Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Описание

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Содержание

1. История создания ГААТ………………………………………………..3
2. Организационная структура ГАТТ……………………………………5
3. Основные принципы функционирования ГАТТ……………………...7
4. Развитие ГАТТ………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.docx

— 53.03 Кб (Скачать документ)

     К наиболее важным исключениям относятся  следующие:

     ·           Изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией из промышленно развитых стран.

     ·           Уступки Членам торговых союзов, например ЕС, не распространяются  на страны, не входящие в Союз.

     ·           Странам, произвольно применяющим дискриминационные меры против товаров из определенной страны, эта страна не обязана предоставлять РНБ.

     ·           Странам, не подписавшим Соглашение, не всегда предоставляется такой же режим благоприятствования, как странам, присоединившимся к нему.

     ·           Странам иногда делают исключения, основанные на их законодательстве, действующем до момента подписания с ГАТТ - ВТО соглашение о вступлении.

     ·           Исключения вводятся также во время войны или усиления международной напряженности.

     Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому  принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

     Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура  подготовки и изменения списков  тарифных уступок определялись статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство  присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.

     Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих  стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов. 

  1. Развитие  ГАТТ

     Раунды  переговоров, организованные ГАТТ. Основной деятельностью ГАТТ - ВТО является подготовка условий и проведение международных торговых переговоров; организация раундов, или туров, переговоров (названных по месту их проведения) по заключению многосторонних соглашений о сокращении таможенных тарифов и смягчении нетарифных барьеров для их участников. По условиям договоров страны могут согласиться на снижение всех тарифных ставок на определенный процент в течение конкретного периода, но не обязательно на одинаковый процент для всех стран. Поскольку количество видов продукции, по которым ведутся переговоры, огромно, то очень трудно вести переговоры по каждому товару отдельно и почти невозможно - по каждому товару с каждой страной. Поэтому на переговоры страны представляют определенные товары, которые, по их мнению, являются исключением из их собственных уступок во внешней торговле. Большие сокращения таможенных тарифов в результате переговоров показывают, что все страны стремятся к более свободному товарообмену и что таможенные тарифы, которые представляют собой барьеры, в целом удается преодолевать.

     Крупнейшие  прорывы в области либерализации  международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них:

     раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;

     раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;

     Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;

     Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.

ТАБЛИЦА 1. РАУНДЫ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ  В РАМКАХ ГАТТ
Время проведения Место проведения Основные  обсуждаемые вопросы Число стран-участниц
1947 Женева Тарифы, принятие ГАТТ. 23
1949 Аннеси Тарифы 31
1951 Торки Тарифы 38
1956 Женева Тарифы 26
1960–1961 Женева («раунд Диллона») Тарифы 26
1964–1967 Женева («раунд Кеннеди») Тарифы  и антидемпинговые  меры 62
1973–1979 Токио, Женева («токийский раунд») Тарифы, нетарифные барьеры, рамочные соглашения, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс о  субсидиях и Антидемпинговый  Кодекс 102
1986–1994 Монтевидео, Женева («уругвайский раунд») Тарифы, нетарифные барьеры, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные  изделия, сельскохозяйственная продукция, создание ВТО, и т.д.  
 

     В течение первых 3 десятилетий существования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализации международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Первоначально переговоры проходили между странами-производителями одного товара, а затем распространялись и на другие государства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации".

     Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никогда не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более широкий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растянулось во времени и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

     В результате средневзвешенный уровень  импортных таможенных тарифов промышленно  развитых стран снизился с 40—60 % в  конце 40-х годов до 8—10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало  важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975 годов мировой экспорт в текущих  ценах увеличился в 14,5 раза. В 70-е  годы развивающиеся страны, представленные так называемой  Группой 77, выступили с концепцией нового международного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции — требования развив. стран установить более справедливый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в международных экономических отношениях. С этой целью развивающиеся государства требовали от мирового сообщества подтвердить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную продукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное развитие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязательных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

     По  завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.

     В ходе Токийского раунда переговоров  в рамках ГАТТ был сделан упор на преодоление сложных нетарифных барьеров, в особенности в следующих  пяти конкретных областях:

     • промышленные стандарты;

     • государственные закупки;

     • субсидии и компенсационные пошлины;

     • лицензирование;

     • таможенная оценка.

     В каждой из этих областей участники  Токийского раунда согласились принять  Кодекс поведения стран-членов ГАТТ. В частности, вступившие в силу Соглашение о промышленных стандартах предусматривает, что отношение к ввозимым товарам будет такое же, как и к товарам отечественного производства. Соглашение о правительственных закупках призывает избегать дискриминации при рассмотрении заявок иностранных фирм на получение большинства крупных контрактов. Соглашение, или Кодекс поведения, в отношении субсидий и компенсационных пошлин признает внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента политики, применение которого, однако, не должно оказывать отрицательного воздействия на другие страны.  
Запрещается субсидирование экспорта, за единственным исключением, касающимся сельскохозяйственной продукции. Это же Соглашение предусматривает также процедуры применения компенсационных пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.

     Кодекс  лицензирования обязывает участников значительно упростить порядок лицензирования и не допускать дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм.

     Кодекс  таможенной оценки предусматривает проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ  или ФОБ - стоимость счетафактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере.

     Уругвайский раунд -  это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е годы. Тремя основными органами этого раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

     О важности Уругвайского раунда можно  судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:

     • дальнейшее сокращение тарифов;

     • нетарифные меры;

     • тропические товары (в стоимостном  выражении составляли сумму по рядка 20 млрд. долл.);

     • продукция, производимая на базе природных  ресурсов;

     • текстиль и одежда;

     • сельское хозяйство;

     • статьи ГАТТ;

     • защитные оговорки;

     • субсидии и компенсационные меры;

     • урегулирование споров;

     • права на интеллектуальную собственность;

     • инвестиционные меры;

     • функционирование системы ГАТТ;

     • торговля услугами.

     По  этим важнейшим вопросам удалось  принять соответствующие соглашения. Особенно трудными оказались переговоры по вопросам, связанным с обязательствами  по сокращению государственной финансовой помощи и ограничений на доступ к  рынкам в области сельского хозяйства (т.е. в вопросах государственного регулирования). Их главная цель - попытки США  и их союзников перенести на все  страны мира неолиберальные модели глобальной торгово-экономической политики. Были поставлены следующие универсальные  задачи:

     ·           ограничение протекционизма в торговле сельскохозяйственной продукцией;

     ·           устранение таможенных пошлин в ряде отраслей промышленности;

     ·           выработка рассчитанного на десять лет графика устранения протекционистских барьеров в торговле текстилем и одеждой;

     ·           придание более открытого характера ряду отраслей в сфере услуг, включая банковское дело и страхование.

     Для иллюстрации можно привести следующий  пример: ужесточение правил решения  вопроса о том, экспортирует компания продукцию в ЕС по демпинговым  ценам или нет, приводит к разным последствиям для стран. Их важность была очевидной для Японии, азиатских  «тигров» и стран Центральной  Европы. Но дело в том, что для  стран, либерализирующих торговые режимы, страны Западной Европы и США, как правило, вводят антидемпинговые меры для защиты национальных отраслей, которые неэффективны и наиболее уязвимы для внешних факторов.

Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле