Законность и правопорядок: их соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание

Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его формирования и поддержания, но и соотношение законности и правопорядка. В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, так как это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.
Целью данной курсовой работы является исследование понятий законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Законность……………………………………………………………….……5
1.1 Понятие и содержание законности ………………………………………..5
1.2 Принципы и требования законности ………………………………….…10
1.3 Гарантии законности…………………………………………………..…..18
2. Правопорядок……………………………………………………………….23
2.1 Понятие и структура правопорядка………………………………..…….23
2.2 Функции правопорядка ……………………………………………………25
2.3 Правопорядок в системе общественных наук ……………………………28
3. Законность и правопорядок …………………………………………….…31
3.1 Соотношение законности и правопорядка ………………………………31
3.2 Гарантии законности и правопорядка…………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………………………………….…40

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Teoria_gosudarstva_i_prava.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

 

Правопорядок, как юридическая цель и направление  движения общества и государства  имеет сложившуюся систему функций  и принципов.

Для их выделения  при анализе правопорядка необходимо вычленить и его основные функциональные нагрузки. Вопрос о его функциях есть проявление основных свойств и их значение в способе существования, которые проявляются во внешних и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с другими образованиями(22).

При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в  которых проявляется его отношение  с окружающей действительностью.

Исходя из этого, можно выделить три основные функции, функциональные нагрузки правопорядка.

1. Функция взаимодействия  с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех  больших систем, составным элементом  которых он является. Правопорядок  функционирует в определенных  условиях, с которыми взаимодействует  каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде  особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

2. Функция обособления  качественной определенности - функция  упрочения внутренних связей  и отношений. Она направлена  вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счете, обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения  и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена "на  себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

Правопорядок  окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.

Но она и  разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом  принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством  и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

Данная функция  складывается из различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния  негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма

 

2.3 Правопорядок в системе общественного порядка

 

Общественный  правопорядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов  права, отражает определенные потребности  жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку вооруженные  силы - это специфическая государственная  организация, специально предназначенная  для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно  отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Особенности воинского  правопорядка выражаются в следующем:

1. Воинский правопорядок  формируется на основе таких  правовых норм, которые специально  предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.

2. Воинский правопорядок  имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является порядок  уставной, представляющий собой систему  взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

Воинский правопорядок складывается на основе законности, в  результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими  должностными лицами и воинскими  организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия(23).

 

3. Законность  и правопорядок

 

3.1Соотношение  законности и правопорядка

 

В правовой сфере  трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это  привело к тому, что долгое время  различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат. (24)

При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной власти берется одна связь. Здесь законность выступает методом государственного руководства обществом. Причем не сам правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.

При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом.

При анализе  демократии она выступает как  определяющий институт и правовая основа народовластия.

При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о  законности, как об их важнейшем  сущностном качестве.

Сердцевиной законности является требование точного понимания  и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности. (25)

Указанные моменты  необходимо учитывать при сопоставлении  правопорядка и законности.

В правовой системе  общества есть три категории, соотношение  которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько  сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Эти категории  формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

1. Право, законность, правопорядок - различные по содержанию  и характеру категории:

право - установленная  законом государственная воля и  интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов  права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; (26)

правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. Они выступают  различными этапами реализации  воли и интересов власти и  народа:

право - начальный  этап, как оформление воли и интересов  в обязательные для всех правила, их объективирование;

законность - реализующееся  право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа.

Различен уровень  развития правовой материи: начальный  момент, движение и конечный результат.

3. Они несут  различную правовую функциональную  нагрузку. Право, законы - юридическая  основа правопорядка, законность - средство  его установления, правопорядок - результат  осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

4. Различны их  связи и зависимости.

Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

Если при  анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством,

Если право, законы выступают как возможность  регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

Информация о работе Законность и правопорядок: их соотношения