Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Как известно конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Именно конституционные нормы закрепляют основные права и свободы личности.
Основное право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избрать вид т меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы.з

Работа состоит из  1 файл

Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии сравнительный анализ..doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии: сравнительный анализ.

 

Как известно конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Именно конституционные нормы закрепляют основные права и свободы личности.

Основное право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избрать вид т меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы.

Свобода – это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом.

Для института основных прав и свобод характерен ряд признаков:

1)                                         права и свободы закреплены в конституции или в соответствующем законе;

2)                                         права и свободы составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод;

3)                                         они признаются социальной ценностью и обладают высшей юридической силой;

4)                                         их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства.

Социальные, экономические и культурные права являются вторым поколением конституционных прав. Как таковые они утвердились к середине 20 века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса.

Экономические и социальные права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности, получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. 

Культурные права включают свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества и научных исследований.

Особенности социально-экономических и культурных прав и свобод:

-              имеют единое материальное (экономическое и социально-культурное) содержание;

-              нередко выступают как права-гарантии, так как обеспечивают реализацию других прав;

-              имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

-              требуют более детальной конкретизации в текущем (гражданском, трудовом, жилищном и т.п.) законодательстве.

Основные социально-экономические и культурные права:

а)              право частной собственности – гарантирует защиту собственности, а также пользования и распоряжения ею. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не запрещенные законом и не нарушающие прав и законных интересов других лиц;

б)              право на предпринимательскую деятельность – это право позволяет человеку заниматься каким угодно трудом: земледелием, торговлей, хозяйственной деятельностью и т.д.;

в)              право на труд и свобода труда;

г)              право на отдых – включает еженедельные выходные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска, праздничные нерабочие дни;

д)              право на забастовку являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю;

е)              право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

ж)              право на образование;

з)              право на социальное обеспечение;

В итальянской конституции социальным и экономическим правам и свободам посвящены глава II «Этико-социальные отношения» (в данной главе урегулированы социальные и культурные права и обязанности) и глава III «Экономические отношения» (в данной главе урегулированы экономические права и свободы). По своей правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, двойственны. С одной стороны, они носят негативный характер в том смысле, что государственная власть берет на себя обязанность воздерживаться от вмешательства в сферу деятельности отдельных граждан, с другой стороны, государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан. В сфере этико-социальных прав государство выступает как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научно-техническим исследованиям. В сфере экономических прав государство по Конституции Италии признает за каждым трудящимся право на труд, право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда, право на разумную продолжительность рабочего дня, право на еженедельный оплачиваемый отпуск и ежегодный отдых, социальное обеспечение, право на участие в профсоюзной деятельности.

Бразильская Конституция отделила вопрос об экономических и социальных отношениях как элементе общественного строя, которым отвела особый раздел, от вопроса о субъективных правах и свободах в данной области, которые урегулированы в одной из глав раздела об основных правах и гарантиях. Экономические права в соответствии с Конституцией Бразилии урегулированы в ст. 5 наряду с личными правами. Социальные права регламентированы Главой II Конституции. В соответствии со ст. 6 Конституции Бразилии к социальным правам относятся право на образование, здравоохранение, труд, досуг, безопасность, социальное страхование, охрана материнства и детства, помощь неимущим.

Сравнительный анализ конституционного регулирования социально-экономических и культурных прав в Бразилии и Италии целесообразно начать с таких основополагающих прав в экономической сфере как право частной собственности и право на предпринимательскую деятельность.

Право частной собственности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Италии собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. Как видно в Конституции Италии урегулированы виды собственности (государственная и частная), субъекты, обладающие правом собственности (государство, общество и частные лица). Однако более детальное регулирование права частной собственности осуществляется специальными законами. Также Конституция Италии предусматривает возможность ограничения права частной собственности, а именно экспроприацию. Согласно ст. 42 Конституции Италии, в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. Также Конституцией предусмотрено ещё одно ограничение права частной собственности – целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам (ст. 44 Конституции Италии). Такое ограничение по размерам земельных угодий приводит к поддержке государством мелкой и средней собственности.

В Конституции Бразилии право частной собственности регламентировано ст. 5 (п.п. XXII-XXVI). В ст. 5 наряду с гарантией права собственности вообще (п. XXII) указано в п. XXIII, что собственность будет нести также социальную функцию. Законодателю в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обработанная семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности. Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что конституционное регулирование частной собственности в Италии и Бразилии практически идентично. Конституционными нормами одинаково определены как защита частной собственности, так и возможные ограничения данного права (возможность экспроприации собственности в строго определенных случаях). В обоих государствах особо поддерживается мелкая и средняя земельная собственность.

Право на предпринимательскую деятельность.

В соответствии со ст. 41 Конституции Италии частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или так, чтобы причинить ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству. Закон определяет программы мероприятий и контроля, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может быть направляема и координируема в социальных целях. Исходя из формулировки данной статьи можно сделать вывод, что ходя свобода предпринимательства и закреплена в Конституции, но государство налагает на субъектов предпринимательской деятельности существенные ограничения и оставляет за собой право регулировать и вмешиваться в предпринимательскую деятельность.

В Конституции Бразилии  право на предпринимательскую деятельность не урегулировано, но в соответствии с п. 4 ст. 1 Конституции свободное предпринимательство является одной из основ Федеративная Республика Бразилия. Следовательно, свобода предпринимательства в Бразилии является существенным неотъемлемым принципом существования бразильского государства.

Сравнимая конституционное регулирование свободы предпринимательской деятельности в Италии и Бразилии можно сказать, что бразильская Конституция ставит свободу предпринимательства куда выше, чем основные экономические права, и возводит свободу предпринимательства в ранг основ существования государства.

Право на труд и свобода труда, право на отдых.

В соответствии со ст. 35 Конституции Италии республика охраняет труд во всех его формах и применениях. Также закреплено право на подготовку и повышение профессиональной квалификации трудящихся. Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования (ст. 36 Конституции). Конституционно урегулировано право на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск. Максимальная продолжительность рабочего дня Конституцией Италии не урегулирована. Конституция Италии устанавливает равенство прав трудящихся женщин и мужчин и защищает интересы женщин – трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять ей выполнять главную для нее семейную функцию и должны обеспечивать надлежащую охрану интересов матери и ребенка (ст. 37 Конституции). Однако указанную регламентацию права на труд нельзя считать достаточной ввиду её скудности.

Конституция Бразилии очень четко и подробно регламентирует трудовые отношения граждан. Регулирование прав трудящихся осуществляется в соответствии со ст. 7 Конституции Бразилии с ее 34 пунктами.

В соответствии с Конституцией Бразилии городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований. Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта, пенсии и социального обеспечения; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательную способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями. Установлено, что ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос решается по-другому коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату на основе полной месячной заработной платы или пенсии по старости. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска — не менее чем на треть. Конституция предусматривает право на еженедельный оплачиваемый отдых. Конституция запрещает устанавливать различия в заработной плате в зависимости от пола, возраста или гражданского состояния. В то же время запрещается использовать труд несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, за исключением учеников, достигших 14 лет, однако несовершеннолетние не могут привлекаться к ночным, опасным или вредным для здоровья работам. Отпуск по беременности и родам с сохранением рабочего места и заработной платы предоставляется на 120 дней. На установленных законом условиях предоставляется и отпуск по отцовству.

Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав в Бразилии и Италии