Международные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения — отношения, урегулированные этими нормами.Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.

Работа состоит из  1 файл

Международные правоотношения, политология и уип.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Международные правоотношения

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения —  отношения, урегулированные этими  нормами.Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.

Содержание правоотношений образуют международные субъективные права и юридические обязанности участников.

Субъективное  право — это право, принадлежащее  конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право  — это возможное поведение; его  реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность  — это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные  права и юридические обязанности  взаимосвязаны:

право одного участника  правоотношения соответствует обязанности  другого.

Субъективные  права и юридические обязанности  направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных  правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует  учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.

Юридические факты  в международном праве — это  конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает  возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости  от волевого содержания юридические  факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие  международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости  от функционального назначения международных  норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному  составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются  международные правоотношения в  собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени  существования можно выделять срочные  и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.   Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
.   .
Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".   Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
.   .
Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.   Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.
 

 

  

  

МЕТОДЫ  ПОЛИТОЛОГИИ

Методы 
политологии
На  чем акцентируют 
внимание
Как изучают политику
Институциональный На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных  структур и формальных правил принятия решений
Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве Анализ изменений  политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
Социологический На зависимости  политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность  измерения его мотивации
Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных  психических процессов, влияющих на политическое поведение
Системный На целостности  политики и характере ее взаимоотношений  с внешней средой Анализ характера  внутренних связей между составляющими  политику элементами
 

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Принципы Методы
  • Достоверность
  • Проверяемость
  • Непрерывность
  • Системность
  • Многоплановость
  • Точность
  • Наличие обратной связи
  • Статистические
  • Фактографические
  • Математические аналогии
  • Исторические аналогии
  • Экстраполяция
  • Опрос
  • Анкетирование

Этапы политического прогнозирования:

        1. Определение объекта, цели, методов прогноза.
        2. Сбор данных, влияющих на объект.
        3. Разработка поисковой модели.
        4. Составление нескольких возможных вариантов развития событий.
        5. Выработка рекомендаций для принятия политических решений.
 
 
 
 
 
 

1. Уголовно-исполнительная  политика ( предмет,  цели, задачи )

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции Российской Федерации закреплены в общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общая цель социальной политики имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.

Одно  из таких направлений – политика в сфере борьбы с преступностью. Она должна выражать интересы граждан  России и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ”. Она также должна отражать интересы общества и государства.(см. далее)

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференцию и индивидуализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в  сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это относится  прежде всего к определению системы  наказаний и отдельных ее видов, к практике назначения наказаний. В  конечном итоге политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних и женской преступности, а также адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлении. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, закрепленными в соответствующих международных актах и Конституции Российской Федерации. Это вытекает прежде всего из п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права - уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно  отнести социально-политическое и  экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие общественных наук.

Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой  государство, последовательная их реализация исполнительной властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития. Социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Политика в  сфере исполнения наказания зависит  во многом от нравственного состояния  общества, от уровня его правового  сознания. С обострением социальных отношений ослабевают нравственные устои общества, а это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Информация о работе Международные правоотношения