Судебные расходы в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Целью взыскания судебных расходов является:
1) частичное возмещение государству затрат на обеспечение функционирования судебной системы;
2) возмещение расходов, связанных с разбирательством конкретного дела:

Содержание

Введение…………………………………….……………………………….….3
1. Понятие и назначение судебных расходов………………………………7
1.1. Государственная пошлина: понятие, виды, значение…………………...9
1.2. Судебные издержки: понятие и сущность………..….............................13
2. Особенности уплаты судебных расходов………………………………18
2.1. Порядок и процессуальные особенности уплаты государственной пошлины……………………………………………………………………….18
2.2. Основания и порядок возврата, зачета
государственной пошлины……………………………………………………22
2.3. Распределение судебных расходов……………………………………...29
Заключение……………………………………………………………….....…36
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_po_GPP_-_Vladimirsky.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.

Согласно ч. 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обя­зательном порядке в доходные статьи бюджета соответствующего уровня.

Данный сбор уплачивается его плательщиками, плательщиками сбора будут являться граждане и организации. Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимые действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.

Определенным категориям граждан НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей главой, можно отметить, что правила данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учре­ждений.

Все те юридически значимые действия, которые облагаются государ­ственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго преду­смотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федераль­ном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать ви­ды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых дей­ствий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и местного уровня.

Также ч. 2 статьи 333.16 НК РФ запрещает взимать какие-либо другие пла­тежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государ­ственной пошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Увели­чивать или уменьшать размеры государственной пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.[2]

Следует обратить внимание на то, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Среди физических лиц мы можем выделить граждан РФ, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Российское законодательство исходит из принципа, что и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без граж­данства должны быть равны в правах. Если обратить внимание на те права, которыми обладают граждане РФ, то этот принцип соблюдается не полно­стью.

Например, купить земельный участок и зарегистрировать свое право собственности в органах юстиции (а именно в регистрационной палате) может как гражданин РФ, так и иностранец, но в то же время, гражда­нин РФ может свободно купить любую землю (в т.ч. и сельскохозяйственно­го назначения) без каких-либо ограничений его прав, а иностранный гражда­нин может купить ту же землю с ограничениями его прав на покупку. Например, нельзя купить землю, которая находится ближе, чем на 5 км к приграничной зоне РФ.

НК РФ не содержит каких-либо различий между размерами государ­ственной пошлины в отношении граждан РФ и иностранцев, следовательно, их права ничем не ограничены. Однако заметим, что фактически такая кате­гория физических лиц, как лица без гражданства, не может совершить мно­гих юридически значимых действий на территории РФ.[3]

Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом, а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (ст. 103 ГПК РФ).

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, варьируются в зависимости от характера заявленных требований или от существа тех действий, которые должен осуществить суд.

С кассационных жалоб на решения суда государственная пошлина составляет 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле.

 

1.2.  Судебные издержки: понятие и сущность.

 

Если государственную пошлину можно рассматривать как определенную компенсацию затрат государства на содержание судебной власти, то издержки, связанные с рассмотрением дела, в большинстве случаев подлежат возмещению в пользу лиц, такие издержки понесших. В данную группу входят разнообразные расходы, одни из которых способствуют достижению в деле истины, всестороннему, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела (абз. 2, 3, 5, 6 ст. 94 ГПК РФ), другие же носят определенный превентивный характер (абз. 7 ст. 94 ГПК РФ), предостерегая граждан подавать необоснованные иски либо намеренно затягивать судебный процесс.

По сравнению с ГПК РСФСР перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, существенно расширился. Из состава издержек исключены расходы по розыску ответчика, которые в настоящее время взыскиваются в исковом порядке; исключены также расходы,  связанные с исполнением решения  суда,  поскольку эти  расходы связаны с исполнением судебных постановлений.

Кроме того, в отличие от ГПК РСФСР, в новом ГПК РФ перечень таких издержек является открытым, однако признать те или иные расходы издержками, связанными с рассмотрением дела, может только суд.

Прежде всего, лицам, способствующим осуществлению правосудия, - свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам - компенсируются произведенные ими расходы, необходимые для явки в суд и исполнения возложенных на них обязанностей.

Порядок и размеры возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в суд урегулированы Инструкцией «О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.90 N 245 (в ред. от 04.03.2003 № 140) (далее - Инструкция).

