Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ сложившейся системы международного регулирования ВЭД. Задачами, поставленными и решенными в процессе написания курсовой работы, являются: 1) Изучить основные методы и виды государственного регулирования внешней торговли; 2) Ознакомиться с регулированием внешней торговли в Европейском Союзе; 3) Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Содержание

Введение_________________________________________________________3

1. Методы государственного регулирования внешней торговли___________ 5

1.1 Сущность межгосударственного регулирования ВЭД________________ 5

1.2 Тарифные методы регулирования_________________________________7

1.3 Нетарифные методы регулирования_______________________________10

1.4 Деятельность международных организаций во внешнеэкономической деятельности_____________________________________________________15

1.5 Валютно-кредитное регулирование внешней торговли_______________18

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе______________21

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь_________________________________________________________25

3.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности___________________________________________________25

3.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности____________________________________28

Заключение______________________________________________________35

Список использованных источников_________________________________

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ!!!!!!!!.docx

— 63.05 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________3

1. Методы государственного  регулирования внешней торговли___________ 5

1.1 Сущность межгосударственного  регулирования ВЭД________________ 5

1.2 Тарифные методы  регулирования_________________________________7

1.3 Нетарифные  методы регулирования_______________________________10

1.4 Деятельность  международных организаций во  внешнеэкономической деятельности_____________________________________________________15

1.5 Валютно-кредитное  регулирование внешней торговли_______________18

2. Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе______________21

3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь_________________________________________________________25

3.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности___________________________________________________25

3.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности____________________________________28

Заключение______________________________________________________35

Список использованных источников_________________________________36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В истории становления государств присутствовали примеры существования  «изолированных» стран, опыт которых  показал, что ни одна, даже высокоразвитая страна не может развиваться обособленно, не имея никаких связей с внешним  миром. Как известно в современно мире, каждое государство либо конкретный регион обладает рядом преимуществ, в силу различного географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, а так  же ассиметричного расположения трудовых ресурсов и капитала. Наличие данных особенностей привело к специализации отдельных стран по отраслям, развитию которых способствует наличие наиболее благоприятных условий, преимуществ перед другими странами. Данные обстоятельства способствовали бурному развитию международных экономических отношений и, как следствие, системы, их регулирующей.

     На  современном этапе формы и  методы воздействия на международную  торговлю значительно варьируются  исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна –  либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния  правительства на экономику и, в  частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом  сообществе.

     Особая  роль во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) принадлежит международным организациям, основной функцией которых является регулирование международных отношений, неотъемлемой частью которых является нормативно-правовая база.

     Целью данной работы является  изучение и  анализ сложившейся системы международного регулирования ВЭД. Задачами, поставленными и решенными в процессе написания курсовой работы, являются: 1) Изучить основные методы и виды государственного регулирования внешней торговли; 2) Ознакомиться с регулированием внешней торговли в Европейском Союзе; 3) Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

     Объектом  курсовой работы является система межгосударственного  регулирования ВЭД. Предметом –  исследование деятельности международных  организаций, анализ нормативно правовой базы, методов тарифного и нетарифного  регулирования.

     Исследовательской базой написания данной курсовой работы послужили законодательные  и нормативные акты Республики Беларусь, научные труды, монографии отечественных  и зарубежных авторов по проблеме исследования, публикации в СМИ, а  так же интернет ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Сущность межгосударственного  регулирования ВЭД

     Успех или неудача внешнеторговых операций зависит не только от конъюнктуры  рынка, от наличия умелого использования  факторов производства, но и от установленных  государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Как и любая экономическая  деятельность, ввоз и вывоз товаров  является объектом государственной  политики. В процессе развития мировой  торговли выработались определенные инструменты  этой политики, используемые во всех странах  мира. Национальные территории объявлены  таможенными территориями государства, они окружаются таможенной границей.

     Усиление  вмешательства государства во ВЭД  обусловлено необходимостью расширения внешнеэкономических функций предприятий, и их зависимостью, как и экономики  в целом, от международных масштабов  интернационализации и кооперации производства, от состояния внешних  рынков, разнообразия мер регулирования  в отдельных странах.

