Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:18, контрольная работа

Описание

Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость усиления прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов государства, предприятий, организаций и граждан.
Согласно ст. 129 Конституции РФ, "Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации".
В ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
1. Формы участия прокурора в гражданском процессе………… ……….….4
1.1. Обращение в суд с заявлением….…………………………….....5
1.2. Вступление в процесс для дачи заключения…………………....7
2. Основания участия прокурора в гражданском процессе …………...........8
3. Прокурорский надзор……………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………....13
Список литературы…………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

контр.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

        Участие прокурора  в разбирательстве гражданских  дел способствует осуществлению  целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы  выполнялось требование закона о  всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления.

         Свои полномочия  в гражданском судопроизводстве  прокурор осуществляет независимо  от каких бы то ни было  органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.

         Участвовать в  рассмотрении судами гражданских  дел могут все прокурорские  работники. Однако в целях оперативного  руководства деятельностью прокуроров  в этой сфере и более квалифицированного осуществления надзорных функций в Генеральной прокуратуре РФ образовано Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам, а в прокуратурах субъектов федерации - одноименные отделы (управления), прокуроры которых выполняют наибольший объем работы в этой области. В районных и городских прокуратурах эта работа возлагается на помощников прокуроров или (реже) на заместителей прокуроров. Работу по надзору за законностью судебных решений по гражданским делам организуют прокуроры-руководители соответствующих прокуратур.

        Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским делам. 

  1. Прокурорский  надзор

     Надзорное производство по гражданским делам, также как и в уголовно судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматриваются куда более неправосудных решений, чем в кассационном порядке. Прокурорский надзор в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра в решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

     Субъектами  надзорного опротестования являются должностные  лица органов прокуратуры. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление  вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Полномочия по принесению протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом опротестования могут быть также определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения.

  Закон предоставляет прокурорам право принесения надзорного протеста, а также прокурорам районов и городов - право истребовать из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, сообщения в печати, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение прокурора.

 Каждая  жалоба на решение, вступившее  в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведённый в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.

       В случае отклонения жалобы  прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание  решения суда; наиболее существенные  доводы, приводимые в жалобе; ссылка  на доказательства опровергающие  доводы жалобы, материальные и  процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении жалобы. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа.

       В случае необходимости прокуроры  вправе приостановить исполнение  соответствующих решений, определений  и постановлений до окончания  производства в порядке надзора.  Указание прокурора о приостановлении  решения дается в письменном виде, и направляются в суд, принявший решение по делу.

 На  обязанности прокурора лежит  также надзор за соблюдением  закона и норм процесса, как  составом суда надзорной инстанции,  так и участниками процесса. Прокурор  проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен, участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод.

 Деятельность  прокурора в суде надзорной  инстанции заканчивается его  надзором за законностью и  обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является не законным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.

       Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трёх месяцев со дня их обнаружения подаёт заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он даёт обоснование их существенного значения по делу и указывает обстоятельства, в силу каких причин они не были известны заявителю.

  Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказаться в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.

       В случае отмены решения, определения  или постановления дело рассматривается в обычном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проблема  доступности и эффективности  правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а "по понятиям".

       Ни для кого не секрет, что  основными недостатками нашей "отечественной Фемиды" являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.

       Имеет место также и намеренная  волокита со стороны судебных  работников в выдаче копий  решений суда и не предоставления  гражданам возможности для своевременного  ознакомления с протоколами судебного заседания, что ограничивает их во времени на подачу кассационных жалоб, в том числе и прокурору на принесение квалифицированного кассационного предоставления в вышестоящую судебную инстанцию.

       Кроме того, отсутствие необходимой  профессиональной подготовки части судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве выносимых ими судебных решений.

     Далее, следует особо отметить такой  недопустимый фактор в осуществлении правосудия как ангажированность некоторых судей, в связи с чем граждане вынуждены ходатайствовать о переносе рассмотрения своих споров в другие регионы, поскольку усматривают в действиях конкретного судьи явную заинтересованность в исходе дела (в первую очередь это относится к делам, связанным с нарушением законных прав граждан со стороны государственных органов). В большинстве своем судьи нередко занимают позицию отторжения любой критики, забывая при этом, что уважающая себя власть должна бороться за чистоту своих рядов, освобождаясь от недобросовестных работников.

       Нельзя, конечно, не учитывать  и объективные причины нарушений  сроков рассмотрения дел, а  именно: ежегодно увеличивающийся  рост количества гражданских  дел, недостаточную численность  судейского корпуса и в этой связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.

       Введение же института мировых  судей, призванного разгрузить  суды районного звена и взять  на себя рассмотрение несложных административных дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того материальных средств.

       Нельзя не учитывать и тот  факт, что для большинства граждан  обращение в суд в настоящее  время является непозволительной  роскошью, поскольку услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма значительную ("кругленькую") сумму. Перечисленные факторы отрицательно влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

       Исходя из этого, участие прокуроров  в гражданском судопроизводстве  во многом способствует повышению  доступности и эффективности  правосудия.  
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

1. Конституция Российской Федерации. -М. : Проспект, 2010. -32с.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 25 марта 2011 г. –М. :Эксмо, 2011. – 224 с.

3. Гражданский процесс / И.В. Решетникова,  В.В. Яров. – 5-е изд.,  перераб. –М. : Норма, 2008. – 336 с.

4. Гражданский процесс/  под ред. Треушникова М.К., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007. — 784 с

5. Гражданский процесс/ под ред. Коваленко А.Г. и др., - М.: Инфра-М, Контракт, 2008. — 448 с.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе