Международная ассоциация развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 13:43, доклад

Описание

Международная ассоциация развития. Принципы, цели, задачи и функции данной организации

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

на тему: 

«Международная  ассоциация развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вступление

    Роль  международных организаций в  современных международных отношениях, бесспорно, является значительной. В настоящей работе речь пойдет о международной межправительственной организации, входящей в группу Всемирного банка, и являющейся организацией специальной компетенции – о Международной ассоциации развития (МАР).

    Для обеспечения своего роста самым  бедным странам мира приходится брать  огромные суммы в долг. Общая сумма задолженности 90 таких стран, по оценкам выросла с 51 млрд. долл. США в 1970 году до 485 млрд. долл. США в 1985 году. Годовая процентная ставка и расходы на амортизацию по этой задолженности к 1985 году превысили 100 млрд. долл. США.

    Международная ассоциация развития (МАР), филиал Всемирного банка, была создана в 1960 году для содействия экономическому развитию в беднейших странах, которые не могут позволить себе взять кредит у МБРР. Она является крупнейшим многосторонним источником льготного кредитования стран с низкими доходами. Используются следующие критерии для определения того, какие страны могут заимствовать ресурсы МАР: относительная бедность, которая определяется как ВНП на душу населения ниже определенного порога; некредитоспособность заимствовать средства на рыночных условиях и, следовательно, необходимость кредитования на льготных условиях для финансирования программы развития страны; хорошие показатели политики, которые определяются как осуществление экономической и социальной политики, которые способствуют росту и сокращению бедности. Кредиты МАР являются беспроцентными и подлежат погашению в течение очень длительных сроков. В результате, ресурсы МАР, в отличие от ресурсов регулярных кредитных учреждений, должны регулярно пополняться за счет взносов.

    История формирования. Согласно праву международных организаций, «международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации»1.

    Надо  отметить, что история создания МАР  отражает все юридические процедурные этапы ее формирования.

    Международный Банк Реконструкции и Разработки, более известной как Всемирный  Банк, был основан в 1944, когда первоочередная задача состояла в том, чтобы помочь Европе поправиться от разорения, принесенного Второй Мировой войной. После восстановления Европы, Банк направил свое внимание на развивающиеся страны. Уже в пятидесятых годах стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могли позволить себе заимствовать необходимые для развития финансовые средства на условиях, предлагаемых Банком.

    Группа  государств-членов Банка предложила создать Агентство, которое могло  бы предоставлять беднейшим странам  средства на длительный срок. Было решено назвать новый институт Международной  Ассоциацией Развития. Однако учредители желали, чтобы принципы работы МАР основывались на строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя из этой посылки, Президент США Дуайт Эзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) внес предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР в состав Всемирного банка.

    В начале 1950-х в докладах, подготовленных ООН и США, одобрялось предложение  о создании специальной программы  по предоставлению финансовой помощи бедным странам при поддержке  многосторонних доноров. После первоначальных обсуждений, идея о создании Международной ассоциации развития (МАР), агентства по предоставлению «мягких кредитов» развивающимся странам, активно продвигалась под руководством Президента Всемирного банка Евгения Блэка.    

     Так как инициатива о создании МАР дала новый импульс  Банку, особую поддержку она получила со стороны Сенатора США из Оклахомы Майка Монрони, который проявил особый интерес к возможности предоставления мягких кредитов развивающимся странам посредством Всемирного банка, в качестве основного распределителя помощи. Когда он был назначен председателем Комиссии Сената по международным финансам, он предложил принять так называемую Резолюцию Монрони.

    После того, как резолюция была одобрена Сенатом США, министр финансов США  на ежегодной встрече Банка и  Фонда в 1958 году, проходившей в Нью-Дели, объявил, что США активно изучает предложение Всемирного банка о создании МАР и надеется, что остальные страны будут делать то же самое. После консультаций, которые начались между правительствами государств-членов Всемирного банка в 1958 году, Совет директоров Банка управляющих на его ежегодном совещании в 1959 году утвердил резолюцию США, призывающую исполнительных директоров банка подготовить проект статей соглашения МАР.

       До конца января 1960 года Банк направил Соглашение всем членами для ратификации, и получил одобрение от стран-членов, включая США во главе с президентом Дуайтом Эйзенхауэром.

    С первоначальным фондом в размере 912,7 миллионов долларов МАР начала свою деятельность 24 сентября 1960 года с 15 странами, подписавшими соглашение. Это Австралия, Канада, Китай, Германия, Индия, Италия, Малайзия, Норвегия, Пакистан, Судан, Швеция, Таиланд, Великобритания, Соединенный Штаты и Вьетнам. Таким образом, 24 сентября 1960 года был принят Устав МАР – документ, учреждающий данную организацию, который часто именуют как Статьи Соглашения.    

