Компетенция Международного Суда ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание

Зарождение отрасли международно-правовой науки, затрагивающей вопросы международного правосудия, обычно связывают с работой русского международниика Л. Комаровского “О международном суде”, написанной в 1881 году. В этой работе впервые был конкретно поставлен вопрос о создании международного суда в качестве нового инструмента средств мирного урегулирования.

Содержание

I. Введение 3

II. Компетенция Международного Суда ООН 5

1. Понятие компетенции Международного Суда ООН. 5

2. Определение компетенции Международного Суда ООН в Уставе ООН и Статуте Международного Суда ООН. 11

3. Юридические и политические споры. 15

4. Консультативная функция Международного Суда ООН. 21

III. Заключение. 24

Работа состоит из  1 файл

Р Е Ф Е Р А Т.docx

— 63.36 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, для того, чтобы создать  необходимые условия для реализации Судом своей компетенции, необходим целый комплекс норм - процессуальных, регулирующих организацию и формирование Суда и т.д. От того, насколько широка компетенция Международного Суда, какой характер она носит, каковы ее основные черты, зависит содержание и характер этих норм. Это соотношение вытекает из того, что компетенция Международного Суда - это юридическое, нормативное закрепление того места, которое занимает международное правосудие в системе мирных способов разрешения международных споров. В компетенции Международного Суда отражено как то общее, что характерно для всех мирных способов разрешения международных споров, так и то, что присуще исключительно международному правосудию, его специфика.

     Определение понятия компетенции Международного Суда должна состоять, покрайней мере, из двух элементов:

     а) определения понятия компетенции вообще, то есть как определенного юридического свойства, присущего любому международному органу;

     б) из определения тех специфических  черт, которые характеризуют эту компетенцию, как компетенцию именно Международного Суда ООН.

     Слово “компетенция” (лат. competencia) происходит от латинского слова competens, то есть “присущий”, “надлежащий”. В ряде энциклопедий и юридических словарей это понятие характеризуется как “круг полномочий какого-либо учреждения или должностного лица”.4 Это определение формулирует основной признак компетенции, заключающийся в том, что под компетенцией понимаются полномочия.

     Например, глава II Статута Международного Суда - “Компетенция Международного Суда” посвящена определению основных полномочий Международного Суда. Ст. 34 излагает права суда рассматривать споры между государствами и запрашивать у публичных международных организаций информацию;  ст.35 формулирует характер правомочий Суда по рассмотрению дел государств участников Статута и тех государств, которые в соответствии с решением Совета Безопасности получают доступ в Суд. О том, какие дела имеет право рассматривать Суд, говорится в ст.36. Она же регулирует “обязательную юрисдикцию” Суда. Статья 38 определяет, какие нормы права применяет Суд.

     Таким образом, компетенция органа - это  совокупность его полномочий. Но полномочия органа могут быть двух видов. Во-первых, те полномочия, путем реализации которых тот или иной орган осуществляет цели и задачи, определенные его Уставом, Статутом и т.д., во-вторых, те полномочия, реализация которых не связана непосредственно с осуществлением им этих задач и целей (например, ст. 26 Статута, ст. 33).

     Следовательно, справедливо, что компетенция того или иного органа, в данном случае Международного Суда ООН включает в себя только те полномочия, которые служат непосредственно осуществлению его задач и целей.

     Таким образом, мы можем сформулировать юридическое  определение компетенции: компетенция того или иного органа - это совокупность полномочий по непосредственному осуществлению им своих специфических задач, как они определены в основном нормативном акте (Статуте, Уставе, Положении и т.д.), конституирующем этот орган. 
 

     2. Определение компетенции Международного Суда ООН в Уставе ООН и Статуте Международного Суда ООН.

     Для того чтобы дать точное определение  компетенции Международного Суда ООН, необходимо сформулировать его задачи, как главного юридического, судебного и консультативного органа ООН.

     Международными  нормативными актами, конституирующими Международный Суд ООН, являются Устав ООН и Статут Международного Суда ООН, который согласно ст. 92 Устава является его неотъемлемой частью. Это прямо указано в ст. 1 Статута Международного Суда ООН, где говорится о том, что Статут учрежден Уставом ООН и, что Международный Суд ООН образуется и действует в соответствии с положениями его Статута.

     Существует  еще одна норма, имеющая большое  значение для деятельности Международного Суда ООН - Регламент Международного Суда ООН. Однако Регламент не может быть признан актом, конституирующим Международный Суд ООН. Регламент издан самим Судом. Он представляет собой свод основных процессуальных норм международного правосудия. Право издать его является одним из важных правомочий Суда, закрепленных  ст. 30 п. 1 Статута: “Суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения своих функций. Суд, в частности, устанавливает правила судопроизводства”. Регламент содержит нормы, определяющие процессуальную компетенцию Суда, но он не является конституирующим Международный Суд ООН документом, так как он был издан самим Судом и вступил в силу уже после создания Международного Суда ООН.

     Значение  Устава ООН и Статута Международного Суда ООН можно подчеркнуть еще двумя свойствами: а) они выработаны на конференции в Сан-Франциско в 1945 году представителями тех стран, которые являются учредителями Статута. Эти акты и являются - Статут - полностью, а Устав - в IV главе – международными многосторонними соглашениями этих государств о создании Международного Суда ООН; б) Устав является одновременно и международным правовым актом, констатирующим существование ООН, то есть международной организации, чьим органом является Международный Суд ООН.

     Как определяют основные задачи и функции  Международного Суда ООН эти международные акты? Ст. 92 Устава ООН указывает, что “Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН”. Таким образом, главной задачей Международного Суда ООН является рассмотрение международных споров. В этом вопросе ему принадлежит приоритет перед другими аналогичными учреждениями в рамках ООН (административный трибунал и т.д.).  Во-первых, Международному Суду ООН предоставлено право (и это же является его обязанностью) рассматривать наиболее важные юридические споры, и, во-вторых, он при некоторых условиях имеет право пересмотра решений других международных Судов.

     Определение компетенции Международного Суда ООН: компетенция Международного Суда ООН - это совокупность его полномочий по осуществлению международного правосудия (рассмотрению юридических споров) и вынесению консультативных заключений, как это определено Уставом ООН и Статутом Международного Суда ООН.

     К изучению компетенции Международного Суда ООН можно подходить двояко. Можно исследовать компетенцию, исходя из характера полномочий, то есть, изучая виды полномочий, в своей совокупности, образующие компетенцию Международного Суда ООН. Этим будет показан объем компетенции. Можно подходить к компетенции с точки зрения ее реализации и таким образом определить принципы компетенции.

     Оба подхода тесно связаны друг с  другом, так как, определяя тот  или иной принцип компетенции Суда, мы тем самым дополняем характеристику той или иной нормы, относящейся к объему компетенции, так как указываем на условие ее реализации.

     Виды  компетенции можно определить, исходя из следующих особенностей определяющих ее норм: 1) из степени конкретности данной нормы, то есть, исходя из того насколько широко или узко данная норма определяет компетенцию Суда; 2) основываясь на ratio material, то есть, исходя из предмета деятельности Суда: какие категории дел имеет право рассматривать Суд.

     Согласно  первому принципу, компетенция может  быть общей и конкретной. Дело в том, что компетенция Суда определена в Уставе ООН и в Статуте Международного Суда ООН, как правило, в общей форме. Например, в ст. 36 говорится о том, что Суд может иметь право рассматривать споры, касающиеся толкования договоров. И если между двумя государствами существует расхождение относительно толкования договора, заключенного между ними, то можно сказать, что общую компетенцию на рассмотрение этого спора Суд имеет, так как согласно Статуту он имеет право на рассмотрение дел этой категории. Однако неизвестно имеет ли он конкретную компетенцию на его рассмотрение. Ведь для того, чтобы то или иное дело, охватывающееся общей компетенцией Суда, было действительно им рассмотрено, необходимо наличие ряда условий, вытекающих из конкретного характера дела.

     Например, для того, чтобы Суд принял на рассмотрение расхождение в толковании договора, необходимо, по крайней мере: а) чтобы обе стороны были согласны на передачу дела в Суд; б) чтобы они были допущены в Суд или были участниками Статута, или имели право согласно ст. 93 п. 2 Устава, обращаться в Суд; в) чтобы возможность судебной процедуры вытекала из договора и так далее.

