Система гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Главные цели, поставленные в работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему, делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомиться с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Гарантии прав местного самоуправления……………………………….6
1.1Понятие и особенности………………………………………………......6
1.2Виды гарантий местного самоуправления………………………….......8
1.3 Общие и специальные гарантии………………………………………11
2. Система гарантий местного самоуправления………………………….16
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мун.ПР!!!!!.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

    Гарантии  финансово-экономической самостоятельности  местного самоуправления выражаются в следующем:

    - органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции РФ). Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом. В части 1 этой статьи установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49);

    - органы местного самоуправления  вправе передавать муниципальное  имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет. Порядок приватизации муниципального имущества установлен в настоящее время в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

    - органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей;

    - соответствующие органы государственной  власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

    - органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Кроме того, они устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате;

    - органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.

    В интересах населения эти органы в установленном законом порядке  вправе осуществлять внешнеэкономическую  деятельность.

    Важной  финансово-экономической гарантией  местного самоуправления является выравнивание бюджетной обеспеченности различных муниципальных образований. Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

    Кроме того, Конституция РФ в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Конституция РФ, федеральные законодательные  акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

    Особую  роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

    В правовом государстве суд выступает  в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры  о нарушенном праве18. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

    Суд или арбитражный суд рассматривает  иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

    а) органов государственной власти и государственных должностных  лиц;

    б) органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления;

    в) предприятий, учреждений и организаций;

    г) общественных объединений19.

    С такими исками в суд или арбитражный  суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

    Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

    Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение суда может являться основанием для рассмотрения соответствующим органом государственной власти вопроса о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

    Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

    Важным  средством правовой защиты интересов  местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

    Органы  местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также  к организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

    Правовая  защита местного самоуправления гарантируется  деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

    Судебная  защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. «Органы местного самоуправления - как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, - должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления»20. Конституция РФ в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную

защиту. Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

    Помимо  судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Надзор  за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет Прокуратура РФ.

    Значительная  часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. Оно проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе по вопросам местного самоуправления.

    Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Для обеспечения их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления создан Конгресс муниципальных образований Российской Федерации.

    Итак, судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.

    Принятое  в муниципальном праве понимание  системы гарантий местного самоуправления (общие и специальные юридические) в новых правовых условиях следует  рассматривать в широком и узком смысле слова. Общие гарантии местного самоуправления — основы, условия и средства, обусловленные сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, политического и социального характера, направленные па обеспечение устойчивости и стабильности в организации деятельности местного самоуправления, создание возможности для дальнейшего его развития и реализации прав, которые не связаны с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления. Юридические гарантии местного самоуправления — это триада правовых категорий: принципа, метода и правовых средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве, уставах муниципальных образований для обеспечения фактического, т.е. реального осуществления местного самоуправления, эффективной защиты его прав в случае их нарушения.

    Гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством в лице его федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Выделение права на судебную защиту местного самоуправления является важным направлением обеспечения гарантированности его существования и потому, что местное самоуправление - это не только публичная власть местного населения, но и важнейшее политическое право каждого гражданина Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Информация о работе Система гарантий местного самоуправления