Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ сложившейся системы международного регулирования ВЭД. Задачами, поставленными и решенными в процессе написания курсовой работы, являются: 1) Изучить основные методы и виды государственного регулирования внешней торговли; 2) Ознакомиться с регулированием внешней торговли в Европейском Союзе; 3) Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1. Методы государственного регулирования внешней торговли___________ 5

1.1 Сущность межгосударственного регулирования ВЭД________________ 5

1.2 Тарифные методы регулирования_________________________________7

1.3 Нетарифные методы регулирования_______________________________10

1.4 Деятельность международных организаций во внешнеэкономической деятельности_____________________________________________________15

1.5 Валютно-кредитное регулирование внешней торговли_______________18

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе______________21

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь_________________________________________________________25

3.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности___________________________________________________25

3.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности____________________________________28

Заключение______________________________________________________35

Список использованных источников_________________________________

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ!!!!!!!!.docx

— 63.05 Кб (Скачать документ)

     Запрет  на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение  в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных  органов.

     Сертификация  заключается в проверке соответствия товаров нормам и требованиям, действующим  в Республике Беларусь. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установлен совместным постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 08.06.2005 № 38/25 «Об условиях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия». Сертификаты соответствия могут выдаваться на партию товара и на сертификацию производства каких-либо товаров. Во втором случае не требуется постоянного получения сертификата при ввозе товаров.

     Разрешительная  система органов фитосанитарного  контроля и ветеринарного контроля направлена на недопущение ввоза  в Республику Беларусь товаров, которые  могут нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан Республики Беларусь.

     Совместным  постановлением Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.07.2002 № 54/19 «Об  условиях помещения под таможенные режимы товаров, подконтрольных государственному учреждению "Главная государственная  инспекция по семеноводству, карантину  и защите растений» (далее - Постановление) утверждена Номенклатура товаров, подконтрольных Государственному учреждению «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию  государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» субъекты хозяйствования при заключении договоров  на экспорт товаров, на которые установлены  предельные минимальные цены, должны устанавливать на эти товары цены не ниже утвержденных на них предельных минимальных цен. Предельные минимальные  цены установлены, например, на продукцию  лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, продукцию пищевой  промышленности и пр. Реализация за пределами Республики Беларусь товаров по ценам ниже утвержденных на них предельных минимальных цен является нарушением законодательства.

     В силу действующего законодательства Республики Беларусь подакцизные товары, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Указ Президента Республики Беларусь от 13.12.2007 №636 «О ставках  акцизов на подакцизные товары»  регулирует применение размеров ставок на подакцизные товары. Лица, приобретшие  акцизные марки, одновременно с документами, подтверждающими факт уплаты акцизов, представляют таможенному органу расчеты  акцизов, подлежащих уплате, за исключением  случаев ввоза табачных изделий  государственными организациями и  организациями потребительской  кооперации.

     При ввозе табачных изделий государственными организациями и организациями  потребительской кооперации лицо, приобретшее  акцизные марки, представляет таможенному  органу расчет акцизов, подлежащих уплате, одновременно с подачей таможенной декларации, либо в случае их ввоза  с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и  таможенное оформление, - расчет акцизов, подлежащих уплате, одновременно с  передачей таможенным органом данному  лицу табачных изделий для дальнейшего  распоряжения после контроля за выполнением  правил их маркировки и иных требований, установленных законодательством.

     При подведении итогов следует обратить внимание и на новации в сфере  применения мер нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь, которые начали действовать  с 1 января 2010г.

     По  решению Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации» с 1 января 2010г. вступили в силу ряд Соглашений:

     - Соглашение о единых мерах  нетарифного регулирования в  отношении третьих стран от 25.01.2008. Данное Соглашение устанавливает,  что в отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования (ст. 2). Под мерами нетарифного регулирования следует понимать комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемыми введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера (ст.1). Решения о применении таких мер принимаются Комиссией таможенного союза (ст.9). Соглашением определены принципы применения таких мер нетарифного регулирование, как запреты, введенные на ограничение экспорта или импорта, исключительное право на экспорт или импорт, лицензирование в сфере внешнеторговой деятельности, а так же вопросы применения мер затрагивающих внешнюю торговлю и вводимых исходя из национальных интересов.