     Только  при наличии всех этих условий, а  возможно и целого ряда других, Суд будет иметь право рассмотреть данный спор.

     Иначе говоря, общая юрисдикция Суда на то или иное дело заключается в соответствии юридического характера спора категориям споров, упомянутым ст.36 Статута.

     Конкретная  юрисдикция возникает лишь в том  случае, если конкретные обстоятельства дела не препятствуют рассмотрению дела в Суде.5

     Различие  между общей компетенцией и конкретной имеет значение, особенно для сторон, передающих дело в Суд. Перед ними в первую очередь встает вопрос, относится ли спор к той категории, которая предусмотрена Статутом Международного Суда ООН или их спор носит политический или фактический характер.

     Если  дело не попадает под общую юрисдикцию Суда, то, передача его в Суд нецелесообразна, даже если имеет место ряд обстоятельств, обуславливающих конкретную юрисдикцию (например, соглашение сторон).

     Как указывалось ранее, виды компетенции  Суда можно определить, исходя из предмета его деятельности, то есть, исходя из юридического характера дел, рассматриваемых им.

     Согласно  Уставу ООН и Статуту Суд имеет  право:

     -        рассматривать юридические споры  между государствами; на это указывает ст. 36 п. 3 Устава ООН, в котором подчеркнуто, что “споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда”;

     -        давать консультативные заключения; консультативная функция Международного Суда ООН закреплена в ст. 96 Устава ООН; “Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, - говорится в ней, - может запрашивать от Международного Суда ООН консультативное заключение по любому юридическому вопросу”.

     Следует отметить, что главным направлением деятельности Суда является осуществление международного правосудия, то есть рассмотрение споров между государствами. Вынесение консультативных решений - дополнительная функция Международного Суда ООН. Это соотношение между указанными двумя видами компетенций обуславливается уже тем, что Суд, как международный орган, является, прежде всего, органом мирного урегулирования международных споров. 

          3. Юридические и политические споры.

     В международном пространстве существует издавна деление споров на политические и юридические. Основным видом разрешения международных политических споров являются переговоры. Политические споры - это наиболее опасные для мира споры, затрагивающие часто основные права и интересы государств. Согласно Уставу ООН функция международного органа, несущего главную ответственность за мир, является Совет Безопасности. Ст. 34 уполномочивает его “расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор для определения того, может ли ситуация угрожать поддержанию международного мира и безопасности”.

     Таким образом, Совет Безопасности несет  ответственность за урегулирование важных политических споров. Суду же согласно Уставу ООН и Статуту передана функция осуществления международного правосудия, то есть рассмотрение юридических споров, являющихся спорами менее важными и более частыми по сравнению с политическими спорами.

     Трудно  найти основной критерий, позволяющий  провести четкую границу между политическим и юридическим спором, в особенности в теоретическом аспекте. “Юристы-международники, - пишет Брейрли, - во всяком случае, согласились с тем, что это различие (между юридическими и политическими спорами) существует, но они не пришли к согласию относительно того, в чем же именно оно заключается”.6

     Часто тот или иной спор представляет собой  комбинацию целого ряда спорных вопросов, одни из которых носят характер юридический, а другие - политический. Кроме того, тот или иной политический спор, в зависимости от отношения к нему сторон, может быть трактован и как юридический и наоборот, юридический спор подчас может быть представлен ими как политический.

     Эта взаимосвязь политических и юридических  споров объясняется самим характером связи политики и права. Характер и форма защиты интересов государства, в зависимости от обстоятельств, могут быть юридическими или политическими, но так как в основе и политических и юридических споров лежат интересы и воля спорящих государств, то их взаимосвязь и взаимопереход всегда могут иметь место.

     Определения, даваемые зарубежными учеными понятию  юридического спора, можно свести к следующим группам.

     1. Одни берут за основу принцип  “совместимости” с существующим  международным правом. Если исполнение претензий сторон не может быть осуществлено в результате применения правовой нормы, то это спор политический; если достаточно ее применения для разрешения конфликта - имеет место юридический спор.

Информация о работе Компетенция Международного Суда ООН