Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа
Цель курсовой работы:- определить понятие, состав муниципально-правовой ответственности, осуществить комплексный, системный анализ данного правового института с позиций современной правовой науки, выявить пути и условия совершенствования правовых норм в исследуемой области.
Введение 	3
Глава I. Муниципально-правовая ответственность
как самостоятельный  вид юридической ответственности
11
1.1. Понятие юридической ответственности в отечественной юридической науке	11
1.2. Понятие муниципально-правовой ответственности	15
1.3. Соотношение муниципально-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности	 
24
Глава II Совершенствование реализации муниципально-правовой ответственности	28
2.1. Порядок и условия реализации муниципально-правовой ответственности	 
28
2.2 Факторы, способствующие реализации муниципально-правовой ответственности	30
Заключение	47
Список  источников и литературы
III. Ответственность 
органов и должностных лиц 
местного самоуправления перед 
государством наступает на 
    Ответственность 
представительного органа наступает, 
если соответствующим судом 
 
В случае принятия такого закона полномочия представительного органа прекращаются со дня вступления его в силу.
Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
1) издания 
указанным лицом нормативного 
правового акта, противоречащего 
законодательству, если такие противоречия 
установлены соответствующим 
2) совершения указанным лицом действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло мер по исполнению решения суда.
В указанных случаях высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
Одной из форм проявления ответственности перед государством является предусмотренное в ст. 75 Закона 2003 г. временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.
    Статья 
72 Закона 2003 г. предусматривает также 
ответственность органов и 
Наряду с рассмотренным выше в юридической литературе распространена еще одна классификация видов юридической ответственности, основанием которой является ее отраслевая принадлежность (вид правонарушения). Применительно к муниципально-правовой ответственности сложилось несколько точек зрения.
Так, говоря 
о видах юридической 
    Далее 
он делает вывод, что "видами юридической 
ответственности в муниципальных отношениях 
являются уголовная, административная, 
гражданско-правовая, дисциплинарная, 
собственно муниципально-правовая ответственность" 
6 (напомним, что собственно муниципально-правовая 
ответственность рассматривается как 
разновидность конституционной). 
    Автор 
одного из первых системных исследований 
института конституционно-
    Один 
из авторов учебника "Муниципальное 
право России", Г.Н. Чеботарев, рассматривая 
проблему самостоятельности 
Таким образом, можно выделить несколько подходов к проблеме самостоятельности муниципально-правовой ответственности: 1) о муниципально-правовой ответственности нельзя говорить как об отдельном виде ответственности, так как это может привести к замене понятия (т.е. муниципально-правовая ответственность - это конституционно-правовая ответственность в муниципальном праве); 2) муниципально-правовая ответственность - это разновидность конституционно-правовой ответственности; 3) муниципально-правовая ответственность - это самостоятельный вид отраслевой ответственности.
Ответ на данный вопрос решается в том числе в зависимости от того, можно ли считать муниципальное право самостоятельной отраслью современного российского права.
    Здесь 
мы согласны с позицией Г.Н. Чеботарева, 
что "муниципальное право обладает 
всеми признаками комплексной отрасли 
права. Оно характеризуется и муниципальными 
правоотношениями, и своими методами, 
и муниципальными нормами, формирующейся 
муниципально-правовой ответственностью" 
. 
В связи с данной позицией хотелось бы привести некоторые соображения. Муниципальное право - сравнительно молодая отрасль современного российского права. Является ли она полноценной, самостоятельной отраслью или искусственным образованием, объединяющим нормы исключительно по предмету правового регулирования, который, несомненно, является специфическим, а именно - общественные отношения в связи с осуществлением местного самоуправления? Данный вопрос пока не нашел однозначного решения в юриспруденции. И хотя те ученые, которые занимаются именно муниципальным правом, приводят большое количество доводов в пользу самостоятельности данной отрасли, здесь имеются некоторые проблемы.
Хотелось бы привести некоторые дополнительные доводы в пользу самостоятельности муниципального права, в том числе исследовав некоторые процессы системообразования и структурированности права.
Согласно наиболее распространенной позиции отрасли права должны обладать собственными, присущими только им предметом и методом правового регулирования, которые рассматриваются в качестве основных системообразующих факторов, отделяющих конкретную отрасль от других правовых образований.
    В 
пользу отраслевого характера 
Вместе с тем в российской юридической науке сложилась традиция проводить отличие между профилирующими (основными) и комплексными отраслями. В этом случае профилирующим отраслям свойственны свои методы правового регулирования, указывающие на их юридическое своеобразие. Муниципальное право не может быть отнесено к самостоятельным отраслям права, поскольку лишено собственного основного метода регулирования. В сфере регулирования отношений местного самоуправления муниципальное право объединяет нормы различных отраслей права, сочетая в себе их юридические режимы. В связи с изложенным представляется, что муниципальное право не может быть охарактеризовано профилирующей (основной) отраслью российского права. Доминирующим в юридической науке является мнение о комплексности муниципального права. Такой вывод базируется на двух утверждениях:
    1) 
предмет муниципального права 
образуют комплексные 
    2) 
нормы муниципального права 
    Комплексная 
отрасль права - это особая юридическая 
целостность, ее своеобразие объясняется 
наличием специфических приемов регулирования, 
принципов, положений, свидетельствующих 
о существовании специального юридического 
режима. Комплексность муниципального 
права заключается не только в рассредоточении 
норм по основным отраслям и регулировании 
ими отдельных сторон отношений местного 
самоуправления. Комплексный характер 
данной отрасли обусловлен также наличием 
норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального 
законодательства, т.е. в нормативных актах, 
регулирующих именно муниципальные отношения, 
не урегулированные иными отраслями: по 
поводу образования, преобразования и 
упразднения муниципальных образований; 
по поводу статуса муниципальных служащих; 
по поводу выборов в органы местного самоуправления 
и т.д. 
Информация о работе Муниципально - правовая ответственность: Актуальные проблемы теории и практики