. СТР руководит работой в периоды между сессиями Конференции. До трех раз в год проводятся исполнительные сессии СТР (продолжительностью в 1 день) для рассмотрения, в основном, институциональных и управленческих вопросов, а также срочных вопросов, которые, по общему мнению, не могут быть отложены до очередной сессии. Специальные сессии СТР созываются по решению Совета или требованию большинства членов Совета, Конференции или Генеральной Ассамблеи ООН. Расширены полномочия бюро СТР, которое в качестве постоянного органа регулирует работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями СТР. Созданы 3 постоянные комиссии (вместо 20 бывших комитетов и рабочих групп):

      По  торговле товарами, услугами и по сырьевым товарам;

      По  инвестициям, технологии и смежным  финансовым вопросам;

      По  предпринимательству, упрощению деловой  практики и развитию.

      Определено  максимальное общее количество и  продолжительность совещаний экспертов, созываемых комиссиями ежегодно (не более 10, до 3-х дней каждое).

      Секретариат ЮНКТАД имеет штат около 400 человек (из них 9 граждан России). Его возглавляет  Генеральный секретарь, назначаемый  Генеральным секретарем ООН. Этот пост с 15 сентября 1995 года занимает Рубенс Рикуперо (Rubens Ricupero, Бразилия), срок его полномочий истекает 15 сентября 2003 года.

      Бюджет  организации формируется из отчислений регулярного бюджета ООН и  внебюджетных ресурсов (в 2001 году - около 45 и 24 млн.долларов США, соответственно).

      Россия  в течение ряда последних лет, включая и 2003 год, избиралась в состав бюро СТР в качестве одного из вице-председателей. На протяжении многих лет, в том числе и в 2003 году, Россия является членом Рабочей группы (РГ) по среднесрочному плану и бюджету по программам (всего 19 членов).

      Прошедшая в феврале 2000 года в Бангкоке (Таиланд) X-я Конференция ЮНКТАД стала крупной  вехой в ее деятельности, определив, с учетом новых мировых экономический  реалий, место и роль ЮНКТАД в  системе международных организаций  социально-экономического спектра. Основные дискуссии велись вокруг главного вопроса повестки дня – “Стратегия развития во все более зависимом мире: учет уроков прошлого для превращения глобализации в эффективный инструмент развития всех стран и народов”. Представители развивающихся стран, в частности, отметили, что, несмотря на большие потенциальные возможности, глобализация не принесла ожидавшегося улучшения экономического положения для большинства развивающихся стран. Напротив, она создала серьезные проблемы, увеличив риск нестабильности и маргинализации. Возрос разрыв в доходах между развитыми и развивающимися странами. Масштабы нищеты приобрели угрожающий характер. Поэтому процессами глобализации необходимо управлять и направлять их на решение насущных.

      Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

      С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях экономического роста, в частности, развивающихся стран». Развивающиеся страны показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств. 

2.2.3 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

      Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: - Круг ведения и термины, - Общие обязательства и дисциплина, - Специальные обязательства, - Прогрессивная либерализация обмена услугами, - Процедурные положения, - Заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.

      ГАТС  содержит три блока прав и обязательств:

      - собственно ГАТС, в котором сформулированы  базисные правовые нормы, относящиеся  ко всем видам услуг, а также  основные концептуальные определения; 

      - приложения, касающиеся отдельных  отраслевых видов услуг, определяющие  как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);

      - перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

      Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие  на торговлю услугам осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

      Круг  ведения ГАТС включает все виды услуг  и любые отраслевые направления  торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением  правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.

      ГАТС  определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление  в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств.

      Основные  положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.

      ГАТС  предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях их обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть Протокола о присоединении страны к ВТО.

Информация о работе Основные международные торговые организации