Международное воздушное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание

Перед курсовой работой поставлены следующие задачи: дать понятие международного воздушного права, рассмотреть его основные принципы и источники, а также особенности правового регулирования данной отрасли права, дать характеристику деятельности ИКАО.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение международного воздушного права как составной части международного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Международное воздушное право, его принципы………………...4
Понятие международного воздушного права……………………...4
Источники международного воздушного права…………………..5
Принципы международного воздушного права…………………...8
Особенности правового регулирования международного воздушного права……………………………………………………9
Международные полеты и режим воздушного пространства……9
Правила полетов в международном воздушном пространстве………………………………………………………..12
Права участников международного воздушного права…………13
Международная организация гражданской авиации…………….21
Организационно-правовой механизм ИКАО………………........21
Основные характеристики деятельности ИКАО………………...24
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Международное право.docx

— 63.75 Кб (Скачать документ)

Здесь установлен принцип  конкурирующей юрисдикции. Конвенции  не содержат каких-либо положений о  «предпочтительной юрисдикции»  наиболее заинтересованного государства (таковым, как правило, является государство  регистрации воздушного судна).

Положения Токийской конвенции  оказались малоэффективными в борьбе с незаконным захватом воздушных  судов, диверсиями против авиатранспорта на земле и аналогичными преступлениями, принявшими к концу 60-70-х годов  угрожающие размеры. В соответствии с Гаагской и Монреальской конвенциями лица, совершившие такие акты, признаны подлежащими либо выдаче, либо суровому наказанию.

Центральными статьями Гаагской и Монреальской конвенций являются ст. 7, в соответствии с которыми «договаривающееся государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано, без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства».

Практика последних лет  знает немало случаев выдачи лиц, совершивших угон самолетов. Так, в 1976 году Иран, в 1977 году Финляндия выдали СССР лиц, угнавших советские самолеты в эти страны. В случае невыдачи таких лиц они предстают перед  судом (например, в Пакистане отбывает наказание группа лиц, угнавших самолет  из СССР) [87; c. 45].

В рамках ИКАО не раз выдвигались  предложения о принятии протокола  к Гаагской конвенции с целью  установления принципа «предпочтительной  юрисдикции» государства регистрации.

Оказание помощи посредством  воздушных судов

Статья 25 Чикагской конвенции  гласит: «Каждое договаривающееся государство обязуется принимать такие меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории, какие оно сочтет возможными, и при условии осуществления контроля со стороны своих властей, разрешать собственникам воздушных судов или властям государства, в котором эти воздушные суда зарегистрированы, оказывать такие меры помощи, какие могут диктоваться данными обстоятельствами. Каждое договаривающееся государство при организации поиска пропавшего воздушного судна будет сотрудничать в осуществлении согласованных мер, которые время от времени могут рекомендоваться в соответствии с настоящей Конвенцией».

Международная конвенция  для унификации некоторых правил относительно оказания помощи воздушным  судам и их спасания на море или  помощи и спасания на море посредством  воздушных судов 1938 года (не вступила в силу) устанавливала обязанность  помощи лицам, подвергающимся опасности  в море, «а также аварийным воздушным  судам» (ст. 2).

Во время нахождения воздушных  судов в воздухе вообще невозможно извне помочь лицам, находящимся  внутри самолета или вертолета, за исключением  дачи рекомендаций, направляемых по каналам  радиосвязи. Вполне естественно поэтому, что «внешним» объектом спасания выступает как бы только воздушное  судно, и с этих позиций объяснимы  такие формулы, как «договаривающиеся  государства оказывают помощь воздушным  судам и оставшимся в живых  после авиационных происшествий» (п. 2.1.2 Приложения 13 к Чикагской конвенции). Оказание помощи лицам поставлено здесь  на второе место по указанной выше причине, их жизнь и здоровье становятся непосредственным объектом спасания лишь на поверхности суши или акватории, когда стадия бедствия переросла  в авиационное происшествие.

