Зарождение и развитие института нотариата и адвокатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:58, контрольная работа

Описание

Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Считается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются в адвокатских кабинетах, коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, в которых работают адвокаты, успешно сдавшие соответствующие экзамены и доказавшие свое право на занятие адвокатской деятельностью.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Зарождение и развитие института нотариата ………………….………… 5
2. Зарождение и развитие института адвокатуры ……………………….……. 9
Заключение ……………………………………………………………..……… 16
Список литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Адвокатура и нотариат .doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральная служба исполнения наказаний

     Академия  права и управления 

     Институт  подготовки государственных и

       муниципальных служащих  

     Заочное отделение

     Специальность 030501.65 – «Юриспруденция»

     Кафедра гражданского права и процесса 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине «Адвокатура и нотариат»

     Вариант № 1 

     «Зарождение и развитие института нотариата и адвокатуры» 
 

                   Выполнил: 
               

                   Проверил: 
               
               
               
               

     Рязань 2010 

     Содержание:

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Зарождение и развитие института нотариата ………………….………… 5

2. Зарождение и развитие института адвокатуры ……………………….……. 9

Заключение ……………………………………………………………..……… 16

Список литературы ……………………………………………………….…… 17

 

      Введение

     Нотариат  является непременной составной  частью любой правовой системы, он позволяет  государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

     Нотариат  сегодня - это система органов, на которые возложено удостоверение  сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

     Согласно  Конституции РФ, нотариат находится  в совместном ведении Федерации  и ее субъектов. Соответственно правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2001 г.). Совместность компетенции не исключает принятие субъектами РФ актов, не противоречащих Основам законодательства РФ о нотариате и регламентирующих его деятельность. В отдельных случаях это прямо предусмотрено в Основах о нотариате (ст. 14, 34 и др.). Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, утвержденная Минюстом РСФСР 6 января 1987 г., а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицам органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.

     Каждый  гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную  юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности. Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского сообщества.

     Часть 2 той же статьи Конституции РФ и ряд норм других законодательных актов, закрепляют право пользоваться помощью адвоката (защитника) каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.

     Законодатель  исходит из простой истины: для  эффективного оказания правовой помощи, как и в любом другом деле, нужен  специалист, отстаивающий права и  интересы граждан или юридических лиц, со знанием дела. Нарастающий объем нормативной правовой информации, бюрократизация деятельности органов исполнительной власти, пренебрежение чиновников к существу дела ради соблюдения формальностей, расширение сферы рыночных отношений, коррупции, преступности затрудняют peaлизацию прав и свобод человека и гражданина, и обусловливаю расширение спроса на квалифицированную юридическую помощь.

     В настоящее время в стране существует множество юридических фирм, бюро, ассоциаций, правовых служб в государственных и негосударственных учреждениях и других организационных форм оказания юридической помощи. Одно из ведущих мест по значимости, объему и содержанию оказываемой помощи занимает разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, осуществляющих защиту и представительство интересов граждан и юридических лиц в конституционном, арбитражном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве.

     Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Считается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются в адвокатских кабинетах, коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, в которых работают адвокаты, успешно сдавшие соответствующие экзамены и доказавшие свое право на занятие адвокатской деятельностью.

 

    1. Зарождение и развитие института нотариата

     Ранее всего нотариат развился в Италии еще в середине VIII века. Его прообразом был древнеримский институт табеллионов (tabelliones, или notarii)1 - лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов. В конце XIX века образцом устройства нотариата стала Франция, когда Карл Великий установил концепцию нотариата, неразрывно связанную с магистратурой. Сначала нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда, который составлял договоры и отдавал их на подпись судье. Затем очень быстро нотариус наравне с судьями стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее 6 лет в нотариальной конторе. После этого необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен.

     Функции нотариата были очень широки. Нотариусы освидетельствовали все акты и договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. Поэтому к этой должности допускались только "благонадежные" лица, внесшие залог, размер которого зависел от доходности конторы. Должности нотариуса были несменяемыми. Взыскания на "провинившегося" налагались советами нотариусов, которые избирались профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько весом, что нотариальные акты имели, безусловно, доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения. Формы же нотариального производства, равно как и ответственность нотариусов, подробно регламентировались законами.

     Что до России, то здесь до революции  нотариус был одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты стали заключаться в XIV-XV веках. Мытники в присутствии свидетелей на рынках регистрировали сделки, за совершение которых сбирались пошлины и сборы. В 1649 году, в период правления царя Алексея Михайловича, по статьям Соборного уложения "писать на дому" разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания.

     Остальные юридические акты должны были составляться площадными подъячими. Радикальную реформу нотариат России впервые пережил в 1866 году. Тогда Положение о нотариате получило силу закона, по которому нотариусы числились на государственной службе без права занимать какую-либо иную должность. Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на округ окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Желающий примкнуть к сообществу нотариусов должен был пройти собеседование с комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд. Из этого залога удовлетворялись взыскания по должности и частные долги нотариуса.

     Уволить нотариуса мог только старший  председатель судебной палаты по представлению  председателя окружного суда или по решению суда. Должность нотариуса не могли занимать иностранцы. Помимо строго установленных пошлин и сборов в пользу казны, нотариус по добровольному соглашению с обратившемся к нему лицу взимал плату в свою пользу. Если такового соглашения не было, то услуги нотариуса оплачивались по таксе, устанавливаемой с высочайшего утверждения министерством юстиции совместно с министерством внутренних дел и министерством финансов. Правда, требования платы сверх таксы Правительствующий Сенат считал вымогательством, поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным.

     Чем интенсивнее работал нотариус, тем  больше он получал. Однако, даже при  личной заинтересованности в увеличении числа сделок нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась его залогом. Если на покрытие взыскания залог был израсходован полностью или частично, нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. В случае же невосполнения залога в течение шести месяцев нотариус увольнялся с должности. Жалобы на нотариусов приносились в 2-недельный срок окружному суду и самому нотариусу2. Последний обязан был в течение недели представить в суд свои объяснения. Надзор за деятельностью нотариусов и взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства. Таким образом, нотариальная система России до революции 1917 года практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств. Нотариальные документы, составленные российскими нотариусами, принимались во всех странах.

     После Октябрьской революции свободный  нотариат России коренным образом изменил  свой правовой статус. Его роль стала  ничтожной. Отмена частной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла некогда мощный российский нотариат на гибель - он оказался на задворках юриспруденции. Потребности в нотариате у советской власти не было. Вплоть до принятия в 1993 году Основ законодательства РФ о нотариате главной функцией нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение завещаний, копий документов и всевозможных доверенностей, как правило, на получение пенсии и заработной платы. К первой попытке реанимировать нотариат в начале 90-х годов государство отнеслось безразлично. Однако переход к рыночным отношениям уже явно показал, что государственный нотариат не готов к работе в новых условиях. Он вполне соответствовал советскому социалистическому обществу, где не было частной собственности, где все вокруг "было колхозное", и совершенно не отвечал требованиям рыночных отношений - защите прав на владение имуществом, гарантии их восстановления в случае причинения ущерба. Весь мир давно понял, что основной источник финансирования бюджета находится в карманах у граждан, и очень умело пользуется им через нотариальную систему. Во всем мире, кроме СССР, нотариусы в силу выполняемой ими роли - это, как правило, люди обеспеченные.

 

      2. Зарождение и развитие института адвокатуры

     Предшественником российской адвокатуры был институт судебного представительства в Древней Руси. Первые упоминания о нем мы находим в законодательных сборниках XV в. В частности, по Псковской судной грамоте иметь поверенных лиц могли не все, а только женщины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие3. Напротив, Новгородская судная грамота дозволяет иметь доверенных лиц всем. Обязанности поверенных исполняли, во-первых, родственники тяжущихся, во-вторых, все правоспособные граждане, за исключением тех, кто, состоя на службе, были облечены властью.

     Необходимо  отметить, что до издания Судебных уставов 1864 г. судебное представительство  было свободной профессией, не связанной  организационно-корпоративными обязательствами. В разные исторические периоды сфера  деятельности поверенных была различной. В древние времена, когда уголовный процесс не отделялся от гражданского, участие поверенных допускалось в делах обоего рода. После того как судопроизводство начало делиться па две формы - гражданскую и уголовную (Судебники 1497--1950 г.4), роль поверенных стала меняться. Уголовный процесс теперь составляли стадии: состязательный суд и следственный розыск привел к тому, что границы розыска расширялись и он постепенно оттеснил обвинительный процесс на второй план. К участию в розыскном процессе поверенные не допускались.

     Уголовные дела разбирались в порядке следственного  и тайного производства. Один из членов суда рассматривал акты предварительного следствия и. Делал из них извлечения или выписку, которая представлялась другим членам суда и служила процессуальным основанием. Для вынесения приговора. Та часть процесса, которая составляет судебное следствие и является самым важным этапом для установления истины, отсутствовала. Ни о допросе свидетеля на суде, ни о разработке доказательств не было и речи. Само собой разумеется, что участие адвокатов в процессе не предполагалось. Они могли лишь быть уполномочены совершать вместо подсудимых «рукоприкладство под записками» в маловажных делах, оканчивавшихся в первой инстанции.

     С развитием судопроизводства возникают зачатки института правозащиты в уголовном суде, которую обеспечивали подсудимому прокуроры и стряпчие, возбудившие преследование за преступление. Обязанность наблюдения за соблюдением интересов подсудимого возлагалась на депутатов, избиравшихся из представителей того сословия или ведомства, к которому относился обвиняемый. Депутаты присутствовали на следствии, наблюдали за правильным его производством, а в случае необходимости могли высказывать собственное мнение. Прокуроры и стряпчие имели право предлагать суду свои заключения о невиновности подсудимого.

Информация о работе Зарождение и развитие института нотариата и адвокатуры