Основные этапы возникновения и развития международного публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрытие истории возникновения международного публичного права, определить его периодизацию начиная с периода древних веков включительно до состояния современного международного права.
Исходя из поставленных целей, задачами являются:
раскрытие основных предпосылок возникновения международного права;
рассмотрение исторических этапов развития международного публичного права;
определение роли, места и задач международного права на современном этапе развития;
анализ системы и источников современного международного публичного права.

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)
 

     Этот  период связан с рядом событий  и факторов, оказавших влияние  на развитие и содержание международного права. В их числе Первая мировая  война, в результате которой победители — страны Антанты — серией договоров  с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип "открытых дверей" в Китае.

     Важным  звеном Версальской системы и  ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статут которой содержал обязательства  ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, то есть не запрещал войну. Лига Наций не приняла эффективных мер в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935— 1936 годах, а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 года, которые гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией, но оставляли Германии возможность "дороги на Восток". "Умиротворение" Германии привело в 1938 году к заключению пресловутого Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией, открывшего дорогу новым агрессивным устремлениям фашистских Германии и Италии.

     На  развитие международного права оказала  влияние Октябрьская революция в России 1917 года, Декрет о мире, содержавший предложения всем воюющим государствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны. Важным шагом в этом направлении стал Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Келлога), заключенный в 1928 году. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не определяли понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. Фашистская Германия и ее союзники развязали Вторую мировую войну.

     Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что  послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые обеспечили бы государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943), Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. Было признано, что новая международная организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания международного мира и безопасности. Была создана Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 26 июня 1945 года.

     Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие  механизм санкций в отношении  государства-агрессора. Запрет агрессивной  войны привел к пересмотру содержания многих международно-правовых отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирных средствах разрешения международных споров, норм, касающихся международных организаций.

     Не  менее кардинальные изменения произошли в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение, что явилось юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Их обрели после Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

     Нормы Устава ООН послужили отправной  точкой для принятия многочисленных международных актов как по специальным  вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

     Особой  формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами, сложившаяся система целенаправленных действий государств по этим вопросам в рамках процесса, начало которому положил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств.

     В современный период общей тенденцией стала демократизация норм международного права, их широкая кодификация и  прогрессивное развитие, резкое расширение числа универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивный характер. Все это сказалось на содержании практически всех отраслей и институтов международного права. Например, существенно обогатились такие отрасли международного права, как право международных договоров, дипломатическое право, международное морское право и так далее. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, космическое право, право окружающей среды и другие.

     Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов "классического" международного права XIX веке, получила название "современное международное право". На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны; защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор. 
 

ГЛАВА 2. основные черты современного международного права 

     Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет те же специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию.

     Существенным  фактором совершенствования международного права явились прогрессивные  перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XXв., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего, таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее - отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

     Современное международное право функционирует  в сложной среде, так как формирующие  и реализующие это право государства  имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

     Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный  характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного  общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

     Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

     Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения  реализации принятых норм, а также  взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами [10].

     Современное международное право является общим  для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

     Отмеченное  обстоятельство не дает повода для  утверждения, будто каждое государство  имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как  субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Республики Беларусь основными источниками международного права, как и для всех других государств, являются такие универсальные международно-правовые акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи.

     Следует отметить, что в эпоху глобализации мировой экономики, нарастания новых глобальных вызовов и угроз требуются действенные международные многосторонние механизмы реагирования на эти проблемы и регулирования происходящих экономических, социальных и политических процессов. Эту роль и выполняет многостороннее сотрудничество.

     Помимо  традиционного участия Республики Беларусь в деятельности Организации  Объединенных Наций, Движения неприсоединения, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в последние годы активно развивается наше взаимодействие с партнерами в рамках интеграционных объединений и организаций на постсоветском пространстве. Продолжает развиваться сотрудничество в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. В 2009 году начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В 2010 году ему передан ряд наднациональных функций в сфере регулирования внешней торговли. Государства – члены Таможенного союза пошли дальше по пути интеграции и в конце 2010 года подписали пакет соглашений, формирующих договорно – правовую базу Единого экономического пространства.

     Необходимость смягчения последствий глобального  экономического кризиса для Республики Беларусь и проведения в стране структурных реформ в сфере экономики и финансов обусловили нынешнюю тенденцию расширения сотрудничества нашей страны с ведущими международными финансовыми и экономическими организациями – Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейской экономической комиссией ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

     Важным  направлением деятельности Министерства иностранных дел является привлечение  ресурсов и экспертного потенциала специализированных межправительственных организаций для решения задач социально-экономического развития Республики Беларусь.

     В октябре 2010 г. подписана первая в  истории Рамочная программа ООН  по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 – 2015 годов. Это документ стратегического планирования взаимодействия Правительства Республики Беларусь со всеми специализированными учреждениями, фондами и программами системы ООН, работающими в Беларуси. Он предусматривает реализацию в стране проектов международной технической помощи на общую сумму в 490 млн. долларов США [10].

     Современное международное право является основой  международного правопорядка, обеспечиваемого  коллективными и индивидуальными  действиями самих государств. При  этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

     Сегодня имеются достаточные основания  для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем прогрессе.

Глава 3. республика беларусь в системе международного права 

     3.1. Основные принципы  внешней политики 

     Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

Информация о работе Основные этапы возникновения и развития международного публичного права