Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Описание

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Содержание

1. История создания ГААТ………………………………………………..3
2. Организационная структура ГАТТ……………………………………5
3. Основные принципы функционирования ГАТТ……………………...7
4. Развитие ГАТТ………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.docx

— 53.03 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

  1. История создания ГААТ………………………………………………..3
  2. Организационная структура ГАТТ……………………………………5
  3. Основные принципы функционирования ГАТТ……………………...7
  4. Развитие ГАТТ………………………………………………………….11

    Список литературы………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ  И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

  1. История создания ГАТТ

     После окончания Второй мировой войны  по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним планировалось создать также Организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН. Проект устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

     В 1946, еще до окончательного утверждения  устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих  участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Оно вступило в силу в январе 1948, когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами).

     Устав ОМТ был в конце концов утвержден на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване в марте 1948, но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США, хотя американское правительство было в числе инициаторов создания ОМТ. В 1950 правительство США объявило, что не будет ратифицировать устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

     Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто  временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и  не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования  международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТОв 1995.

     С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным  регулятором правил международной  торговли для большинства стран  мира, хотя в течение этих 47 лет  оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации. 
 

  1. Организационная структура ГАТТ

     Высшим  органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Сессии собирались, как правило, ежегодно, каждая страна-участница  имела на них один голос, однако решения  обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования большинства.

     Сессия  Договаривающихся Сторон осуществляла нормотворческие функции. Только этот высший орган ГАТТ обладал исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию  этого органа входило также предоставление странам-участницам права «временно  и в исключительных случаях» приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладала исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих  между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В  сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение  бюджета ГАТТ.

     Первая  Сессия была созвана в марте 1948 Генеральным  Секретарем ООН. В дальнейшем, с 1949, право созывать Сессии и руководить их работой получил Ответственный  Секретарь (Председатель) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами. В 1965 вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

     Генеральный директор стоял во главе Секретариата и руководил работой этого  органа. Он являлся главным должностным  лицом, назначавшимся Договаривающимися  Сторонами, выступал своеобразным арбитром между сторонами в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Роль Ответственного Секретаря, а затем Генерального Директора ГАТТ выполнял в 1948–1968 сэр Эрик Уиндам-Уайт (Великобритания), затем этот пост занимали Оливье Лонг (Швейцария, 1968–1980), Артур Данкель (Швейцария, 1980–1993) и Петер Судерланд (Ирландия, 1993–1994).

     В 1954 была окончательно оформлена и  преобразована в Секретариат  Временная Комиссия ОМТ, действовавшая  с марта 1948 и осуществлявшая организационно-техническое  обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий  в первые годы из трех-четырех специалистов, Секретариат со временем превратился  в крупный орган с структурными подразделениями (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На Секретариат была возложена подготовка работы Сессий, распространение среди стран-участниц ГАТТ всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

     С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика формирования временных рабочих групп в  составе нескольких человек для  изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме  того, для углубленного рассмотрения важных вопросов создавались специальные  комитеты. В большинстве случаев  членство в них было открыто для  всех договаривающихся сторон. Следует  упомянуть некоторые из них, действовавшие  на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. Наконец, для наблюдения за ходом многосторонних торговых переговоров временно создавались  Комитеты по торговым переговорам. 
 

  1. Основные принципы функционирования ГАТТ

     ГАТТ - многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в  нем страны. Эта организация более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным межд. органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблем мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

     Важная  особенность, заложенная в «конструкцию»  ГАТТ, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и  его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических  связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько лет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

     Основная  цель  — содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

     Деятельность  ГАТТ основывается на следующих принципах:

     ·           осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

     ·           защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

     ·           сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

     ·           предоставление консультаций странам-участницам с целью

     ·           урегулирования проблем торговли;

     ·           развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

     ·           предоставление льготного режима для развивающихся стран;

     ·           заключение  региональных торговых соглашений;

     ·           установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

     Важное  место в организационной структуре  ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и раунды.

     Для реализации основных принципов ГАТТ был создан организационный механизм — секретариат, который разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций — сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название торговых раундов. За время существования ГАТТ (до 1994г.) таких раундов состоялось восемь. 

     Вплоть  до середины 60-х годов около 213 стран - членов ГАТТ находились на ранних этапах экономического развития, и было вполне очевидно, что развивающиеся страны стремятся к присоединению к  ГАТТ в качестве полноправных членов этой организации. В результате сложных  переговоров в 1965 г. к Генеральному соглашению были добавлены новые  статьи, поощряющие оказание промышленно  развитыми странами помощи развивающимся  странам, которая расценивалась  как «дело сознательных и целенаправленных усилий» согласно резолюции Основного  документа сессии ГАТТ. В 1979 г. было принято решение о преференциальном режиме - режиме всеобщей системы преференций (ВСП), в соответствии с которой развивающиеся страны были признаны в качестве постоянного правового фактора мировой торговой системы, причем в определенной «привязке» к своим бывшим метрополиям, занимавшим господствующие позиции в ГАТТ.

     Работа  организации осуществляется представителями  правительств - Договаривающимися Сторонами. Торговая политика и переговорные позиции  и ранее, и в настоящее время  формируются в столицах ведущих  стран мира. Большинство стран  имеют дипломатические миссии в  Женеве, возглавляемые специальным  послом при ВТО. Высшим органом ВТО  является сессия Договаривающихся Сторон, которая проводится обычно ежегодно. В период между сессиями все вопросы  решаются Советом представителей, заседания  которого проводятся девять раз в  год. Для решения текущих вопросов создаются рабочие группы, например, для рассмотрения просьб о присоединении  к ГАТТ; для проверки соответствия заключенных членами ГАТТ - ВТО  соглашений. Решения организации  принимаются на основе консенсуса; голосование проводится редко, причем каждая сторона имеет один голос, решение принимается простым  большинством голосов.

     Положение о режиме наибольшего благоприятствования. Общим правилом для всех стран - членов ГАТТ и ВТО являлось и является то, что они должны соблюдать положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что если одна страна (например, США)  
снижает таможенный тариф какой-то другой стране (допустим, Австралии) с 20 до 10% на шерстяные свитера, то первая делает такую же уступку всем другим странам мира. РНБ применяется в отношении квотирования и лицензиромния товаров и изделий. Хотя вначале предполагалось, что РНБ будет предоставляться автоматически, тем не менее страны часто делают исключения из этого правила.

Информация о работе Генеральное соглашение по тарифам и торговле