Согласно п. 5 Инструкции свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам оплачивается как проезд к месту явки в суд, так и обратный проезд к месту постоянного жительства. Размер выплат определяется на основании проездных документов, но не может превышать стоимость проезда в плацкартном (купейном) вагоне по железной дороге; либо, если лицо добирается водным транспортом, - стоимость проезда в каютах, оплачиваемых по V-VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории на судах речного флота. Проезд по шоссейным и грунтовым дорогам оплачивается в пределах стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси); при пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного (туристического) класса.[4]

Помимо расходов на проезд при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями. Кроме того, оплачиваются расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения суда свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки.

Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам за дни вызова в суд включает время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами и производится применительно к порядку, установленному законодательством о возмещении командировочных расходов.

Выплата вознаграждения за труд экспертов и специалистов поставлена в зависимость от того, выполняют ли они такую работу в рамках своих служебных обязанностей как работники государственной организации или нет. Государственные организации в области экспертной деятельности - государственные судебно-экспертные учреждения, специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, а также экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Вознаграждение выплачивается лишь в том случае, когда работа не входит в круг служебных обязанностей экспертов и специалистов. Выплата вознаграждения внештатным экспертам за проведение экспертизы, специалистам за участие в судебном разбирательстве производится согласно заключенному договору (п. 9 Инструкции).[5]

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ). Данный принцип, в частности, означает, что каждая из сторон обязана представить и доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Для этого может потребоваться проведение экспертизы, привлечение свидетелей или специалистов. В качестве общего правила ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы несут стороны (ч. 1 ст. 98), поэтому логичным представляется возложение на них и авансирования таких расходов. До тех пор, пока дело не будет рассмотрено и разрешено по существу, не представляется возможным определить, как распределятся судебные расходы между сторонами, поэтому ГПК РФ закрепляет, что предварительную оплату расходов осуществляет та сторона, которая заявила соответствующую просьбу, а при совместной просьбе - стороны в равных частях.

Частью 2 ст. 96 ГПК РФ изменен существовавший ранее порядок возмещения расходов при выполнении процессуальных действий по инициативе суда. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РСФСР расходы, необходимые на проведение соответствующих действий, авансировались сторонами. С принятием ГПК РФ в том случае, если перечисленные в ч. 2 ст. 96 ГПК РФ процессуальные действия совершаются по инициативе суда, расходы по их оплате возлагаются на соответствующий бюджет. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона «О судебной системе» Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных судов общей юрисдикции, поэтому расходы, произведенные по инициативе этих судов, возлагаются на федеральный бюджет. Мировые судьи относятся к судам субъектов РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе»). Представляется, что именно на этом основании ч. 2 ст. 96 ГПК РФ предусматривает, что в случае назначения процессуальных действий мировыми судьями необходимые для их производства расходы возлагаются на бюджет соответствующего субъекта РФ. В данной части положения ГПК РФ могут войти в противоречие с Федеральным законом от 10.02.99 № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 1 названного Закона суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.

Совершение перечисленных в ст. 96 ГПК РФ процессуальных действий призвано способствовать достижению истины и вынесению правосудного и обоснованного решения, поэтому сторона не может лишиться такой возможности в связи с отсутствием средств на оплату соответствующих действий. В данном случае она должна обратиться к суду (мировому судье) с просьбой о назначении определенного процессуального действия и ходатайствовать об освобождении от уплаты необходимых расходов или об уменьшении их размера. Изучив представленные стороной доказательства тяжелого имущественного положения, суд должен принять решение об удовлетворении соответствующего ходатайства или об отказе в нем. Согласно ст. 104 ГПК РФ определение суда может быть обжаловано. Если решение об освобождении стороны от уплаты судебных расходов (уменьшении их размера) принимается федеральным судом общей юрисдикции, такие расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета; если соответствующее решение принимает мировой судья - за счет средств бюджета субъекта РФ.

Одна из важнейших гарантий правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел - язык, на котором ведется гражданское судопроизводство. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 9 ГПК РФ), оплата услуг которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В данном случае следует обратить особое внимание на тот факт, что оплата услуг переводчика осуществляется только за счет бюджетных средств, стороны в несении данных расходов не участвуют.

Информация о работе Судебные расходы в гражданском процессе