Основные этапы возникновения и развития международного публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрытие истории возникновения международного публичного права, определить его периодизацию начиная с периода древних веков включительно до состояния современного международного права.
Исходя из поставленных целей, задачами являются:
раскрытие основных предпосылок возникновения международного права;
рассмотрение исторических этапов развития международного публичного права;
определение роли, места и задач международного права на современном этапе развития;
анализ системы и источников современного международного публичного права.

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

     Глава государства последовательно и  планомерно проводит в жизнь миролюбивую  политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

     Несмотря  на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

     Планомерность и постепенность государственной  политики заключается в том, чтобы  свести к минимуму негативные последствия  расширения Евросоюза, восстановить полноценный  политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

     Одним из приоритетных принципов внешней  политики белорусского государства  является планомерное строительство  Союзного государства России и Беларуси.

     Республика  Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

     Последовательность  внешней политики проявляется в  отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере [11].

     Задача  укрепления экономики Беларуси как  фундамента благосостояния народа выдвинула  в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны была в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси на период 2001-2005 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий. 

     3.2. Место норм международного  права в правовой  системе Республики Беларусь 

     Провозглашение  Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» норм международных договоров Республики Беларусь частью действующего законодательства делает необходимым определить иерархию правовых актов с учетом места и роли международных обязательств.

     Высший иерархический ранг в национальной правовой системе, безусловно, принадлежит Конституции Республики Беларусь. Это вытекает из ст. 7 Конституции, устанавливающей, что «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».

     Каково  же соотношение международно-правового  акта и Конституции? Конституция дает определенный ответ на этот вопрос только в отношении международных договоров, закрепив, что «не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции» [1, ч. 3 ст. 8].

     Что касается общепризнанных принципов международного права, то судить об их статусе можно, основываясь на доктринальных положениях и основополагающих международно-правовых актах.

     Принципы  международного права носят императивный характер и обязательны для любого государства, что вытекает из таких международных документов, как: Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г. и Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Следовательно, положения ст. 8 Конституции Республики Беларусь о признании приоритета общепризнанных принципов международного права можно квалифицировать как признание их верховенства над Конституцией Республики Беларусь.

     Таким образом, на вершине иерархической  лестницы стоят общепризнанные принципы международного права, затем идет Конституция  Республики Беларусь, обладающая высшей юридической силой по отношению ко всему нормативному массиву, действующему на территории Республики Беларусь.

     Вслед за Конституцией Республики Беларусь ведущее место среди международных  обязательств и национальных нормативных  актов принадлежит ратифицированным международным договорам Республики Беларусь, что следует из полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь определять «соответствие законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь» [1, ч. 5 ст. 116].

     Кроме того, в Конституции Республики Беларусь среди нормативных актов, входящих в правовую систему, указываются  акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, к ним могут относиться резолюции или решения международных организаций или иных межгосударственных образований.

     Исходя  из компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь определять соответствие таких международно-правовых актов Конституции Республики Беларусь, ратифицированным международным договорам, законам, декретам и указам, их иерархический ранг следует квалифицировать как более низкий, чем нормативные акты законодательного органа (Парламент Республики Беларусь) или высшего исполнительного органа (Президент Республики Беларусь).

     Таким образом, анализ норм Конституции Республики Беларусь позволяет дать следующее  иерархическое соотношение нормативных  актов, входящих в правовую систему  Республики Беларусь:

     1) общепризнанные принципы международного  права;

     2) Конституция Республики Беларусь;

     3) ратифицированные международные  договоры;

     4) законы, декреты, указы Президента  Республики Беларусь, международные  обязательства Республики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норм международного права;

     5) акты межгосударственных образований,  участником которых является  Республика Беларусь, подзаконные  нормативные акты, принятые Советом  Министров Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Генеральным прокурором Республики Беларусь.

     Иерархическая структура норм, входящих в правовую систему Республики Беларусь, безусловно, доказывает определяющее влияние международного права на реформирование правовой системы. Причем международное право оказывает преимущественно опосредованное воздействие. Об этом свидетельствует весь процесс современных правовых реформ, направленных на приведение законодательства в соответствие с международными обязательствами.

     Механизм  инкорпорации норм международного права  особенно очевиден на примере Конституции  Республики Беларусь. В полном соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. в ней провозглашается  в качестве основ конституционного строя принцип высшей ценности человеческой личности [1, ст. 2], а обеспечение прав и свобод граждан - наивысшей целью государства [1, ст. 21].

     В Конституции Республики Беларусь содержится специальный раздел «Личность, общество, государство», где закрепляются права и свободы граждан в трактовке Международных пактов о правах человека 1966 г.

     Однако, несмотря на определяющую роль опосредованного  воздействия международного права, законодательство Республики Беларусь создает предпосылки для прямого  применения международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности.

     Как было показано выше, в абсолютное большинство  законов, принятых в 90-х гг. XX в., а  также в Воздушный кодекс Республики Беларусь включены положения о применении международного договора, если им установлены правила иные, чем в соответствующем законе.

     Возможность непосредственного действия ратифицированных международных договоров устанавливается  Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах  Республики Беларусь», Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предусматривающим, какие договоры не могут быть самоисполнимыми. К ним относятся договоры, устанавливающие обязательства, регулируемые внутренним правом, но не урегулированные законодательством Республики Беларусь; выполнение договорных обязательств по которым невозможно без принятия внутреннего акта; если участники договора договорились о принятии соответствующих внутренних нормативных актов.

     Кроме того, некоторые законодательные  акты допускают возможность совместного  регулирования.

     Так, Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь закрепляет совместное применение международных договоров Республики Беларусь, «определяющих права и свободы человека и гражданина», и положений Кодекса в уголовном процессе (п. 4 ст. 1).

     Согласно  Конституции Республики Беларусь Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлено  право давать заключения о соответствии нормативных актов любого государственного органа Конституции Республики Беларусь, законам и ратифицированным международным договорам [1, ст. 116].

     Практика  деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что он активно использует международные и национальные правовые критерии для определения законности оспариваемых нормативных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что международное право  сформировалось и функционирует  как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе. С этим связано то, что международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил.

     Сами  наименования многих международных  договоров свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие из международных  договоров соотносятся по предмету регулирования с законами Республики Беларусь.

     Итак, современное международное право  характеризуется расширением сферы  его применения, а, следовательно, и  расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее  предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений.

     Определенные  ее элементы по согласованию между  самими государствами рассматриваются  как объекты совместного регулирования  – с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.

     Следует отметить, что внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

     Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене  является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность  и жизнеспособность. Неотъемлемые черты  этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами [11].

Информация о работе Основные этапы возникновения и развития международного публичного права