Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:13, реферат

Описание

Международное морское право - совокупность общепризнанных норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих отношения между государствами в процессе различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

Работа состоит из  1 файл

Международное морское право.docx

— 37.31 Кб (Скачать документ)

Международное морское право

Международное морское право - совокупность общепризнанных норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств  и регламентирующих отношения между  государствами в процессе различных  видов мореплавания, эксплуатации и  использования морей и океанов  в мирное и военное время.

 К основным принципам современного международного морского права относятся следующие:

1) принцип  мирного сосуществования. Статья 1 Устава ООН обязывает "поддерживать  международный мир и безопасность" и "развивать дружественные  отношения между нациями". Действие  этого принципа находит отражение  и в деятельности ВМФ, он  лежит в основе взаимоотношений  между военными кораблями разных  флагов в процессе использования  ими морей и океанов в мирное  время. Военные корабли рассматриваются  в международном праве как  специальные органы своих государств, действующие по уполномочию верховной  власти;

2) принцип  уважения государственного суверенитета. Руководствуясь этим принципом,  военные корабли должны строго  уважать установленные государствами  морские границы, ширину территориальных  вод, правила плавания в них.  Военные корабли одного государства  не могут навязывать свою волю  кораблям другого государства;

3) принцип  равноправия государств. В силу  принципа суверенного равенства  и равноправия государств любые  действия в лице его правомочных  органов или представителей пользуются  иммунитетом. Основываясь на этом  принципе, военные корабли всех  флагов как специальные органы  своих государств обладают иммунитетом,  они равноправны и в их законную  деятельность недопустимо никакое  вмешательство каких-либо органов  или властей других государств;

4) принцип  ненападения. В силу этого принципа  военные корабли при происшествиях  в Мировом океане не должны  прибегать к оружию, если нет  акта вооруженной агрессии или  преднамеренного нападения. В  то же время при умышленном  использовании противной стороной  оружия каждый военный корабль  имеет право на самооборону;

5) принцип  мирного разрешения международных  споров. Споры, возникающие между  государствами и их органами, например, военными кораблями в  процессе использования ими морских  пространств, также подлежат разрешению  мирными средствами;

6) принцип  невмешательства во внутренние  дела других государств. В силу  этого принципа военные корабли  одного государства не могут  препятствовать законным действиям  военных кораблей другого государства  в Мировом океане. Вступая во  взаимоотношения друг с другом, военные корабли разных флагов не должны допускать действий, которые бы рассматривались как помехи действиям кораблей другого государства (например, при слежении, поиске, сопровождении).

 Международное морское право, кроме общих принципов, имеет свои специфические принципы: принцип свободы открытого моря; принцип свободы мореплавания; принцип свободы воздухоплавания; принцип свободы морских промыслов; принцип свободы прокладывать кабели и трубопроводы; принцип свободы научных исследований; принцип установления территориальных вод; принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов; принцип мирного использования морского дна и др.

 Основные  принципы международного морского  права имеют императивный (обязательный) характер и их действие не  может быть приостановлено государствами  в своих взаимоотношениях. Нормы  международного права формируются  в результате внешнеполитической  деятельности государств. Средством  осуществления внешней политики  государства является дипломатия. Командиры военных кораблей, находясь  в иностранных водах или на  берегу иностранного государства,  часто выступают в роли дипломатов  и под руководством зарубежных  органов внешних сношений осуществляют  внешнеполитические функции. Лицами, которые поддерживают официальные  международно-правовые отношения  и находятся за границей, являются  дипломатические и консульские  представители. А органами внешних  сношений являются посольства, миссии, представительства и консульства.

 В состав  посольств и миссий входят  военные, военно-воздушные и военно-морские  атташе. Они представляют вооруженные  силы своего государства перед  вооруженными силами страны пребывания  и призваны помогать дипломатическим  представителям советами и консультациями.

 Военные  атташе осуществляют постоянную  связь между военными ведомствами  обеих стран, ведут переговоры, в том числе о военных поставках,  наблюдают за выполнением этих  поставок, представляют свою страну  на смотрах, маневрах, парадах,  наблюдают и собирают легальным  путем необходимые сведения и  информацию о вооруженных силах  страны пребывания. Военные атташе  инструктируют военнослужащих, находящихся  в заграничной командировке, которые  обязаны представляться военному  атташе и выполнять его распоряжения. Во время войны союзные государства  обмениваются специальными военными  атташе, которые состоят при главных  ставках.

 При объединенных  военных командованиях, создаваемых  на основе договоров, имеются  специальные военные представители,  выполняющие обязанности согласно  действующим договорным отношениям. Военные атташе назначаются из  числа офицеров, имеющих высшее  образование (военное), кандидатуры  которых предлагает военный министр  (министр обороны), сообщая фамилии  Министерству иностранных дел.  Правовое положение военных атташе  в разных странах различно. Например, в Англии, Франции и Италии  они подчинены послу и работают  под его руководством. В Финляндии,  Греции, некоторых странах Латинской  Америки они подчинены непосредственно  военным ведомствам, а с послами  лишь консультируются. Военные  атташе США работают под руководством  посла, но все задания получают  непосредственно от военного  министерства. По рангу военный  атташе, как правило, приравнивается  к советнику посольства (миссии). Военные атташе пользуются дипломатическим  иммунитетом.

