Международный банк реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:13, доклад

Описание

В настоящее время МБРР является одним из основных элементов мировой валютно-кредитной системы.
На международной валютной конференции Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе (США), проходившей 10-22 июля 1944 г., были подписаны:
- Соглашение о Международном валютном фонде (вступило в силу 27 декабря 1945 года);
- Соглашение о Международном банке реконструкции и развития (вступило в силу 27 декабря 1945 года).

Работа состоит из  1 файл

Доклад (Международный банк реконструкции и развития).docx

— 24.49 Кб (Скачать документ)

     Международный банк реконструкции  и развития 

     В настоящее время МБРР является одним  из основных элементов мировой валютно-кредитной  системы.

     На  международной валютной конференции  Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе (США), проходившей 10-22 июля 1944 г., были подписаны:

     - Соглашение о Международном валютном  фонде (вступило в силу 27 декабря  1945 года);

     - Соглашение о Международном банке  реконструкции и развития (вступило  в силу 27 декабря 1945 года).

     В мае 1946 года в г. Саванне, США, состоялась учредительная сессия МВФ и МБРР. На ней были сформированы Советы управляющих, Исполнительные Директораты Фонда  и Банка. С 1 марта 1947 г. МВФ и МБРР официально приступили к осуществлению  своей деятельности.

     Международный банк реконструкции и развития был  учрежден одновременно с МВФ в  форме международной межправительственной организации. В соответствии с общей  концепцией послевоенного устройства международно-правового порядка  государства-учредители наделили МБРР компетенцией мирового регулятора кредитно-инвестиционной сферы сотрудничества в сообществе цивилизованных государств, основанном на общих принципах международного права.

     Несмотря  на присутствие в наименовании международной  организации характерного частноправового  термина «банк», указывающего на функциональную особенность организационно-правовой формы, МБРР не является коммерческим кредитным учреждением в гражданско-правовом понимании смысла данного термина. Суверенные государства, учредившие Банк, поставили перед ним главную  задачу – обеспечивать устойчивое развитие всех государств мира посредством  сбалансированного развития международной  торговли и поощрения капиталовложений в производство материальных и нематериальных благ в условиях открытой рыночной экономики. Для успешного выполнения поставленной задачи МБРР обладает всеми необходимыми правовыми инструментами и экономическими ресурсами. При этом следует отдельно подчеркнуть, что положения Устава Банка не предусматривают в качестве цели извлечение им коммерческой прибыли. Свою деятельность Банк осуществляет с положительной экономической рентабельностью, что позволяет получать ему операционный доход, который не распределяется между учредившими его государствами, а в полном объеме поступает на финансирование проектов, направленных на выполнение следующих уставных целей:

     -оказание помощи в реконструкции и развитии территорий государств-членов путем содействия осуществлению капиталовложений в продуктивных целях;

     -оказание содействия частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях;

     -содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов.

     МБРР  – это независимая международная  организация. В соответствии со статьей 7 разделом 2 Устава, Банк является юридическим  лицом и имеет право:

     *заключать  договоры;

     *приобретать  и продавать движимое и недвижимое  имущество;

     *возбуждать  судебные дела.

     Для надлежащего выполнения возложенных  функций Банку предоставляются  определенные иммунитеты и привилегии на территории государства-члена:

     - судебный иммунитет – имущество  и активы Банка, где бы и  в чьем бы ведении они ни находились, пользуется иммунитетом от всех форм конфискации, ареста или изъятия в счет долга до вынесения окончательного судебного постановления против МБРР;

     - иммунитет авуаров от конфискации – имущество и авуары Банка не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам ареста по решению исполнительных или законодательных органов;

     - иммунитет архивов – архивы  МБРР неприкосновенны;

     - освобождение авуаров от ограничений  – все имущество и авуары  МБРР освобождаются от любого  вида ограничений, постановлений,  контроля и мораториев;

     - привилегии в области связи  – каждый член предоставляет  для официальных отправлений  МБРР тот же режим, что и  для официальных отправлений  других государств-членов;

     - иммунитет и привилегии должностных  лиц и служащих;

     - налоговый иммунитет. 

     Следует подробней остановиться на последнем  пункте. В соответствии со статьей 7 разделом 9 Устава, иммунитет от налогообложения  заключается в следующем:

     *Банк, его авуары, имущество, доходы, а также его операции и сделки, заключаемые согласно Уставу, освобождаются от любого налогообложения и любых таможенных пошлин. Банк также освобождается от обязанностей сбора или уплаты любых налогов и пошлин.

     *Оклады и жалования, выплачиваемые Банком исполнительным директорам, их заместителям, должностным лицам и служащим Банка, не являющимся местными гражданами, местными подданными или другими лицами с местным гражданством, не облагаются никаким налогом и не учитываются при налогообложении.

     *Никакие обязательства или ценные бумаги, выпускаемые Банком (включая любые дивиденды и проценты с них), независимо от того, кому они принадлежат, не подлежат никакому налогообложению: 

       ~ которое содержит в себе дискриминационный подход к таким обязательствам и ценным бумагам исключительно по той причине, что они изданы Банком; или

     ~ если единственным юридическим основанием для такого налогообложения является место их выпуска или валюта, в которой они выпускаются, предъявляются к оплате или оплачиваются, а также местоположение какого-либо учреждения или делового объекта, принадлежащего Банку. 

     В МБРР трехуровневая организационная  структура управления. Банк управляется  как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 187 государств-членов этой организации.  Эти акционеры  представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим  решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов или развития государств либо управляющие центральных банков.

