Субъекты исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование субъектов исполнительного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и классификацию субъектов исполнительного производства;
• проанализировать правовое положение судебного пристава и иных органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов других органов;
• охарактеризовать права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;
• рассмотреть права и обязанности лиц, содействующих исполнительному производству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства………………………………………………………………...….5
ГЛАВА 2. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие
требования судебных актов и актов других органов………………………...9
ГЛАВА 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве…………18
ГЛАВА 4. Лица, содействующие исполнительному производству……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…36

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

      В настоящее время в связи с  изменением места исполнительного  производства в системе права  России для повышения роли прокурора было бы целесообразно ввести его в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

      Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается тем, что  прокурор может предъявлять иски: а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.); б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства. Следовательно, прокурор должен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам.

      Если  вопрос об участии прокурора в  исполнительном производстве будет  положительно решен законодателем, то прокурор мог бы участвовать в  исполнительном производстве в двух формах: а) в форме возбуждения исполнительного производства; б) вступления в исполнительное производство.

      Таким образом, судебный и прокурорский надзор являются важными процессуальными  гарантиями охраны прав граждан и  организаций в исполнительном производстве. Следует согласиться с тем, что "именно сочетанием судебно-прокурорского надзора за деятельностью судебного пристава-исполнителя и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, обеспечиваются наибольшие гарантии правильного и четкого исполнения судебных и иных актов".

      Органы  государственного управления и местного самоуправления. Закон об исполнительном производстве не предусматривает в составе лиц, участвующих в исполнительном производстве, таких субъектов, как органы государственного управления и местного самоуправления. Возможность участия указанных субъектов в исполнительном производстве предусматривается отраслевым законодательством. В силу этого необходимо повысить роль органов государственного управления и местного самоуправления и закрепить в Законе об исполнительном производстве возможность их участия в исполнительном производстве.

      Целесообразно наделить органы государственного управления и местного самоуправления правом знакомиться  с материалами исполнительного  производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.

      В случае положительного решения вопроса  об участии органов государственного управления и местного самоуправления в исполнительном производстве представители, например, органов опеки и попечительства могли бы участвовать в исполнительном производстве в форме предъявления исполнительного документа к исполнению и в форме вступления в уже начатое исполнительное производство в целях защиты прав и законных интересов ребенка, а также в целях содействия судебному приставу-исполнителю.

Глава 4. Лица, содействующие исполнительному производству

 

      Лица, содействующие исполнительному  производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и  привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

      В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества  и другие лица.

      Согласно  ст. 58 Закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:

      1) являющееся дееспособным;

      2) достигшее возраста 18 лет;

      3) владеющее языками, знание которых  необходимо для перевода.

      Участие в исполнительном производстве переводчика  реализует принцип национального  языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства18.

      По  общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного  производства или судебный пристав-исполнитель  могут пригласить переводчика. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Вероятно, у судебного пристава-исполнителя должен быть список возможных кандидатов для выполнения функции переводчика.

      Переводчик  имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

      В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность  в соответствии с законодательством  РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

      В ст. 63 Закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

      По  общему правилу, при наличии оснований  для отвода переводчик обязан заявить  самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен  взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 4 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).

      Понятые - это лица, присутствие которых обязательно при совершении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и передача имущества должника.

      Допустимо участие понятых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 59 Закона об исполнительном производстве).

      К понятым предъявляются определенные требования: дееспособность гражданина; достижение 18-летнего возраста; отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам. Количество понятых должно быть не менее двух19.

      Закон об исполнительном производстве не предусматривает  возможности отвода понятых, но наличие  заинтересованности может служить  основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого  не происходит - то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст. 128 Закона об исполнительном производстве.

      В ст. 60 Закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

      Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого.

      Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением  обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию  в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

      Общие положения об участии специалиста  в исполнительном производстве содержатся в ст. 61 Закона об исполнительном производстве.

      Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих  при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний.

      Вопрос  о привлечении специалиста в  исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который  руководствуется законом (в тех  случаях, когда назначение специалиста  обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.

      Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в  гражданском и арбитражном процессах. Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист - постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование - специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

      Специалист  имеет право: знать о своих  обязанностях, получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий, знать о возможности  применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения).

      Специалист  обязан: явиться по вызову судебного  пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

      Общие случаи участия специалиста в  исполнительном производстве предусматриваются  самим Законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных  предметов является затруднительной  либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

      В то же время имеются частные примеры  необходимого участия специалиста в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб. 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Принятие нового Закона об исполнительном производстве обусловлено серьезными изменениями, которые в нем содержатся.

      В частности, в новый Закон включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как: а) сроки в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление, продление сроков и др.); б) извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения или неявки за их получением и др.); в) взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Информация о работе Субъекты исполнительного производства