Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Как известно конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Именно конституционные нормы закрепляют основные права и свободы личности.
Основное право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избрать вид т меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы.з

Работа состоит из  1 файл

Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии сравнительный анализ..doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Проводя соотношение конституционного регулирования прав трудящихся в Италии и Бразилии можно сделать вывод, что Конституция Бразилии имеет большую социальную направленность на защиту прав рабочих. Естественно, что в обоих конституциях имеются одинаковые нормы закрепляющие равенство мужчин и женщин в трудовых отношениях, право на ежегодный отпуск и т.п. Но Конституция Бразилии намного более детально подходит к регулированию прав трудящихся. Данное детальное регулирование было жизненно необходимо в Бразилии на момент принятия Конституции ввиду тяжелой экономической обстановки, высокой инфляции и нестабильности в обществе.

Право на забастовку закреплено в Конституциях обеих стран. В Конституции Италии право на забастовку закреплено в ст. 40 Конституции, но данная норма является бланкетной, в ней закреплено лишь само право (право стачек), а осуществление данного права регламентируется специальным законодательством. Конституция Бразилии гарантирует трудящимся право на забастовку; и им принадлежит право определять основания осуществления этого права и интересы, для защиты которых оно применяется (ст. 9 Конституции).

Как видно бразильская конституция предоставляет своим гражданам довольно широкий круг возможностей осуществления своего права на забастовку, так как основания использования права на забастовку законом не определены и определяются самими трудящимися. В этом плане можно сказать, что нормы Конституции Бразилии в большей степени защищают права трудящихся в отличие от бланкетной нормы Конституции Италии, закрепляющей только лишь право стачек, без регламентации данного права в самой Конституции.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с Конституцией Италии государство берет на себя обязанность по охране здоровья населения и гарантирует бесплатную медицинскую помощь для неимущих (ст. 32 Конституции). Также конституционный нормы защищают граждан от незаконных медицинских опытов – никто не может быть принужден подвергаться определенным медицинским мерам иначе, как по постановлению закона. При этом закон не может ни в коем случае нарушать границы, диктуемые уважением к человеческой личности.

В Конституции Бразилии нормы, регламентирующие охрану здоровья, содержатся в разделе VIII «О социальном порядке». Статья 196 Конституции говорит, что Здоровье – право всех и обязанность государства – его гарантировать путем проведения социальной и экономической политики, направленной на сокращение рисков болезней и других несчастных случаев и обеспечения всеобщего и равного доступа к мерам и службам, призванным улучшать, предохранять и восстанавливать здоровье. В Бразилии также как и в Италии государство берет на себя обязанность по охране здоровья населения и гарантирует равный для всех социальных слоев общества доступ к медицинской помощи. Конституцией Бразилии детально регламентированы система здравоохранения, принципы организации системы здравоохранения, направления организации данной системы (ст.ст. 197-200 Конституции).

Как видно, Конституция Бразилии более детально регламентирует вопросы здравоохранения, помимо простого провозглашения права, в Конституции также урегулированы принципы построения самой системы здравоохранения и возможность участия граждан в организации данной системы.

Право на образование.

В Италии образование открыто для всех. Начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным, что способствует нормальной социализации личности. Государство обеспечивает возможность получения гражданами (в том числе и малоимущими) получения высшего образования, способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения. Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу. Частные организации и частные лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет государства. При определении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а их учащимся школьный режим, эквивалентный режиму государственных школ. Для приема в школы различных родов и ступеней, для окончания их, а также для доступа к профессиональной деятельности обязательными являются государственные экзамены.

В соответствии со ст. 205 Конституции Бразилии образование – право всех и обязанность государства и семьи; оно осуществляется и поощряется в сотрудничестве с обществом с целью полного развития личности, ее подготовки к обладанию гражданством и получению квалификации для трудовой деятельности. Конституцией определены основные принципы осуществления права на образование: 1) равенство условий при поступлении в школу и посещении школьных занятий; 2) свобода обучения, преподавания, проведения исследований и распространения идей, мастерства и знаний; 3) плюрализм педагогических идей и концепций и сосуществование публичных и частных образовательных учреждений; 4) бесплатность публичного образования в государственных учреждениях; 5) гарантия стандартов качества. Государство гарантирует основное образование, обязательное и бесплатное, включая и предложение бесплатного образования и тем лицам, которые не смогли его получить в надлежащем возрасте; прогрессивное распространение бесплатности среднего образования; специализированный прием для лиц, имеющих физические и психические недостатки, преимущественно в рамках обычной школьной системы; обучение детей с шестилетнего возраста в дневных общественных центрах и дошкольных учреждениях; доступ на более высокие уровни обучения, исследований и художественного образования в соответствии со способностями каждого; предоставление регулярного обучения в вечернее время, отвечающего потребностям учеников; оказание поддержки ученикам, получающим основное образование, посредством дополнительных программ школьного материала, предоставления транспорта, питания и санитарной помощи.

В очередной раз можно сказать, что бразильская регламентация права на образование является более детальной, полной и социально направленностью на малоимущие слои населения.

Культурные права.

В Италии государство содействует развитию культуры и научным и техническим исследованиям. В соответствии со ст. 33 Конституции Италии искусство и наука свободны, и преподавание их свободно. Республика устанавливает общие правила, касающиеся просвещения, и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право на автономную организацию в пределах, установленных законами государства.

В Бразилии государство гарантирует всем полноту осуществления культурных прав и доступ к источникам национальной культуры; оно поддерживает и поощряет применение и распространение мер в культурной сфере.

Как видно, в обоих государствах культурные права лишь провозглашаются и гарантируются, а более детальная их регламентация осуществляется специальным законодательством. Однако в конституции Бразилии речь идет только лишь о реализации прав в сфере искусства, тогда как в итальянской конституции гражданам предоставлена свобода научных исследований.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что в Италии конституционное регулирование социально-экономических и культурных прав в основном осуществляется посредством бланкетных норм, в сфере этико-социальных прав государство выступает как гарант реализации прав граждан. В Бразилии же Конституция более подробно и детально регулирует социально-экономические отношения, нормы Конституции в первую очередь направлены на защиту наиболее незащищенных слоев населения, государство берет на себя обязанность обеспечивать реализацию конституционных прав и содействовать благополучию граждан.

Если же сравнивать конституции двух вышеобозначенных стран с Конституцией РФ, то можно сделать однозначный вывод о том, что конституционное регулирование социально-экономических прав в РФ намного более сходно с регулированием в Италии. В конституции РФ закреплены в принципе те же саамы права и гарантии (право частной собственности, свобода труда, право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь для неимущих, право на образование и др.). В Конституции РФ в большинстве норм социально-экономические права просто провозглашаются, а государство является гарантом осуществления данных прав. Порядок реализации конституционных прав в РФ регламентирован специальным законодательством, то есть конституционные нормы являются бланкетными.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                       Конституция Италии;

2.                       Конституция Бразилии;

3.                       Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ Под общ. ред.  М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина.  2004 г.;

4.                       Конституционное право зарубежных стран , Учебник/ Под общ. ред. А. В. Малько. 2004 г.

 

 

 

 

 



Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии