Муниципально - правовая ответственность: Актуальные проблемы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:- определить понятие, состав муниципально-правовой ответственности, осуществить комплексный, системный анализ данного правового института с позиций современной правовой науки, выявить пути и условия совершенствования правовых норм в исследуемой области.

Содержание

Введение 3
Глава I. Муниципально-правовая ответственность
как самостоятельный вид юридической ответственности
11
1.1. Понятие юридической ответственности в отечественной юридической науке 11
1.2. Понятие муниципально-правовой ответственности 15
1.3. Соотношение муниципально-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности
24
Глава II Совершенствование реализации муниципально-правовой ответственности 28
2.1. Порядок и условия реализации муниципально-правовой ответственности
28
2.2 Факторы, способствующие реализации муниципально-правовой ответственности 30
Заключение 47
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

М.п.Ответственность.Проблемы теории и практики - копия.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

4.Анализ правового регулирования муниципально-правовой ответственности показал необходимость его совершенствования по следующим направлениям: четкое определение правового статуса субъектов муниципально-правовой ответственности; определение основания муниципально-правовой ответственности в целях отграничения от иных видов юридической ответственности; включение в федеральное законодательство понятия «население муниципального образования»; установление в законодательстве таких мер муниципально-правовой ответственности, как вынесение предупреждения выборному органу или должностному лицу местного самоуправления, временное отстранение от должности выборного должностного лица местного самоуправления населением муниципального образования.

5.Установленный федеральным законодательством, уставом муниципального образования порядок проведения собраний граждан предлагается применять для реализации таких мер муниципально-правовой ответственности, как временное отстранение от должности выборного должностного лица местного самоуправления, вынесение предупреждения выборному органу или должностному лицу местного самоуправления населением муниципального образования, дополнив Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положениями, предусматривающими возможность использования собраний граждан для привлечения выборных органов и должностных лиц местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности.

6. Решение о вынесении предупреждения выборному органу или должностному лицу местного самоуправления, временном отстранении от должности выборного должностного лица местного самоуправления должно приниматься большинством граждан, участвовавших в собрании о применении мер муниципально-правовой ответственности, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления. Собрание граждан правомочно в случае, если в нем участвует не менее половины зарегистрированных избирателей.

Структура курсовой работы определена задачей и логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав (включающих пять параграфов),заключения, библиографического списка использованных нормативных правовых актов, списка источников и литературы. 

Глава I. Муниципально-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

1.1.  Понятие юридической ответственности в отечественной юридической науке

Понятие «муниципально - правовая ответственность» является относительно новым в отечественной  юридической науке. До настоящего времени не выработано ни единого понятия муниципально - правовой ответственности, ни единой позиции в трактовке его юридического содержания.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".

Определение местного самоуправления как деятельности "под свою ответственность" не означает, что в системе местного самоуправления нет места "негативной" юридической ответственности за неправомерные действия, в том числе за издание незаконных правовых актов, нарушение прав и свобод человека и гражданина. По смыслу данной формулировки можно судить о том, что речь идет об ответственности населения "за порученное дело". Право и возможность решать вопросы местного значения означает и наделение большой моральной ответственностью, которая в то же время не исключает достаточно ощутимых последствий ненадлежащей деятельности.

Муниципально - правовую ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления можно классифицировать по разным основаниям, например: по степени регулирования правоотношений; по направлениям муниципально - правовой ответственности.

I. По  степени регулирования правоотношений.

Понятие ответственности в широком значении этого слова употребляется как отношение органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления к населению муниципального образования, ко всему обществу или государству с точки зрения выполнения этими органами возложенных на них задач и требований.

В узком, юридическом значении под термином "ответственность" понимается реакция  государства на совершенное органом  или выборным должностным лицом  местного самоуправления правонарушение, связанная с претерпеванием последним  неблагоприятных для него последствий . Существенное значение для правовой регламентации конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления имеет вопрос о её основаниях. Основания традиционно принято связывать с конституционными правонарушениями (деликтами), представляющими собой разновидность противоправных деяний, посягающих на регулируемые и охраняемые нормами конституционного права отношения, за совершение  которых в соответствии с установленными в законодательстве о местном самоуправлении предписаниями предусмотрена возможность применения конкретных юридических санкций.

