Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:39, реферат

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение международной охраны авторских прав как важнейшего элемента охраны прав общества.

Содержание

Введение
Глава 1. “Развитие системы международной охраны авторских прав”
1.1 Развитие института авторского права
1.2 Международно-правовые акты в сфере охраны авторских прав.
1.3 “Всемирная конвенция об авторском праве”
Глава 2. “Основные институты и понятия международного авторского права”
2.1 “Круг произведений пользующихся конвенционной охраной”
2.2 “Субъекты авторского права”
2.3 “Права обладателей авторских прав”
Глава 3. “Участие РФ в международной охране авторских прав”
3.1 Краткая история развития охраны авторских прав в России
3.2 Международное участие РФ в области защиты авторских прав
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач мой.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных  для начала двадцатого века. Это  в частности нашло отражение  в признании охраны прав авторов  при трансляции по радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания  так называемых личных прав автора и т.п. Уровень охраны авторского права по конвенции заключённой  в Риме, был повышен в связи  с включением устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т.п.) в  круг произведений, охраняемых по ст.2. Правда в дополнительной статье (2 bis) государствам предоставлялись права  исключать полностью или частично из объектов охраны политические доклады  и речи, произнесённые во время  законодательных или общественных собраний или в судах, а также  определять условия, при которых  лекции, проповеди и речи могут  быть использованы в прессе.

     К числу наиболее важных новелл Римского текста Бернской конвенции следует  отнести признания так называемых личных прав автора, которые сохраняются  за ним и при отчуждении имущественных  прав (издание, публикация, постановка и т.п.)

     Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями  кинематографической промышленности, а впоследствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов  и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.

     Стокгольмская конференция 1967 года.

     В числе конференций, изменявших и  дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская  конференция 1967 года занимает особое место.

     К тому времени на международной арене  появилось большое количество развивающихся  стран с их специфическими нуждами  и проблемами, требовавшими неотложного  решения. Они стремились понизить в  Бернской конвенции уровень охраны авторских прав, для того чтобы  получить более свободный доступ к необходимым им произведениям  науки и культуры. Добившись высокого уровня охраны авторских прав в Брюсселе, их владельцы в развитых капиталистических  странах, боялись этой тенденции  и всячески противились ей. Более  того, они были готовы на сужение  границ Бернского союза при сохранении прежнего уровня охраны авторского права, так как иное грозило им явным  экономическим проигрышем.

     Результатом сложной борьбы сложной борьбы на конференции между двумя основными  тенденциями в международном  авторском праве явился протокол, отразивший в определённой мере насущные проблемы развивающихся стран и  предоставивший им значительные преимущества по сравнению с ранее действовавшим  текстом. Более того, целый ряд  его предложений представлял  собой новый подход к авторскому праву, неведомый до Стокгольма.

     К наиболее существенным изменениям, достигнутым  во время Стокгольмской конференции, следует отнести:

     1)Усовершенствование  критериев применения конвенции  и определение понятий страны  происхождения и публикации.

     2)Признание  права на воспроизведение.

     3)Особый  режим Кинематографических и  приравненных к ним произведений (Телефильмы и т.п.)

     4)Расширение  личных прав автора (личные права  существуют независимо от имущественных  прав и даже после их отчуждения.)

     5)Расширение  сроков охраны авторских прав. - Конференция не пошла по пути  прямого увеличения 50-летнего срока  охраны. Но вместе с этим она  одобрила специальную резолюцию,  поощряющую стремления некоторых  стран выработать особое соглашение  о применении между ними срока  продолжительности свыше установленных  пятидесяти лет, исчисляемых со  дня смерти автора.

     6)Конвенция  впервые установила охрану произведений  фольклора. (ст. 15,п. 4,п\п”а”).

     “Межамериканские  конвенции”1

     Бернский  союз, объединивший много стран, действительно  превратился в достаточно мощную международную структуру защиты прав авторов, а также промышленников и торговцев, действовавших в  этой сфере. Но его нельзя было назвать  всемирным. Дело в том, что в мире одновременно с Бернским союзом развивался другой межгосударственный союз по охране авторских прав. Несмотря на имеющиеся  различия, принципиальных разногласий  между Бернской и американской системами  международной охраны авторских  прав, в общем, почти нет.

     Основа  развития межамериканской системы  охраны авторского права была заложена Конвенцией о литературной и художественной собственности, которая была заключена  в Монтевидео в 1889 году.

     Кроме неё были также заключены:

     Конвенция об охране литературной и художественной собственности. (Мехико,1902)

     Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков, торговых марок и литературной, и  художественной собственности. (Рио-де-Жанейро, 1906)

     Конвенция об охране литературной и художественной собственности. (Буэнос-Айрес, 1910)

     Конвенция об охране литературной и художественной собственности, пересмотренная на VI панамериканской  конференции. (Гавана, 1928)

     Межамериканская конвенция об авторском праве  на литературные, научные и художественные произведения. (Вашингтон 1946)

     Главным недостатком всех этих конвенции  можно назвать отсутствие США. Хотя эта страна принимала активное участие  в подготовке Межамериканской конвенции  об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятой в Вашингтоне в 1946 году, она  так и не ратифицировала этот текст, скорее всего это было связано  с нежеланием Соединённых штатов вносить изменения в свое внутреннее законодательство. Которое обеспечивало выгодную государству позицию по отношению к охране авторских  прав.

     Государства-участники  обоих союзов высказывали свою заинтересованность в объединении обеих союзов. В  связи с этим ещё на Римской  конференции 1928 года возник вопрос о  желательности выработке единой конвенции для всех континентов. Это стремление нашло своё отражение и в решениях IX сессии Лиги Наций, в соответствии с которыми было начато изучение вопроса о возможности выработки единого соглашения о международной охране авторского права путём сравнения Бернской и американских систем. Аналогичные меры были приняты и американским союзом в 1931 году, который пригласил для этой цели исполком американского института международного права.

     VII международная конференция американских  государств в 1933 году одобрила  проект конвенции, учитывая положения  обеих систем. . [3.1, c. 39]

     На XV сессии Лиги Наций в 1934 году были отмечены усилия, предпринятые для унификации обеих систем с целью либо слияния  двух конвенций (Гаванской и Римской), либо создания новой, которая заменила бы уже существующие.

     Исполнительный  орган Бернского союза, учитывая существующие разногласия между  конвенциями, считал, что их слияние  невозможно. Поэтому признавалась целесообразность выработки новой конвенции, содержащей положения Гаванской и Римской. Был создан проект данного соглашения, но начавшаяся вторая мировая война  не дала возможности окончить создание новой конвенции. 

     1.3 “Всемирная конвенция об авторском  праве” 

     После очередного изменения Бернской конвенции  в Брюсселе международная система  охраны авторского права продолжала оставаться эффективным правовым инструментом в распоряжении основных капиталистических  государств Западной Европы, а также  некоторых развитых стран Азии и  Америки. Главным её недостатком  в глазах крупных издателей и  книготорговцев явилось отсутствие США, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу в связи с тем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнению с внутренним законодательством. Вместе с тем американский книжный рынок являлся самым крупным среди капиталистических государств. Американская полиграфическая промышленность с её огромными производственными мощностями чувствовала себя тесно в национальных границах. Общее количество рабочих, занятых в этой отрасли к начал 50-х годов, превысило 470 тыс. человек с ежегодным доходом в 6 млрд. долларов, что превосходило объём таких отраслей промышленности, как угледобывающая, газовая, электрическая, и банковский бизнес. Однако, экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения, впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами. Именно эти обстоятельства и определили стремление США приобщиться к международным системам по охране авторского права.

     Таким образом, говоря о причинах принятия Всемирно конвенции об Авторском  праве, следует иметь в виду, прежде всего стремление к этому Соединённых  Штатов и, кроме того, заинтересованность проявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной  конвенции соглашение с как можно  меньшим количеством императивных условий и формальностей.

     Работы  по выработке новой конвенции  начались в 1948 году и заняли три года. К 1951 году был подготовлен проект конвенции, который, был представлен  на рассмотрение дипломатической конференции 1952 года причём, как неоднократно подчеркивалось на различных уровнях, при работе над проектом никаких сложных  теоретических проблем не ставилось  и не разрешалось. Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над  проектом, сводилась к тому, как  разрешить стоявшие проблемы без  изменений национальных законодательств  будущих государств-членов.

     Всемирная конвенция об авторском праве  была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года.

     Женевская конвенция об авторском праве  открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что  содержит общую декларацию о стремлении стран-участниц конференции создать  международно-правовой инструмент приемлемый для возможно более широкого круга  стран и направленный на облегчение распространения произведений интеллектуального  творчества в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, что Всемирная конвенция создается  в дополнение к уже существующим международным соглашениям Бернской и межамериканским конвенциям и  не затрагивает их. В данном случае проявилось стремление представителей развитых стран Запада, в частности, Великобритании, Италии, Франции оставить в неприкосновенности Бернскую систему.

     Проблеме  урегулирования соотношений между  новой Конвенцией и уже существующими  много- и двусторонними соглашениями посвящены ст. 17, 18, 19 и Декларация, прилагаемая к ст. 17 Конвенции. Здесь  регулируются две проблемы:

     а) защита Бернского союза от конкурирующего влияния Всемирной конвенции  установлением своего рода санкций  к странам, покинувшим Бернский союз и присоединившимся к Всемирной  конвенции странами Бернского союза.

     б) Установление порядка применения Всемирной  конвенции странами Бернского союза  статья 17 подчёркивает, что Всемирная  конвенция не намерена в какой-либо мере влиять на положение Бернской конвенции и на членство в Союзе, созданной ею. Как отмечали многие комментаторы Всемирной конвенции, с правовой точки зрения этот параграф носит декларативный характер и не устанавливает конкретных; прав и обязанностей. Его появление в тексте объясняется стремлением ряда стран лишний раз напомнить, что как правила Бернской конвенции, так и членство в Бернском союзе являются исключительно внутренним делом стран-участниц Союза.

     Основную  правовую нагрузку в установлении связей между Бернской и Всемирной конвенцией несет прилагаемая к ст.17 Декларация, которая в соответствии со ст. 17 является неотъемлемой частью Конвенции и  имеет правовое значение для государств, являющихся членами Бернского союза  на 1 января 1951 г., либо тех, которые присоединились к нему позднее"

     В соответствии с Декларацией произведения, территорией происхождения которых  является вышедшая из Бернского союза  после 1 января 1951г., не пользуется охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией в странах Союза. Напомним в связи  с этим, что в соответствии с  Брюссельским текстом Бернской конвенции  в стране происхождения неопубликованного  произведения является страна гражданства  автора, а для опубликованного  произведения - страна первой публикации.

Информация о работе Международная охрана авторских прав