Европейское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:38, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на 14 теоретичских вопросов по теме "Европейское право"

Содержание

1. Понятие и особенности европейского права
2. Международная правосубъектность Европейского Союза
3. Римские договоры, их содержание и значение
...
14.Консультативные органы ЕС

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 134.68 Кб (Скачать документ)
  • общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ
  • создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка"
  • координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

 

 

 

Амстердамский договор  и создание пространства свободы, демократии и законности 

Амстердамский договор: первая реформа Европейского Союза. 

Впервые вопрос о корректировке  Маастрихтского договора был вынесен  на обсуждение Межправительственной конференции  в 1996 г. Участники конференции сформулировали стратегическую задачу по созданию «Ев ропейского пространства свободы, безопасности и правопорядка». Глав ным условием осуществления данного проекта была названа дальнейшая «ко м м у н ит а р и з а и и я » систем ОВПБ и СПВД, продолжение институцио нальной реформы Сообществ, а также углубление сотрудничества в гуманитарной сфере. В развитие этих идей 2 октября 1997 г. был подпи сан Амстердамский договор (в силу он вступил 1 мая 1999 г.). Амстер дамский договор не учредил новых организаций или систем сотрудниче ства, но внес существенные поправки в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты. Учредительные договоры подверглись «упрощению» (этим термином было названо устранение из их текста устаревших положений). Компетенция Европейского Сообщества существенно расширилась. В нее были включены визовая, иммиграционная политика, вопросы убежи ща, политика занятости и др.

 

  1. Ниццский договор: подготовка к расширению ЕС

Новая редакция Договора о Европейском  Союзе и Договоров, уч реждающих Европейские сообщества, рассматривалась на саммите Ев ропейского Союза в Ницце в декабре 2000 г. Подписание согласованного варианта текста договора состоялось 26 февраля 2001 г., и еще несколько месяцев потребовалось для его ратификации. В силу Ниццкий договор вступил 1 февраля 2003 г.

Основные дискуссии в ходе Ниццкого саммита разгорелись по вопросам институциональной реформы. Речь шла о четырех важных новациях, каждая из которых оказалась решена весьма половинчато. Во- первых, произошло дальнейшее расширение сферы применения квали фицированного большинства при голосовании в Европейском Совете. Однако по настоянию Великобритании и ряда других государств право вето было сохранено при голосовании по вопросам налогообложения и социального обеспечения, что резко осложняло интеграцию в этих сфе рах с учетом очень разного уровня развития и специфики стран-претен- дентов на вступление в Евросоюз.

Во-вторых, были перераспределены голоса в Совете, что имело осо бенно большое значение при голосовании квалифицированным большин ством. Для распределения квот голосов государства были условно разбиты на группы и подгруппы. В целом это деление отражало их демографический вес и экономическое влияние, но во многих случаях определялось полити ческим компромиссами. Так, например, за «четверкой» европейских «тяже ловесов» (ФРГ, Великобританией, Францией и Италией) было закреплено одинаковое количество голосов - по 29. Польше и Испании досталось по 27; Румынии - 14; Нидерландам - 13; Бельгии, Греции, Португалии, Венгрии и Чехии - по 12; Швеции, Австрии и Болгарии - по 10; Дании, Финляндии, Ирландии, Словакии и Литве - по 7; Люксембургу, Эстонии, Латвии, Слове нии и Кипру - по 4; Мальте — 3. Такое распределение было признано относительно справедливым, но полностью не устроило ни одного из европейских лидеров. Франция опасалась образования прогермански на строенной коалиции внутри Евросоюза, а ФРГ требовала более четко учитывать пропорции населения стран-участниц. Обращал на себя внима ние и тот факт, что за «новичками» оказалось зарезервировано 108 голосов из 333 (т.е. 27 %), тогда как их взнос в совокупный ВВП Евросоюза пока мог составить лишь 6 %.

В-третьих, на период до 2010 г. устанавливался верхний предел в 26 человек для  общего числа членов Комиссии и сохранялась квота по одному члену от каждого государства-участника (при дальнейшем расширении Евросоюза планировался ввод системы ограниченной ротации в назначении членов Комиссии). С января 2005 г. кандидат в председате ли Европейской Комиссии и ее члены индивидуально, а затем и весь состав Европейской Комиссии коллегиально должны были утверждаться Европейским Парламентом и назначаться Европейским Советом. Поли тически такое решение являлось единственным приемлемым вариантом, но совершенно не решало организационных проблем, которые могли возникнуть в работе Комиссии при резком расширении ее состава, а также угрозу превращения Комиссии из единой политической «команды» в поле для лоббирования национальных интересов. Для блокирования этих угроз Ницпким договором были существенно расширены полномо чия председателя Комиссии (в том числе закреплено его право самостоя тельно решать вопросы внутренней организации Комиссии, распреде лять полномочия между ее членами и назначать своих заместителей). Эти меры явно повысили эффективность Комиссии, но превратили ее председателя в еще более влиятельную политическую фигуру, что лишь подкрепило опасения «евроскептиков» в «бюрократизации» Евросоюза.

И, наконец, в-четвертых, были оптимизированы условия «продви нутого сотрудничества» в рамках Евросоюза. Ниццкий договор включил пространные положения, регламентирующие порядок запуска и осуще ствления таких программ. Одновременно были сняты многие ограниче ния, которыми ранее оговаривалась возможность «продвинутого сотруд ничества» (в том числе было установлено, что для запуска «продвинутого сотрудничества» достаточно участия не большинства стран Евросоюза, а лишь 8). Кроме того, Ниццкий договор практически лишал отдельные государства возможности заблокировать запуск «продвинутого сотрудни чества» в областях, относящихся к ведению Евросоюза. Ответственность за координацию действий и совместимость «продвинутого сотрудниче ства» с общими политиками Евросоюза была возложена на Европейский Совет и Еврокомиссию. Все эти меры имели большое значение с точки зрения сохранения высокой динамики интеграционного процесса после расширения Евросоюза. Однако критики Ниццкого договора отмечали, что использование «продвинутого сотрудничества» угрожает расколом Союза и формированием в его составе своеобразной «периферии», со стоящей из стран-«новичков».

 

  1. Основные принципы построения системы институтов ЕС

Основатели европейских сообществ  видели идеал организационного устройства в том, чтобы создать институционную структуру, соответствующую поставленным задачам. Но дело не ограничивалось только этим. Они стремились создать сообщества, основанные на праве, а не на силе. Для институционной системы сообществ это требование выражалось в обеспечении независимости институтов сообществ от государств-членов, что было необходимо, в первую очередь, для успешной реализации целей интеграции. Независимость институтов была необходима для того, чтобы они смогли отстаивать общие интересы всех государств-членов, получившие название «интересы сообществ».

Действующий Амстердамский договор  закрепляет ряд важных организационных принципов институционного механизма ЕС. Прежде всего следует подчеркнуть, что ст. 3 этого Договора провозглашает, что в «Союзе действует единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей».

Однако категоричность изложения  этого принципа не препятствует зарождению сомнений в правильности и точности его формулировки. В самом деле, вызывает удивление утверждение  о наличии «единой» институционной структуры ЕС, хотя выше была ясно показана незавершенность институционного объединения трех сообществ. Видимо, говорить о единой институционной структуре ЕС можно в том смысле, что две межправительственные «опоры» — внешняя политика и общая безопасность (ВПОБ — ст. 11 Амстердамского договора о ЕС) и сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия по уголовным делам (ст. 29 Амстердамского договора о ЕС) организуются и направляются институтами сообществ. Три «столпа» составляют единое целое (Союз), которому служат его институты. Иными словами, сотрудничество в указанных двух межправительственных «столпах» не привело к созданию новых институтов или вспомогательных органов ЕС (за небольшим исключением, о котором будет упомянуто ниже).

 

  1. Европейский совет: статус и роль

Европейский Совет

European Council

Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института.

Роль Европейского Совета состоит  в стимулировании развития ЕС и определении  стратегических направлений его  политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский  Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно  государства-члены, которым его решения  адресованы, обязаны их исполнять.

Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как  правило, дважды в течение срока  каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться  внеочередные заседания). Решения принимаются  методом консенсуса по результатам  переговоров, которые государства-члены  начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые  публикуются по окончании заседания.

Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок.

 

  1. Европейская комиссия: порядок функционирования

Европейская Комиссия

European Commission

Европейская комиссия – высший коллегиальный  орган исполнительной власти Европейского Союза, политически независимое  учреждение, реализующее и защищающее общие интересы ЕС. Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной  инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и  Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза.

Еврокомиссия также имеет права  реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и  реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами  Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также  следит за выполнением европейского законодательства.

Европейская Комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской  Комиссии входили по два представителя  государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных  государств. ОднакоНиццкий договор ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз.

Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить  число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами.

 

  1. Европейский парламент: порядок формирования и структура

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.[1]

Европейский парламент был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Ежи Бузек.

Европейский парламент является одним  из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель иЛюксембург. В настоящее время в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене.

Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Информация о работе Европейское право