     После восьми месяцев своей деятельности, МАР  насчитывала уже 51 член и выделила кредиты в размере 101 миллион долларов четырем странам. Гондурас получил  от МАР кредит на поддержку дорожного строительства. Чили, Судан  и Индия стали остальными тремя реципиентами.

    МАР возросла до 169 стран-членов, и стала  основным источником льготного кредитования 79 беднейших стран мира с 39 стран  в Африке.  С момента своего создания сумма кредитов и грантов МАР составила $ 207 млрд, в среднем 14 млрд. долл. США в год. В последние годы Африка получает 50 процентов этой доли.

    Цели. В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

    В преамбуле к Статьям соглашения, правительства присоединившихся государств объявляют свою убежденность в том, что взаимное сотрудничество для конструктивных экономических целей, здорового развития мировой экономики и сбалансированного роста международной торговли, укрепления и процветания мира; что более высокий уровень жизни и экономический и социальный прогресс в наименее развитых странах, желательны не только в интересах последних, но и для международного сообщества в целом; и что достижение этих целей будет способствовать увеличению международных потоков капитала, государственного и частного, для оказания помощи в освоении ресурсов в менее развитых странах.

    Как обозначено в Статьях соглашения, целями МАР являются                        «стимулировать экономическое развитие, повышать производительность и, следовательно, повышать уровень жизни в менее развитых странах мира, включенных в состав Ассоциации, в частности путем предоставления финансирования для удовлетворения важных потребностей развития на условиях, которые являются более гибкими и менее тяжелыми для платежного баланса, по сравнению с обычным кредитованием, тем самым способствуя целям развития [МБРР] и своей деятельности».

     Деятельность. Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов,  компетенция  международной  организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

          Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции  международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия.2

    Итак, поговорим о том круге проблем, которым занимается Международная ассоциация развития.

    В первую очередь необходимо отметить, что МБРР и МАР работают параллельно. Они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования. Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом МБРР.  

    Промышленно развитые страны производят взносы золотом  или обратимой валютой, развивающиеся  страны только 10 % своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, а остальные 90 % — в национальной валюте. В целях пополнения источников кредитования в 1964 и 1969 были приняты решения о дополнительных взносах 17 промышленно развитыми странами на общую сумму 1 950 190 долл. Займы МАР являются беспроцентными сроком, как правило, на 50 лет. Погашение их предусматривается начинать через 10 лет, причём в последующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30 лет по 3 %. Займы предоставляются правительству или под его гарантию органам отдельных административных единиц, частным или общественным организациям. В 1960—71 МАР заключила соглашения о выплате 274 займов 58 странам на общую сумму 3340,4 млн. долларов. Из этой суммы страны Азии (включая весь Ближний Восток) получили 2374,7 млн. долларов (71,1 %), страны Африки — 666 млн. долларов (19,9 %), Латинской Америки — 176,7 млн. долларов (5,2 %), Океании — 11 млн. долларов (0,5 %) и страны Европы — 111,8 млн. долларов (3,3 %).

    Как уже отмечалось выше, МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу населения не более $1,135), которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях.

     В настоящее  время насчитывается 79 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1.

    Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый для  МАР, государство не может более  получать беспроцентные кредиты  МАР. В дальнейшем оно уже может  заимствовать у МБРР на условиях выплаты  процентов.

    Ссуды МАР выдаются на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время - 0.75 процентов).

    Средства  МАР распределены между странами-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45-50 процентов от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары). Большинство остальных средств идет в азиатские страны, такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан и Непал. Остальные ссуды предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.

    В то время как МБРР собирает большинство  своих фондов на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых государств-членов. Общее количество собранных МАР с начала своего функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплат заемщиков более ранних кредитов МАР.

    Хотя  условия МАР с финансовой точки зрения являются либеральными, ее экономические и технические критерии для получения кредитов 
точно такие же, как и те, которые применяются в области кредитования МБРР на обычных условиях. Каждый кредит должен быть оправдан 
с экономической позиции, перспектив и политики страны-заемщика. Кредиты предоставляются только для высокоприоритетных 
целей, что, согласно Уставу МАР, будет «стимулировать экономическое развитие, повышение производительности труда, и тем самым поднятию уровня жизни в менее развитых регионах мира».

    Таблица 1. 3

    Кредитование  МАР по регионам

Африка  к югу от Сахары 56%
Южная Азия 30%
Восточная Азия/Океания 9%
Европа/Центральная Азия 3%
Латинская Америка/Каррибы 1%
Ближний Восток/Северная Африка 1%

Информация о работе Международная ассоциация развития