При их анализе бросается в глаза  то обстоятельство, что законодательство о местном самоуправлении (как  действующее, так и не вступившее в полном объёме в действие) увязывает  их преимущественно с конкретными противоправными решениями (актами) или действиями, подтвержденными в судебном порядке.    Представляется, что уяснение природы юридической ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением необходимо для определения круга субъектов правоотношений, которые могли бы устанавливать конкретные основания ответственности, определять порядок привлечения к ответственности.

II. По  направлениям муниципально - правовой  ответственности.

Муниципально - правовая ответственность проявляется главным образом в ее позитивной направленности - ответственном и добросовестном выполнении своих обязанностей. Вместе с тем в случае прямого нарушения муниципальных норм либо невыполнения уставных задач, функций, обязанностей, возложенных на муниципальные органы и должностных лиц местного самоуправления, наступает негативная (ретроспективная) муниципально -правовая ответственность.

Концепция муниципально - правовой ответственности  состоит из нескольких направлений, каждое из которых требует формирования относительно самостоятельного механизма реализации муниципально -правовой ответственности.

Во-первых, это ответственность должностных  лиц местного самоуправления перед  населением за реализацию тех полномочий, которые жители муниципального образования передали конкретным муниципальным институтам и отдельным лицам. Отзыв главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, роспуск представительного органа местного самоуправления - меры муниципально -правовой ответственности, наступающие в результате ненадлежащего исполнения ими своих полномочий.

Во-вторых, относительно самостоятельным блоком муниципально -правовой ответственности  является ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед государством.

В-третьих, целесообразно выделить муниципально - правовую ответственность органов  местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами. Она выражается в неисполнении своих обязанностей или злоупотреблении своими правами, а также в принятии актов волевого характера, которые влекут нарушение прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

В-четвертых, муниципально - правовая ответственность  в отношении органов местного самоуправления может возникнуть вследствие осуществления ими переданных полномочий.

Каждое  из названных направлений муниципально - правовой ответственности имеет  особенности, самостоятельную нормативную  базу, состав правонарушения, что находит  отражение в разных подходах к  понятию муниципально - правовой ответственности.

Общее же для всех определяется необходимостью защиты интересов населения муниципального образования. Кроме того, следует  отметить непризнание нами позитивной муниципальной ответственности. Такая  ответственность возможна, но она не имеет отношения к юридической ответственности и, соответственно, к муниципально - правовой ответственности. Сторонники позитивной ответственности полагают, что она имеет место, если законодательно определено, что власть ответственна перед народом. Но это не совсем верное утверждение, так как к наступлению ответственности приводит нарушение только тех принципов и норм, законодательно закрепляющих права и обязанности, которые обеспечены санкциями. 
 
 

1.2. Понятие муниципально-правовой ответственности

Говоря  об ответственности в муниципальном  праве, необходимо признать, что это  прежде всего ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления. Именно об ответственности указанных  субъектов говорится в основополагающем нормативном акте, содержащем муниципальные правовые нормы, - в Федеральном законе N 131-ФЗ 2003 г. (далее - Закон 2003 г.) 4 

Исходя  из содержания указанного Закона, можно  определить ответственность в муниципальном  праве (ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления) как неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Закон 2003 г. устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные  лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы этой ответственности.

Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед: а) населением муниципального образования; б) государством; в) физическими и  юридическими лицами (ст. 70).

I. В  соответствии с Законом 2003 г.  ответственность выборных лиц  перед населением наступает в  результате виновно совершенного  правонарушения, установленного судом.

    Статья 24 Закона 2003 г. закрепляет, что "основаниями  для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке", при этом процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

II. Основанием  для ответственности органов  и должностных лиц местного  самоуправления перед физическими  и юридическими лицами являются  действия органов и должностных  лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае наступает прежде всего в судебном порядке.

Решения и действия (или бездействие) органов  и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закреплены в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

    В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда  они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

    В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса  Российской Федерации убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в  результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

    Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества. 

Информация о работе Муниципально - правовая ответственность: Актуальные проблемы теории и практики