Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:13, реферат

Описание

Международное морское право - совокупность общепризнанных норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих отношения между государствами в процессе различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

Работа состоит из  1 файл

Международное морское право.docx

— 37.31 Кб (Скачать документ)

 При спасании  и оказании помощи на море  действуют следующие основные  положения: 1) за спасение погибающих  в море людей никакого вознаграждения  не полагается, оно производится  безвозмездно, независимо от согласия  пострадавшего. Уклонение от выполнения  обязанностей по спасанию в  то время, когда нет серьезной  опасности для своего судна,  может повлечь за собой уголовную  ответственность; 2) спасание имущества  и оказание помощи бедствующему  судну производится за вознаграждение  в том случае, если его командование  ясно выразит на это свое  согласие; 3) при оказании помощи бедствующему судну письменного документа для выражения согласия капитана на это не требуется, однако, если позволяет обстановка, перед началом работ составляется спасательный контракт, подписываемый обеими сторонами; 4) вознаграждение за оказание помощи не положено: если спасатель не достиг полезного результата; если спасанием занимался только экипаж судна, подвергшегося опасности, т.е. оказывалась помощь своему судну; если спасание стало необходимым из-за столкновения судов, так как эти действия являются непосредственной обязанностью капитанов (командиров) столкнувшихся судов; если спасатель утаил часть спасенного имущества; если производилась буксировка судна не в условиях опасности. Во всех случаях вознаграждение не может превышать стоимости спасенного имущества.

 Командир  военного корабля, приняв сигнал  бедствия, обязан немедленно сообщить  об этом своему командованию  и, получив соответствующие указания, связаться по радио (или иными  средствами) с аварийным судном, после чего с максимальной  скоростью следовать к нему  для оказания помощи. По прибытии  на место бедствия (аварии) командир  корабля выясняет обстановку  и приступает к спасательным  работам. Если обстоятельства позволяют, то перед началом спасательных работ совместно со спасаемым составляется письменный договор (контракт), либо это соглашение составляется после окончания работ. В соответствии с договором спасатель принимает на себя обязанность по спасанию судна, груза или иного имущества и доставке его в определенное в договоре место.

 Особо  важное значение имеют точные записи в вахтенном (или оперативном) журнале руководителя работ. В нем должны быть отражены все действия спасаемого и гидрометеорологические условия (состояние погоды, направление течения), при которых производились работы. От этого в значительной степени будут зависеть суждения об обоснованности и реальной необходимости выполненных спасателем работ, ибо последнее имеет решающее значение при решении вопроса о вознаграждении спасателя. Условия мореплавания требуют, чтобы весь личный состав военного корабля принимал активное участие в спасательных работах. Однако особая ответственность возлагается на командира корабля как доверенное лицо государства, который обязан осуществлять необходимые мероприятия для спасения материальных ценностей путем разумных затрат и при необходимости жертвовать меньшими ценностями, т.е. во избежание убытков, более значительных - гибели судна (корабля) или ценного груза - путем выбрасывания за борт другого груза, имущества или судовых припасов для снятия судна (корабля) с мели или спасания во время шторма.

 Военный  корабль сам может оказаться  в аварийном состоянии или  в опасных условиях для плавания, таких как: кораблекрушение - происшествие, в результате которого произошли  гибель или полное конструктивное разрушение судна (корабля); авария - происшествие, в результате которого судно потеряло мореходность и на исправление повреждений требуется значительное количество времени. К морской аварии относится и нанесение судами повреждений береговым сооружениям. В международно-правовом значении под аварией понимаются не сам случай (происшествие), а убытки или вред, причиненные судну или грузу и связанные с опасностями и случайностями мореплавания.

 Международное  право регламентирует военные  действия на море. Так, под театром  морской войны понимают воды  открытого моря, внутренние морские  воды и территориальные воды  воюющих государств, а также воздушное  пространство над ними. Использование  воюющими государствами открытого  моря для военных действий  не должно создавать затруднений  для нейтральных государств в  использовании ими открытого  моря в мирных целях. Из театра  военных действий на море исключаются:  внутренние морские и территориальные  воды нейтральных государств; воды  нейтрализованных территорий (острова  Шпицберген, Аландские острова и  др.); международные проливы и  каналы; части Мирового океана, на  которые распространен режим  нейтрализации (район Антарктики  южнее 60° южной широты по  договору об Антарктике от 1 декабря  1959 г.). Театр военных действий  на море, как правило, разбивается  на специальные зоны военных  действий (оборонительные; закрытые  для торгового мореплавания; операционные  зоны; зоны патрулирования и осмотра  судов нейтральных государств; операционные  зоны подводных лодок). Нормы международного  морского права не регулируют  режима специальных морских зон  на театре военных действий  и не устанавливают пределов  театра военных действий в  водах Мирового океана.

 Военные  действия на море могут вести  только государственные корабли,  входящие в состав военно-морского  флота. Каперство (получение частновладельческим  судном от своего государства  полномочий на вооружение и  на право захвата неприятельского,  а иногда и нейтрального имущества  на море) запрещено. Не пользуются  правом ведения военных действий  на море суда, которые предназначены  исключительно для оказания помощи  раненым, больным и лицам, потерпевшим  кораблекрушение. Госпитальные суда  не могут быть объектом нападения  и не подлежат захвату. Аварийные  суда также подлежат защите  и пощаде.

 Во всех видах войн (морской, сухопутной и воздушной) к запрещенным средствам и способам ведения военных действий относятся следующие: применение взрывчатых и зажигательных снарядов весом менее 400 граммов (Санкт-Петербургская декларация 1868 г.); применение пуль, сплющивающихся или разворачивающихся в человеческом теле (пули дум-дум); применение оружия, снарядов и веществ, способных причинять страдания (ст. 23е Гаагских правил сухопутной войны); применение ядов или отравленного оружия (ст. 23а Гаагских правил); применение удушливых и ядовитых газов, жидкостей, веществ, а также средств бактериологической войны (Женевский протокол от 17 июля 1925 г.); убийство сложившего оружие или безоружного неприятеля, сдавшегося на милость победителей, или нанесение ему ранений (ст. 23е Гаагских правил); объявление, что пощады не будет (пленных не брать) (ст. 23d Гаагских правил); предательское убийство или ранение (ст. 23в); обстрел незащищенных городов и сел, т.е. населенных пунктов, не оказывающих сопротивления или не занятых войсками; обстрел и разрушение памятников старины, искусства, науки, а также больниц, пунктов сбора раненых и больных, если эти строения не используются для военных целей. Указанные объекты должны иметь отличительные знаки и особые флаги; обстрел и разрушение санитарных учреждений и формирований, транспортов с ранеными и больными, санитарных судов и летательных аппаратов, если они не используются для враждебных действий; разграбление захваченных неприятельских городов, произвол и насилие над населением (ст. 28 Гаагских правил); разрушение или изъятие неприятельской собственности, если это не вызывается настоятельными требованиями войны.

 Одним  из распространенных способов  ведения военных действий на  море является военно-морская  блокада - система насильственных  действий военно-морских сил воюющего  государства (или государств), направленная  на преграждение допуска с  моря к берегу, находящемуся во  власти противника или им занятому. Режим морской блокады впервые  был регламентирован в Декларации  прав нейтральной торговли (о  вооруженном нейтралитете), провозглашенной  Екатериной II 28 февраля 1780 г. К  этой Декларации присоединилось  большинство морских государств. Основные ее положения позднее  были закреплены в Парижской  декларации 1856 г. о морской войне  и Лондонской декларации 1909 г.  о праве морской войны. В  настоящее время, кроме указанных  правовых актов, режим блокады  регламентируется положениями Устава  ООН и общими принципами современного  международного права. К блокаде предъявляются требования: блокада должна быть действительной, т.е. реально препятствовать допуску к блокируемому побережью и портам противника; она должна быть публично объявлена правительством блокирующего государства, при этом необходимо указать дату начала блокады, географические районы блокируемого побережья, срок, даваемый нейтральным судам для выхода из блокируемых портов; об объявлении блокады должно быть сообщено нейтральным государствам по дипломатическим каналам; в соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны необходимо предоставлять свободный пропуск посылок с лекарствами, предметами санитарии, продовольственными товарами, одеждой и укрепляющими средствами для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц при условии, что не будет допущено злоупотребления этим правом; стороны, ведущие гражданскую войну, не вправе осуществлять блокадные действия за пределами территориальных вод своего государства. Согласно Лондонской декларации 1909 г. район блокирующих военно-морских сил не должен охватывать все пространство отдельных морей; блокирующее государство обязано определять лишь географические районы блокируемого побережья противника. Прорыв блокады, т.е. заход судна в блокируемый порт или выход из блокируемого порта вопреки запрещению, а также попытка прорыва блокады влечет за собой конфискацию судна и груза.