В современной международно-правовой практике в рассматриваемой области  относительно стабилизировалась и  довольно четко определилась тенденция  регулирования общих вопросов помощи воздушным судам, терпящим бедствие в открытом море, на основании источников международного морского права (Брюссельская конвенция 1910 г., Лондонская конвенция 1960 г., Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). Некоторые положения по данному вопросу содержатся в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, 1949 года, ст. 12 которой включает в понятие «кораблекрушение» вынужденную посадку самолетов на море или падение в море. Существует также ряд специальных многосторонних и двусторонних соглашений о помощи морским и воздушным судам, а также о спасании человеческих жизней в отдельных морских районах.

Хотя вопросы вознаграждения за спасание по своему содержанию носят  гражданско-правовой характер, они  тесно связаны с соответствующими обязанностями государств. Это взаимодействие особенно очевидно в тех случаях, когда практическое выполнение операций по поиску и спасанию передано частновладельческим фирмам, добровольным организациям и даже частным лицам.

Что касается поиска и спасания воздушных судов на государственной  территории, то, как правило, государства, исходя из полного и исключительного  суверенитета на своей территории, осуществляют данную деятельность самостоятельно. Практически только те государства, которые не располагают в этих целях эффективными техническими средствами, прибегают к помощи или разрешают  допуск иностранных поисково-спасательных служб.

 

  1. Международная организация гражданской авиации                                               (International Civil Aviation Organization)

3.1. Организационно-правовой механизм ИКАО

Организация Международной организации  гражданской авиации имеет специальный  характер деятельности. В целях разработки принципов и методов международной  аэронавигации, содействия развитию международного воздушного транспорта ИКАО наделена координационными, оперативными, контрольными, регулирующими и арбитражными функциями, реализуемыми посредством работы органов, входящих в состав ИКАО.

Теперь рассмотрим, какими органами располагает ИКАО, в какой зависимости  и подчиненности они находятся, а также акцентируем внимание на их компетенции.

Итак, ИКАО имеет следующую структуру (ниже будут даны пояснения):

-          Ассамблея;

-          Совет;

-          специальные комитеты;

-          региональные бюро;

-          секретариат.

Ассамблея, состоящая из всех государств - членов, является высшим органом ИКАО. Собирается не реже одного раза в три года. По инициативе Совета ИКАО или по требованию государств - членов могут созываться чрезвычайные ассамблеи. Все государства имеют одинаковые права, и каждое располагает только одним голосом. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов.

Ассамблея определяет принципы ИКАО, избирает членов Совета из числа государств — членов ИКАО, рассматривает отчеты Совета и принимает по ним решения, утверждает бюджет организации и  шкалу членских взносов государств, контролирует правильность исполнения бюджета ИКАО, утверждает постоянные и временные комиссии и комитеты. Ассамблея также определяет размеры  фонда для оказания финансовой помощи странам — участницам ИКАО на строительство  аэропортов, навигационных сооружений и т. д. К исключительной компетенции  Ассамблеи относится также право  внесения изменений и поправок в  Конвенцию, которые подлежат ратификации  государствами — членами ИКАО.

Ассамблея избирает исполнительный орган  — Совет ИКАО в составе 33 государств сроком на три года, который является постоянно действующим органом. Его возглавляют президент, избираемый на три года, и три вице-президента. При избрании членов Совета Ассамблея руководствуется принципом равномерного представительства в нем следующих групп государств:

-          I группа — государства, играющие ведущую роль в воздушных перевозках;

-          II группа — государства, не входящие в первую группу, но вносящие значительный вклад в развитие международной воздушной навигации;

-          III группа — государства, не вошедшие в первые две группы, но участие которых в Совете обеспечивает представительство всех основных географических районов мира.

Основными постоянными рабочими органами Совета являются: Аэронавигационная комиссия (Air Navigation Commission), Комитет воздушного транспорта (Air Transport Committee), Финансовый комитет (Finance Committee), Юридический комитет (Legal Committee), а также Комитет по совместной поддержке аэронавигационных служб (Committee of Joint Support of Air Navigation Service), Комитет по кадрам (Personal Committee), Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные Воздушные перевозки (Committee on Unlawful Interference), Комитет по техническому сотрудничеству (Technical Co-operation Committee).