     - Соглашение о порядке введения  и применения мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, иной  таможенной территории в отношении  третьих стран от 09.06.2009. Данное  соглашение определяет порядок  введения и применения на единой  таможенной территории в отношении  третьих стран единых мер нетарифного  регулирования; мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами и  вводимых исходя из национальных  интересов государств-сторон, а также  особых видов запретов ограничений  внешней торговли товарами. Этим  Соглашением установлено, что  к мерам, затрагивающим внешнюю  торговлю товарами и вводимым  исходя из национальных интересов  государств-сторон, относятся меры  регулирования неэкономического  характера, в т.ч. запрет ввоза  и (или) вывоза, количественные  ограничения ввоза и (или) вывоза, предоставление исключительного  права на ввоз и (или) вывоз,  разрешительный порядок ввоза  и (или) вывоза и другие меры  регулирования. Такие меры могут  вводиться Комиссией таможенного  союза. Особые виды запретов  и ограничений внешней торговли  применяются по решении Комиссии  таможенного союза, если это  необходимо для защиты внешнего  финансового положения и поддержания  равновесия платежного баланса.  Единые меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-сторон, а также особые виды запретов ограничений внешней торговли товарами помещаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Такой перечень утверждается Комиссией таможенного союза от даты наделения ее соответствующими полномочиями.

     - Соглашение о правилах лицензирования  в сфере внешней торговли товарами  от 09.06.2009. Данное соглашение определяет  порядок выдачи лицензий и  разрешений на экспорт и (или)  импорт товаров помещенных в  Единый перечень товаров, к  которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или  вывоз государствами-участниками  таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС в торговле с третьими  странами. Этим Соглашением предусмотрена  выдача разовых, генеральных и  исключительных лицензий. Разрешением  является разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой  сделки на основании внешнеторговой  сделки, предметом которой является  товар, в отношении которого  установлено наблюдение за экспортом  и (или) импортом в определенном  количестве (ст.1).

     Запреты и ограничения к товарам, включенным в вышеуказанный Единый перечень, предписано применять в торговле с третьими странами с 01.01.2010 (п.1 решения  КТС от 27.11.2009 №132).

     Таким образом, подводя итог всему сказанному мы видим, что меры экономической  политики представляют собой ограничения  на ввоз в Республику Беларусь и  вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических  интересов Беларуси, либо в силу ее международных обязательств, либо в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие ущемляющие интересы общественных лиц акции иностранных государств и союзов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного  либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного  тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное  увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.

     Реализуемая в Европейском Союзе общая  торговая политика направлена на минимизацию  государственного регулирования в  тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию  либо в отраслях, где страны-члены  Союза не имеют цели завоевать  значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.

     В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении  импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров  через субсидирование. Очевидно, что  характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с внутренними  и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна –  она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики  страны.

     Беларуси  стоит учесть западноевропейский опыт в сфере регулирования внешней  торговли, т. к. ЕС является вторым по величине торговым партнером республики, однако, не имеет смысла копировать законодательство ЕС, т. к. оно не учитывает особенности  переходной экономики Беларуси. 
 

Список используемой литературы

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн. Асвета. 2002. 134 с.

2. Государственное  регулирование рыночной экономики  / Под общ. ред. Кушлина. М. 2002. 468 с.

3. Жиляев К.В.  Основные тенденции развития  международной торговли в 90-е  годы // Проблемы прогнозирования. 2003. №6. С. 139 – 152.

4. Забавский  Г.В. Оценка систем тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь  и Европейского Союза // Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. №2. С. 29 – 37.

5. Игнатюк, А.З., Яцута, И.С. Таможенное правонарушения (Правовая характеристика). - Мн.: ГТК Республики Беларусь, Минская центральная таможня, 2000.

6. Итоги внешней  торговли Республики Беларусь  в 2003г. // Таможня и ВЭД. 2004. №2. С. 6 – 7.

7. Киреев А.П.  Международная экономика: В 2-х  частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.

8. Михайлушкин  А.И., Шимко П.Д. Международная  экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.

9. Михайлушкин  А.И., Шимко П.Д. Международная  экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.

10. Торговля в  экономической системе. Мн.: БГЭУ, 2002. 124 с.

11. Харламова  В.Н. Международная экономическая  интеграция. М.: Анкил, 2002. 174 с.

12. Шемятенков  В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные  отношения, 2003. Часть 1. 400 с. 

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь