Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)
ext-indent:7pt">2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости других государств.

3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела других государств. Ни одно государство не вправе содействовать применению или поощрять такие меры, которые направлены на подчинение одного государства другому государству.

4. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно данному принципу государства обязаны разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами, с тем чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность.

5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6. Принцип международного сотрудничества государств. Государства обязаны независимо от различия в их политических и экономических системах сотрудничать друг с другом в целях поддержания международного мира и безопасности, содействовать экономическому прогрессу в мире.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политической статус, осуществлять свое экономическое и культурное развитие, свободно принимать решения по созданию своего государства.

8. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны отказаться от насильственного расчленения территории других государств, отделения каких-либо ее частей, а также право каждого государства свободно распоряжаться своей территорией.

9. Принцип нерушимости государственных границ. Государства должны отказаться от каких-либо территориальных претензий и согласиться с существующим территориальным распределением в мире.

10. Принцип уважения прав и свобод человека.

 

16. Принцип неприменения  силы и угрозы ею

Согласно принципу запрещается противоправное применение силы, как вооруженной, так и в широком смысле - в любом ее проявлении.

Устав ООН предусматривает  два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

В статьях 41 и 50 Устава ООН  содержатся положения, разрешающие  законное применение невооруженной  силы. К подобного рода мерам относятся "полный или частичный перерыв  экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений".

В структуре ООН одним  из главных органов, отвечающих за поддержание  международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который  в случае, если рекомендованные для  разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, "уполномочивается принять такие  действия воздушными, морскими или  сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или  восстановления международного мира и  безопасности. Такие действия могут  включать демонстрации, блокаду и  другие операции воздушных, морских  или сухопутных сил членов Организации" (ст. 42).

В литературе отмечается, что в нормативное содержание принципа неприменения силы должны быть включены: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства; насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия; блокада портов или берегов государства; любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также иные насильственные действия.

 

17. Принцип мирного разрешения международных споров

Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: "Все  члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору".

 

18. Судебные средства  решения мн споров

Судебными средствами разрешения мн споров являются арбитраж и суд. Рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением. При согласительной процедуре окончательное решение принимают обе стороны, при судебной - международный орган.

Международный арбитраж - это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами  в которых являются государства и международные организации. Арбитраж создается для решения конкретного дела или действует постоянно. В первом случае его правовой основой является соглашение сторон в споре (компромисс), во втором - статут. 
Компромисс определяет все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право. Обычно за арбитражем признается право уточнять свою компетенцию и восполнять пробелы в процессуальных положениях компромисса.

Существует ряд комплексов примерных  правил арбитражного процесса. Они  используются при подготовке соглашений об арбитраже. Некоторые многосторонние и двусторонние договоры предусматривают  использование арбитража в одних  случаях как единственного средства решения споров, в других - как  применимого в ситуациях, когда  согласительные средства не дали результата. Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и избранного ими суперарбитра. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Стороны представлены в арбитраже своими агентами. 
В целом арбитраж используется мало.

Постоянный арбитраж известен как  общему международному праву, так и  его региональным подсистемам. На основе Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. была учреждена  Постоянная палата третейского суда в Гааге. Каждое государство-участник назначает в состав Палаты четырех  арбитров, образующих национальную группу. Число участников достигает 80, один из них - Россия. На постоянной основе действуют  Административный совет и Бюро. Из входящих в состав Палаты арбитров участники формируют арбитраж для  рассмотрения конкретного дела. Все  это облегчает формирование арбитража.

 

19. Принцип невмешательства во внутренние дела

В соответствии с Уставом ООН Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", причем под вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции  государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с  развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые  государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства  не означает автоматически то, что  государства могут произвольно  относить к своей внутренней компетенции  любые вопросы. Международные обязательства  государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно  подходить к решению этого  вопроса.

 

20. Принцип суверенного  равенства государств

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства  заключается в обеспечении равноправного  участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического  или иного характера. Поскольку  государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически  равны;

2) каждое государство  пользуется правами, присущими  полному суверенитету;

3) каждое государство  обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность  и политическая независимость  государства неприкосновенны;

5) каждое государство  имеет право свободно выбирать  и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные  системы;

6) каждое государство  обязано выполнять полностью  и добросовестно свои международные  обязательства и жить в мире  с другими государствами.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация  не могут навязывать созданные ими  нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или  тем более их изолированности, поскольку  они живут и сосуществуют во взаимосвязанном  мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

21. Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств

Согласно п. 2 ст. 2 Устава "все члены ООн добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый  принцип применяется только к  международным договорам, заключенным  добровольно и на основе равноправия.

 

22. Принцип всеобщего  уважения прав человека

Анализ многочисленных международных  документов по правам человека, к которым  относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный  пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, что в современном  международном праве имеется  универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны  уважать и соблюдать права  человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Информация о работе Международное право