 На основе требований Гаагской конвенции 1907 г. при использовании минного оружия необходимо соблюдать следующие правила: минные постановки возможны как в своих прибрежных водах (внутренних и территориальных), так и в водах противника, а также в районах открытого моря, объявленных зонами военных действий; мины, поставленные каждым из воюющих государств, по возможности должны находиться под контролем этих государств; минные постановки не должны создавать опасности для мирного мореплавания нейтральных государств (о минных постановках в определенных районах Мирового океана должны знать нейтральные государства); воюющие государства не имеют права ставить мины в водах нейтральных государств, а также в морских водах нейтрализованных территорий; нейтральные государства в целях самообороны имеют право на минные постановки в своих водах, об этом они обязаны сообщить другим государствам через дипломатические каналы; по окончании войны каждая из воюющих сторон обязана разминировать участки моря, где ею поставлены мины, и сообщить другой стороне о минных постановках, сделанных в ее водах.

 Согласно IX Гаагской конвенции 1907 г. военно-морским  силам запрещается бомбардировать  незащищенные города, селения, жилища  или строения. Наличие у берегов  минного заграждения не является  основанием для бомбардирования  указанных мест. Запрет не распространяется  на укрепления, военные или морские  учреждения, склады оружия или  военных материалов, мастерские и приспособления, которые могут быть использованы для нужд неприятельского флота или армий, а также военные корабли, находящиеся в порту. При бомбардировке морскими силами указанных объектов должны приниматься все необходимые меры, чтобы щадить, насколько возможно, исторические памятники, храмы, здания, служащие целям науки, искусства, госпитали и места, где собраны больные и раненые, при условии, чтобы указанные здания и места не служили одновременно военным целям.

 Неприятельская  государственная и частная собственность  (торговое судно и грузы), захваченная  в морской войне, а также  нейтральная собственность, если  она составляет военную контрабанду  или если нейтральное государство  нарушает правила нейтралитета, является призом. Не могут подвергаться  захвату мелкие рыболовные суда, суда каботажного плавания, суда, выполняющие научные, религиозные  или филантропические поручения,  и суда, вышедшие в море до  начала войны и не осведомленные  о ней, хотя последние могут  быть задержаны до окончания  войны или реквизированы. Суда  противника, застигнутые войной  в портах другой воюющей стороны,  также не подлежат захвату,  но могут быть задержаны до  окончания войны или реквизированы.  Изложенный порядок относится  к товарам, находящимся на указанных  судах. Однако нейтральный флаг  освобождает неприятельский груз  от захвата, за исключением  военной контрабанды; нейтральный  груз, даже находящийся на неприятельском  судне, не подлежит захвату,  за исключением военной контрабанды,  освобождаются от захвата почтовая  корреспонденция, культурные ценности.

 Урегулирование  споров в вопросах выполнения  договоренностей между государствами-участниками  происходит мирными средствами  в соответствии с Уставом ООН,  Конвенцией ООН 1982 г. по морскому  праву, любыми мирными средствами  по их выбору. В то же время  предусматривается обязанность  сторон в споре без промедления  приступить к обмену мнениями  относительно урегулирования путем  переговоров или другими мирными  средствами. Государство, являющееся стороной в споре, может, в частности, предложить другой стороне передать этот спор на урегулирование суду или арбитражу: а) Международному трибуналу по морскому праву; б) Международному суду; в) арбитражу, образованному в соответствии с Приложением VII к Конвенции 1982 г.; г) специальному арбитражу, образованному в соответствии с Приложением VIII к Конвенции 1982 г.

 Указанные  специальные органы призваны  обеспечить выполнение положений  Конвенции 1982 г. в случаях, когда  стороны в споре не смогли  его урегулировать согласованными  ими мирными средствами.


Информация о работе Международное морское право