     В соответствии с уставом МБРР Совет  управляющих правомочен осуществлять все конвенционные полномочия на ежегодных сессиях, проходящих обычно совместно с Советом управляющих  МВФ. Совет управляющих также  может быть созван на внеочередные сессии по требованию не менее пяти государств-членов организации или  членов, располагающих 25% всех голосов. В настоящее время таким правом располагают, например, объединения  пяти государств, имеющих наибольшие квоты. Заседания Совета управляющих  могут проводиться, если имеется  кворум, равный простому большинству  общего числа управляющих, при условии, что присутствующие располагают  двумя третями всего количества голосов. Решения в Совете управляющих  принимаются путем процедуры  взвешенного голосования. При этом каждое государство располагает в соответствии с уставом 250 базовыми голосами, каждая дополнительная оплаченная акция прибавляет один голос.

       Поскольку Совет управляющих  проводит свои совещания не  чаще, чем раз в год, в порядке   делегирования полномочий в период  между ежегодными сессиями всеми  полномочиями наделяется главный  исполнительный орган МБРР –  Совет исполнительных директоров, работающий непосредственно в  штаб-квартире Банка. Обычно они  проводят свои совещания два  раза в неделю.  Исполнительные  директоры отвечают перед Советом  управляющих. Персональный состав  исполнительного органа формируется  путем назначения и избрания  государствами-участниками или группами  государств-участников. Пять государств, обладающих наибольшими пакетами  голосов (США, Япония, Германия, Великобритания  и Франция), назначают своих представителей  в Совет исполнительных директоров, остальные 20 мест замещаются путем  выборов каждые два года с  учетом широкого географического  представительства. При этом квоты  России, Саудовской Аравии и Китая  позволяют им каждый раз избирать  своего представителя в исполнительный  орган. Чтобы решения Совета  исполнительных директоров имели  юридическую силу, для заседаний  необходим кворум, равный простому  большинству от общего числа  директоров, составляющему не менее  50% количества всех голосов.

     Решения в Совете исполнительных директоров принимаются большинством голосов, при этом каждый директор голосует таким количеством голосов, которым  располагают назначившее его  государство либо избравшая группа государств. Государство, не представленное «личным» директором в Совете исполнительных директоров, имеет возможность направить  своего представителя на заседание  Директората, если на нем разбирается  вопрос, затрагивающий интересы этого  государства. Каждый директор сам назначает  себе заместителя. Совет директоров осуществляет общее руководство  работой банка, в том числе  отвечает за утверждение всех займов и принятие политических решений, затрагивающих  деятельность Банка, в том числе  за утверждение займов и гарантий, новых принципов деятельности, административного  бюджета, стратегий содействия государствам, а также решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности. По рекомендации президента Совет исполнительных директоров назначает вице-президентов. Исполнительные директоры имеют право учреждать и создавать дополнительные отделы, агентства, региональные учреждения и другие вспомогательные органы Банка в любом месте на территории государств-членов.

     Руководство оперативно-хозяйственной деятельностью  осуществляет президент МБРР. Однако реальную работу по направлениям выполняют вице-президенты. Президент МБРР избирается Советом исполнительных директоров и является его председателем. Президент не имеет права голоса в Совете, кроме случая равного разделения голосов, в котором его голос считается решающим. По традиции президентом МБРР становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров. Основная обязанность президента заключается в осуществлении контроля и общего руководства деятельностью Банка, организации повседневной работы штатного персонала Банка, назначении и увольнении работников аппарата.

     Персонал  Банка состоит из специалистов различного профиля, в обязанности которых  входит не только сбор и анализ данных об экономическом положении государств, но и подготовка решений руководящих  органов МБРР.

     МБРР  полагается в основном на четыре источника  информации:

     - отчеты государств-членов;

     - сообщения государств-кредиторов;

     - аналитическая информация МВФ;

     - статистические сводки о движении  частных капиталов. 

     Финансовый  капитал МБРР формируется из уставного  капитала, заемных средств и полученной прибыли.

     Уставный (акционерный) капитал МБРР образуется путем подписки государств-членов на акции Банка. Согласно Уставу такие  акции не могут использоваться государствами-членами  в качестве залога и могут передаваться только МБРР. Подписной капитал МБРР делится на оплаченный и неоплаченный, который может быть востребован только в случае отсутствия у банка ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

     Для пополнения своих финансовых ресурсов и реализации уставных целей МБРР наделен правом проводить операции на финансовых рынках. Кроме предоставления прямых займов и гарантий, МБРР обладает полномочиями:

     - продавать и покупать выпущенные  им ценные бумаги, а также покупать  и продавать гарантированные  им ценные бумаги и ценные  бумаги, в которые он осуществил  инвестиции;

     - гарантировать ценные бумаги, в  которые он осуществил инвестиции;

     - заимствовать валюту любого государства-члена  с его согласия;

     - покупать и продавать любые  ценные бумаги, которые МБРР сочтет подходящими для инвестирования.

 

     Список  использованных источников и литературы 

  1. Соглашение  о Международном банке реконструкции  и развития (вступило в силу 27 декабря 1945 года).
  2. www.worldbank.org
  3. www.un.org
  4. Петрова Г.В. Международное финансовое право: учебник/Г.В. Петрова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 457 с. – Серия: Магистр.
  5. Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник. – М.: Международные отношения, 2005.
  6. Лабин Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка. – М.: ЗАО «Синергия», 2004.

Информация о работе Международный банк реконструкции и развития