ИКАО имеет региональные бюро, деятельность которых направлена главным образом  на оказание помощи государствам при  осуществлении региональных аэронавигационных  планов:

-          Африканское бюро для стран Западной и Южной Африки в Дакаре (Сенегал);

-          Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция);

-          Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд);

-          Бюро для стран Среднего Востока и Восточной Африки в Найроби (Кения);

-          Бюро для стран Северной Америки и бассейна Карибского моря в Мехико (Мексика);

-          Бюро для стран Южной Америки в Лиме (Перу).

Исполнительным органом ИКАО является его секретариат, который обеспечивает работу Ассамблеи, Совета и его постоянных и временных органов, сбор и обобщение  информации по интересующим вопросам. Во главе секретариата стоит генеральный  секретарь, который является главным  исполнительным лицом ИКАО. Секретариат  состоит из пяти бюро (департаментов) — аэронавигационного; авиатранспортного; юридического; технической помощи и  административного.

В 2010 году произошла реорганизация  секретариата. Различные направления  деятельности ИКАО в области авиационной  безопасности были объединены в рамках вновь созданного Отдела авиационной  безопасности Авиатранспортного управления. Создание этого структурного подразделения  и новой должности начальника Отдела авиационной безопасности отражает повышенное внимание к вопросам авиационной  безопасности и ставит своей целью  улучшить координацию в сфере  деятельности, связанной с обеспечением авиационной безопасности и повысить эффективность усилий ИКАО,  направленных на повышение уровня авиационной  безопасности во всем мире. В состав нового Отдела входят три секции,  которые занимаются соответственно разработкой политики,  проверками в сфере обеспечения авиационной  безопасности и поддержкой внедрения  и развития8.

 

    1. Основные характеристики деятельности ИКАО

 Говоря об основных  характеристиках деятельности такого  органа как ИКАО, нельзя не  определить фундамент, на котором  основывается вся его деятельность. Деятельность ИКАО базируется  на соблюдении принципов, закрепленных  в Чикагской конвенция о международной гражданской авиации 1944 года, из них можно выделить следующие:

1. полный и исключительный суверенитет  каждого государства на воздушное  пространство, расположенное в пределах  государственных границ;

2. обязанность применять гражданскую авиацию только в целях, способствующих созданию и сохранению дружественных взаимоотношений между государствами и народами всего мира;

3. установление регулярных воздушных сообщений путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений;

4.  предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления воздушных сообщений;

5.  обеспечение безопасности международных полетов;

6.  предоставление договаривающимися государствами друг другу права нерегулярных полетов на их территориях, когда между ними нет соглашений о регулярном воздушном сообщении.

Что касаемо Целей и  задач ИКАО, то они нашли свое отражение  в ст. 44 Чикагской конвенции 1944 г. Ими являются:

- обеспечение безопасного  и упорядоченного развития международной  гражданской авиации во всем  мире;

- поощрение искусства  конструирования и эксплуатации  воздушных судов, создание и  развитие воздушных трасс, аэропортов  и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации;

- удовлетворение потребностей  народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном  транспорте;

- предотвращение экономических  потерь, вызванных неразумной конкуренцией;

- содействие безопасности  полетов.

    В периоды проведения  ассамблей определяются основные  стратегические цели деятельности  ИКАО, так в период проведения 37-й сессии Ассамблеи международной  организации гражданской авиации  в 2010 году, были выделены следующие цели, направленные на реализацию мер безопасности в гражданской авиации во всем мире:

- Отслеживание и выявление  существующих факторов риска  в сфере безопасности полетов  в гражданской авиации, разрабатывать  и внедрять в глобальном масштабе  эффективные и адекватные меры  по устранению возникающих рисков;

Информация о работе Международное воздушное право