 Международно-правовое  разграничение морских пространств  распространяется: на внутренние  морские воды; на территориальные  воды; на международные воды (открытое  море).

 Внутренние  морские воды - это морские пространства, входящие в состав территории  прибрежного государства и расположенные  в сторону берега от исходных  линий, от которых отсчитывается  ширина территориального моря. К внутренним морским водам относятся: моря, воды заливов, губ, бухт, лиманов; портов; заливы и проливы, исторически принадлежащие данному государству. На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством. Мореплавание и промысел во внутренних водах разрешаются, как правило, лишь гражданам и национальным организациям самого прибрежного государства. Лишь в интересах международного экономического сотрудничества государство допускает в отдельные порты иностранные невоенные суда. Эти порты называются открытыми.

 Закрытыми  для захода иностранных судов  являются военно-морские порты  и базы. Вынужденные заходы могут  осуществляться в эти порты,  когда иностранные суда терпят  бедствие, либо тогда, когда на  этих судах находятся больные,  нуждающиеся в оказании стационарной  медицинской помощи. По специальным  соглашениям и в порядке исключения  иностранные граждане и их  суда могут плавать по внутренним  водам прибрежного государства.  На отдельных участках внутренних  морских вод могут устанавливаться  районы, в которых запрещаются  постоянно или временно плавание  судов, их стоянка, и морской  промысел. Об установлении таких  районов также объявляется в  "Извещениях мореплавателям". Это так называемые запретные  для плавания районы.

 Для захода в порты иностранных военных кораблей установлен разрешительный или уведомительный порядок, с ограничением числа кораблей и срока пребывания, кроме случаев вынужденного захода и когда на борту военного корабля находится глава государства (правительства) или дипломатический представитель, аккредитованный в государстве, которому принадлежит порт, но в этом случае необходимо сделать обычное уведомление о заходе. Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и санитарного контроля. Иностранные суда и военные корабли, находясь во внутренних морских водах и портах, подчиняются законам и правилам приморского государства. Внутренний порядок на судне регулируется законами страны флага судна, и местные власти не имеют права вмешиваться в этот распорядок. Военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции: военный корабль не может быть задержан иностранными властями или осмотрен ими, не вправе производить аресты или обыски членов экипажа. Порядок схода на берег личного состава военного корабля в иностранном порту регламентируется не иммиграционным законодательством прибрежного государства, а особым соглашением государственных органов при каждом заходе военного корабля, и никакие иммиграционные власти не вправе осуществлять контроль на борту корабля. Государства в своих водах осуществляют надзор за радиосвязью, как правило, ограничивая ее использование в районах расположения береговых радиостанций.

 В состав  государственной территории включаются  территориальные воды - морская полоса  определенной ширины, проходящая  вдоль побережья и островов. Внешняя  граница территориального моря  для прибрежного государства  является его государственной  границей на море. Характерным  признаком режима территориальных  вод является свобода торгового  судоходства и наличие особых правил для иностранного военного мореплавания, устанавливаемых прибрежным государством, с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море. Иностранные суда при мирном проходе должны соблюдать все законы и правила, касающиеся предотвращения столкновения в море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или в целях оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства); погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вод; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст.ст. 19-20 Конвенции 1982 г.).

 Пограничные  войска в пределах территориальных  вод по отношению к невоенным  судам имеют право: предложить  показать свой флаг, если он  не поднят; произвести опрос судна  о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный  для плавания район; остановить  судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой  флаг, не отвечает на сигналы  опроса, не подчиняется требованиям  изменить курс; невоенные суда  могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший порт для выяснения  обстоятельств нарушения с привлечением  к ответственности. Пограничные  войска имеют право преследовать  и задерживать за пределами  территориальных вод судно, нарушившее  правила плавания (пребывания) в  этих водах, до захода этого  судна в территориальное море  своей страны или третьего  государства. Преследование в  открытом море осуществляется, если  оно начато в территориальных  водах и велось непрерывно (преследование  "по горячим следам").

 Военные  корабли в территориальном море  пользуются иммунитетом от юрисдикции  прибрежного государства, однако  если военный корабль не соблюдает  законы и игнорирует обращенное  к нему требование об их  соблюдении, прибрежное государство  может потребовать от него  покинуть территориальное море. За ущерб, который причинен  военным кораблем прибрежному  государству, государство флага  несет международную ответственность.

 Соединяющие  моря и океаны международные проливы, являются составными частями мировых водных путей (Балтийские, Черноморские, Па-де-Кале, Ла-Манш, Гибралтарский, Сингапурский, и др.), используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Через международные проливы осуществляется транзитный проход - осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Осуществляя право транзитного прохода, военные суда и летательные аппараты, независимо от вооружения и типа энергетической установки, без промедления следуют через пролив или над ним; воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения; воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Военные суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая международные правила предупреждений столкновения в море, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.

Информация о работе Международное морское право