     Регламентация внешней торговли в современной  международной практике приобрела  характерные черты, обусловленные, прежде всего, основными тенденциями  развития мировой торговли 90-х гг., интенсивным процессом формирования единых организационных форм, правовых и информационно-технических норм и правил взаимодействия на мировом  рынке, а также системы межгосударственных соглашений и договоренностей. К  настоящему времени, осуществлена унификация форм и средств обеспечения регулирования  внешней торговли, расчетных и  платежных операций и документооборота по внешнеторговым сделкам большинства  государств.

     Для национальных систем внешнеторгового  сотрудничества характерен высокий  уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и  обязанности субъектов ВЭД, но в  первую очередь - пределы возможностей исполнительной власти, что исключает  непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.

     Особенностью  современного механизма регламентирования, является высокая степень оснащенности информационно-технической базы внешнеторговой деятельности, способствующей ускорению  потоков информации, ее обработки  и созданию банков данных.

     И, наконец, важнейшая его черта - комплексный  подход к использованию многообразных  взаимодополняющих и взаимосвязанных  методов и элементов воздействия  на внешнюю торговлю, разобщение которых  является неоправданным.

     Комплексный характер современной зарубежной практики регламентирования внешней торговли обусловлен конкретным набором средств  и инструментов внутринационального  и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

     В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две  тенденции: либерализация и протекционизм.

     Либерализация представляет собой экономическую политику государства, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

     Протекционизм - это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

     Политика  либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время  прослеживается тенденция либерализации  внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трех уровнях: между отдельными странами во взаимной торговле; между государствами, входящими в единый таможенный союз; на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам  и торговле.

     Различают два элемента регулирования внешней  торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения.

1.2 Тарифные методы регулирования

     Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные  потоки в процессе пересечения ими  государственных границ.

     Прежде  всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного  обложения товаров, виды тарифов  и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД  при осуществлении экспортно-импортных  операций.

     Таможенный  тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.

     Таможенные  пошлины представляют собой косвенные  налоги, взимаемые государством в  протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения  ими границ. Существует несколько  классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

     1) импортные – пошлины, которые  накладываются на импортные товары  при выпуске их для свободного  обращения на внутреннем рынке  страны. Являются преобладающей  формой пошлин, применяемой для  защиты национальных производителей  от иностранной конкуренции;

     2) экспортные – налог, взимаемый  с экспортных товаров при выпуске  их за пределы таможенной территории  государства. Данный вид пошлины  вводится чаще всего либо в  целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита  этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые  цены на данный товар. В развитых  странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

     3) транзитные пошлины, которые взимаются  с товаров, пересекающих национальную  территорию транзитом. Они сдерживают  товарные потоки и в большинстве  стран мира рассматриваются как  крайне нежелательные, нарушающие  нормальное функционирование международных  связей.

     Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной  из следующих форм пошлины:

   1) адвалорная – пошлина, определяемая  законом как фиксированный процент  от стоимости экспортируемого  или импортируемого товара с  учетом или без учета транспортных  расходов;

   2) специфическая – налог, определяемый  как фиксированная сумма денег  на каждую единицу товара (единицу  измерения);

   3) смешанная пошлина – объединение  адвалорного и специфического  налогов. 

     Адвалорная  пошлина может быть подсчитана и  установлена только после определения  таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров  в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся  на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара.

     Такой метод определения таможенной стоимости  товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%.

     Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается  в период инфляции и увеличивается  в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для  адвалорной пошлины.

     Существуют  также особые пошлины, которые применяются  страной либо в одностороннем  порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны  других государств. Наиболее распространенными  особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые  и компенсационные (накладываются  на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

     Таможенный  тариф может устанавливаться  на основе принципа тарифной автономии  или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии  страна самостоятельно фиксирует тариф  и может его изменить по собственной  инициативе. Конвенционные же пошлины  устанавливаются на базе двустороннего  или многостороннего соглашения.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь