Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:39, реферат

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение международной охраны авторских прав как важнейшего элемента охраны прав общества.

Содержание

Введение
Глава 1. “Развитие системы международной охраны авторских прав”
1.1 Развитие института авторского права
1.2 Международно-правовые акты в сфере охраны авторских прав.
1.3 “Всемирная конвенция об авторском праве”
Глава 2. “Основные институты и понятия международного авторского права”
2.1 “Круг произведений пользующихся конвенционной охраной”
2.2 “Субъекты авторского права”
2.3 “Права обладателей авторских прав”
Глава 3. “Участие РФ в международной охране авторских прав”
3.1 Краткая история развития охраны авторских прав в России
3.2 Международное участие РФ в области защиты авторских прав
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач мой.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     1. Исполнителям - артистам, режиссерам - постановщикам и дирижерам принадлежит  право на имя, право на защиту  постановки и исполнения искажения,  право осуществлять или разрешать  использование постановки и исполнения  и право на вознаграждение. Запись  исполнения, трансляция, запись исполнения  и иное использование могут  производиться только с согласия  исполнителя.

     2. Лицу, создавшему звуко- и видеозапись,  принадлежит право осуществлять  или разрешать её воспроизведение.  Использование звуко- и видеозаписи  допускается только с разрешения  этого лица или его правопреемника (правообладателя).

     Право на звуко и видеозапись включает право её воспроизведения любыми способами, право её публичного распространения, в том числе передаче за границу, а также право, а защиту от импорта  и распространения экземпляров  записи без разрешения правообладателя. Если право собственности на экземпляр  звуко или видеозаписи принадлежит  не её создателю, исключительное право  коммерческого проката сохраняется  за лицом, создавшим звуко или  видеозапись.

     3. Организациям эфирного вещания  принадлежит право разрешать  другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведения их  передач. Организациям публичного  вещания принадлежит также право  разрешать публичное воспроизведение  телевизионных передач, если оно  производится за плату в местах, доступных неопределенному кругу  лиц.

     4. Создатели звукозаписей и видеозаписей, организации эфирного вещания  осуществляют свои права в  пределах прав, полученных по  договору с автором и исполнителем, а организации эфирного вещания  - также без ущерба правам создателей  звукозаписи.

     Исполнители осуществляют свои права с соблюдением  прав авторов исполняемых ими  произведений. 

 

      Глава 3 “Участие Российской Федерации  в Международной охране авторских  прав” 

     3.1 Краткая история развития охраны  авторского права в России 

     Хотя  первыми законодательными актами в  области охраны авторских прав в  России были цензурный устав и  положение о правах сочинителя 1828г., вопросы международной охраны русских  изданий возникали на практике и  в предшествовавший период, когда  охрана прав в этой области основывалась на системе привилегий, предоставляемых  государством отдельным типографиям  на выпуск книг.

     Первый  известный случай подобного рода был связан с деятельностью типографии Академии Наук в 1732г., у Академии появился иностранный конкурент, который  стал ввозить в Россию книги, перепечатанные с изданий академической типографии. По просьбе Академии императрица  Анна Иоановна издала 26 октября 1732 года специальный указ, в котором запретила  ввоз в Россию подобных книг.

     Интересно заметить, что в переписке великого русского поэта А.С. Пушкина, имя  которого связано с созданием  первого российского закона в  области авторского права, можно  найти высказывания, касающиеся непосредственно  международной охраны авторских  прав. В декабре 1836г. Французский  посланник в России А.Г. Берант обратился  к А.С. Пушкину с письмом, в котором  просил сообщить различные сведенья об охране литературной собственности  в России, в частности в отношении  того распространяется ли действие соответствующих  законов на другие страны. 
 

     3.2 Международное участие РФ в  области защиты авторских прав 

     Первой  литературной конвенцией, заключённой  Россией с иностранными государствами, были конвенции с Францией “О литературной и художественной собственности” 25марта-6 апреля 1861г. Аналогичная конвенция  была заключена с Бельгией. На практике значение этих конвенций было невелико и они практически не применялись.

     В связи с истечением срока действия конвенции Франции и заключением  в 1886г. Бернской конвенции широко обсуждали  в печати конца 80х начала 90х годов XIX в. вопрос о возможном участии  России в Бернском союзе.

     Одновременно  с этим, представители издателей  и книготорговцев, заинтересованных в сохранении полной свободы переводов, принимали различные меры против участия России в каких-либо конвенциях. Но всё-таки Россия заключила ряд  соглашений со странами Европы об охране авторских прав. Это были: Конвенция  с Францией 10.4.1912 (была заключена  сроком на 3 года), с Германией 1.8.1913 (на 5 лет), с Бельгией (1915) и Данией (1915). Все эти договоры прекратили своё действие вследствие истечения срока  и аннулирования советским государством такого рода международных договоров, заключённых царским правительством.

     Интересно заметить, что СССР, при всей своей  нелюбви к капиталистическому западу не допускал со своей стороны грубых нарушений прав находящихся под  охраной международного авторского права. Долгое время в СССР на практике не признавали внутреннее авторское  право как самостоятельный институт гражданского права способный реально  регулировать отношения по поводу создания произведений науки, литературы и искусства. Считалось, что “Социалистическое  авторское право, исходя из принципа сочетания личных и общественных интересов, обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественно полезных произведений и распространения в массах научных и культурных ценностей”

     Дело  в том, что в то время практически  не применялась практика улаживания споров связанных с вопросами  авторства в суде, а тем более  выплат каких-либо компенсаций за нарушения  прав авторов. Это не говорит о  том, что такого рода нарушений просто не происходило, но если такие нарушения  и рассматривались, то это происходило  в порядке рассмотрения на заседаниях соответствующих организаций, таких  как союз композиторов, союз писателей  и т.д. Как правило, ответственность  в таких случаях была чисто  дисциплинарно - общественной. Ученые, которые работали в этой отрасли, в первую очередь, занимались вопросами  регистрации авторства и связанных  с ней вопросами (сроки, ставки вознаграждения, порядки оформления и др.).

     Не  смотря на всё это, Советское государство  понимало, что вопросы авторства  зачастую выходят далеко за границы  одного государства. В Москве было образованно  целое ведомство, занимавшееся тем, что контролировало порядок использования  произведений советских авторов  за рубежом. Эти произведения приносили  не плохой доход стране, зачастую оставляя непосредственных авторов без достойного вознаграждения (хотя иногда случалось  и иное). Практически во всех цивилизованных странах автор полностью получал  сумму вознаграждения, а затем  платил с неё налоги своему государству. В СССР было всё наоборот, государство  полностью получало всю сумму, а  затем уже решало, стоит ли вознаграждать  автора или нет. Я не хочу сказать, что авторы оставались без внимания, некоторые из них получали даже государственные  премии (Сталинская, Ленинская и  др.), что тем временам сулило настоящее  благосостояние (и не только материальное), но, к сожалению, так случалось  далеко не всегда.

     Права зарубежных авторов в то время  в нашей стране практически не нарушались. После войны в кинотеатрах  появилось множество иностранных  фильмов, их прокат приносил хороший  доход в казну (сравнимый, разве  что, с доходом от ликероводочной индустрии), все эти фильмы приобретались  только на законных основаниях (закупки, ленд-лизу, обмену и т.д.). Что касалось зарубежных литературных произведений, то работы современников практически  не печатались, а если и печатались, то это, как правило, были работы дружественных  советскому режиму авторов, которых  Союз умел благодарить за их работу (зачастую в большем размере, чем  это требовалось). Всесоюзная фирма  звукозаписи “Мелодия” огромными  тиражами выпускала лицензионные грампластинки  зарубежных исполнителей, не забывая  при этом исправно платить обладателям  прав на авторство.

     Однако, несмотря на всё это, Союз не спешил, присоединятся к международным  конвенциям по охране авторских прав.

     Что касается Бернского договора, то Россия присоединилась к нему лишь спустя почти сто лет после его  первого опубликования, в ноябре 1993 года. 

 

      Заключение 

     В заключении хотелось бы отметить, что  система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции  построены по принципу национального  регулирования с гарантированием  обязательного минимума охраны. Несмотря на присоединение к Бернской конвенции  в России, продолжается рост нарушений  в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят Закон РФ “Об  охране авторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное  положение охраны авторских прав в нашей стране.

     На  сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная  база для реальной охраны и регулирования  вопросов в сфере авторства. Но, к  сожалению, эти законы не подкреплены  реальными действиями со стороны  государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные  иностранные партнёры.

     Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится  органам МВД, особенно в связи  с тем, что с января 1996 года, в  уголовном законе появился новый  состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав”). Во многих странах мира, в органах  полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности. Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое  оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав. 

 

      Список литературы: 

  1. Богуславский  М.М. “Вопросы авторского права в  международных отношениях” Москва 1999
  2. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года).
  3. Гаврилов Э.В. “Издательство и автор. Правовые вопросы” Москва 2004.
  4. Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” 9 июля 1995 года.
  5. Информационно-справочная правовая система для ЭВМ “Энциклопедия российского права” Москва “АРБТ” Март 2004 года.
  6. Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. От 29 октября 1971 года.
  7. Конституция РФ принята на референдуме12.12 1993г.
  8. Кузнецов М.П. “Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права” Москва 2005
  9. Матвеев Ю.Г. “Международная охрана авторских прав” Москва 2005.
  10. Матвеев Ю.Г. “Международные конвенции об авторском праве” Москва 2006.
  11. Постановление правительства РФ “О присоединении к Бернской конвенции ...”.
  12. Суханов Е.А.(под ред.) “Гражданское право” учебник в 2-х томах. Москва-Бек 2005.
  13. Текст Бернской конвенции “Об охране литературных и художественных произведений” 1886 года.
  14. Текст Бернской конвенции “Об охране литературных и художественных произведений” с изменениями от 24 июля 1971 года

     надлежащего соблюдения юридической процедуры. Вместе с тем ни одно из упомянутых требований не может быть предъявлено  гражданину другого договаривающегося  государства, если такое требование не предъявляется гражданам государства, где испрашивается защита.

     Наконец, Конвенция разрешает странам-участницам требовать выполнения формальностей  и других условий для приобретения и реализации, авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые  опубликованным на их территории, и  по отношению к произведениям  отечественных авторов, независимо от места их опубликования. Например, если американский гражданин проживает  в Италии и там впервые опубликует свое произведение, то для признания  своих прав в Италии он должен выполнит, итальянские формальности, а для  признания своих прав в США - американские. Более того, может возникнуть ситуация, при которой автор, впервые опубликовавший произведение у себя в стране, но не выполнивший установленных внутренним законодательством формальностей, не приобретает авторских прав у  себя у себя в стране, но пользуется ими во всех других странах-участницах при условии, что он выполнил правила  конвенции. Неопубликованные произведения иностранцев охраняются в странах - участницах без соблюдения формальностей  вообще. Конвенция обязывает государства  предусмотреть в национальных законодательствах  соответствующие правовые нормы. Законодательство некоторых стран предусматривает  возможность охраны авторских прав более чем на один срок. Так, в  свое время в США, а сейчас на Филиппинах предусматривалось два срока  охраны (два раза по 28 лет в США  и 2 раза по 30 лет на Филиппинах). Причем второй срок вступал в силу после  выполнения целого ряда формальностей, которые должны быть выполнены в  течение последнего года действия первого  срока охраны авторского права. Имея в виду вышеуказанные случаи. Конвенция  предусмотрела, что страны, в которых  первый срок охраны авторского права  превышает 25 лет, установленные Конвенцией, вправе не соблюдать это правило в отношении второго либо любого последующего срока действия авторского права. Это означает, что обладатель авторских прав желающий продлить срок действия своих прав на следующий период, обязан выполнить все формальности, существующие на этот счет в конкретных странах.

     Заканчивая  рассмотрение основных положений Всемирной  конвенции об авторском праве, следует, подчеркнута еще два важных момента.

Информация о работе Международная охрана авторских прав