Рассмотрение в суде жилищных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 04:13, курсовая работа

Описание

Целью современной жилищной политики является обеспечение дос-тупности жилья и улучшения жилищных условий, но не административно-командными методами, а скорее гражданско-правовыми. В условиях становления и укрепления рыночной экономики иначе и быть не должно.
В виду того, что большинство предусмотренных действующим жи-лищным законодательством РФ административных способов обеспечения граждан жильем фактически не реализуются, т.к. не отвечают существую-щим социально-экономическим условиям, гражданско-правовой режим реализации конституционного права на жилище является на сегодняшний день наиболее действенным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ..................7
1.1 СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………………….7
1.2 ЖИЛИЩНЫЕ СПОРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ………………………………………………………..13
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ, СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………15
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ В СУДЕ……………………………………………………………..22
2.1 ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ……………………………………………22
2.2 ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ В СУДЕ…………………….30
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ И СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ В СУДЕ………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Гражданскому процессуальному праву.docx2.docx

— 76.23 Кб (Скачать документ)

- необходимости  восстановления нарушенных жилищных  прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные  права могут быть ограничены федеральным  законом и только в той мере, в какой это необходимо для  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на жилище, согласно статье 17 Конституции, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции чрезвычайного положения право на жилище (как и другие основные права) не подлежит ограничению.

Большое значение для обеспечения  стабильного использования жилых  помещений имеют положения статьи 27 Конституции о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При  этом Конституция имеет в виду обе формы жительства - постоянное (место, где гражданин постоянно  проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает  дольше, чем в других местах). В  обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет большое значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией, носят  экономический характер и выступают  в виде тех обязанностей, которые  приняло на себя государство для обеспечения, предоставленного гражданам права: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.

Положение статьи 35 Конституции  о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной области. Граждане, законно находящиеся на территории России, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ или другого федерального закона

При этом данное право, как  и иные конституционные права  и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ может быть ограничено федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях:

  • защиты основ конституционного строя;
  • защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
  • обеспечения обороны и безопасности государства.

В Гражданском кодексе  Российской Федерации (далее - ГК РФ) месту  жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответствии с которой «местом  жительства признается место, где гражданин  постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

Органы  государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:

1) содействуют  развитию рынка недвижимости  в жилищной сфере в целях  создания необходимых условий  для удовлетворения потребностей  граждан в жилище;

2) используют  бюджетные средства и иные  не запрещенные законом источники  денежных средств для улучшения  жилищных условий граждан, в  том числе путем предоставления  в установленном порядке субсидий  для приобретения или строительства  жилых помещений ;

3) в установленном  порядке предоставляют гражданам  жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют  жилищное строительство;

5) обеспечивают  защиту прав и законных интересов  граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают  контроль за исполнением жилищного  законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7) обеспечивают  контроль за соблюдением установленных  законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

 

1.2 Жилищные  споры как самостоятельная категория  гражданских дел

 

Жилищное  законодательство в основной его  части до 1980-х гг. включалось в состав гражданского законодательства, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы - Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

Во вступившей в силу с 1 января 1995 г. первой части  Гражданского кодекса содержатся наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). Согласно статье 288 ГК РФ, собственник  владеет, пользуется и распоряжается  принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Вторая часть Гражданского кодекса  включает в себя главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения. При этом Кодекс «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Вместе  с тем в Гражданском кодексе  прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции, в которой отдельно упоминаются гражданское законодательство (ст. 71) и жилищное законодательство (ст. 72). Например, в статье 288 ГК РФ указано, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». В норме статьи 292 ГК РФ предусматривается: «Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством». Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями, лишь тогда, когда жилье становится предметом экономического оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере - это области, регулируемые гражданским законодательством. В юридической литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства». В статье 672 ГК РФ дается общее определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно в Гражданском кодексе указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяется, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наем жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений - это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

Рассмотрение  вопроса понятие спора, связанных  с защитой прав на жилище, невозможно без исследования понятия «спора о праве».

Правовой  спор - это разноглася между участниками  правоотношения, об их субъективных правах и обязанностях.

Правовой  спор представляет собой такую разновидность  отношений (взаимодействия), субъектов  спора, при которой между данными  сторонами имеются противоречия, имеющие юридическое значение. Данные противоречия заключаются во взаимоисключающих (полностью или частично) подходах субъектов к наличию или отсутствию юридических фактов, которые ведут к достижению желаемого для субъектов спора правового результата. Таким образом, правовой спор возникает в тот момент, когда субъект, которому известно о нарушении его прав или охраняемых интересов, указал на возникшие противоречия в объективной форме, выразил свой подход к наличию или оценке юридических фактов, с которыми связано ущемление его прав и охраняемых законом интересов. Простое же осознание субъектов помех в осуществлении права не является достаточным для возникновения спора, так как это осознание носит чисто субъективный характер.

Согласно  положению, предусмотренному в ст.11 ЖК РФ и 22 ГПК РФ, споры, возникающие  из жилищных правоотношений, подлежат рассмотрению в суде. Жилищные споры рассматриваются судом по общим правилам искового производства. Однако существуют некоторые особенности рассмотрения гражданских дел, связанные с право граждан на жилое помещение. Предметом жилого спора является то или иное право на жилое помещение, и именно этот предмет спора отличает его от других гражданско-правовых споров. Следовательно, предмет жилищного спора выступает первым признаком спора, возникающим из жилищных правоотношений.

В связи  с тем, что жилищные отношения  по пользованию жилыми помещениями регулируется, прежде всего, нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, соответственно при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилыми помещениями гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством, ст. 12 ГК РФ дает общий примерный план таких способов: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения и др.

1.3 Классификация  жилищных споров, структура правоотношений

 

Жилищные  правоотношения - это общее, родовое  понятие, которое включает в себя различные виды отношений, возникающих  по поводу жилища: по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по управлению и эксплуатации жилищного фонда и т.д.

В юридической  литературе до сих пор не сложилось  четкого понимания того, что выступает объектом жилищных правоотношений, в то время как в законодательстве ответ на этот вопрос найти несколько проще. Согласно части 1 статьи 15 ЖК РФ, единственным объектом жилищных правоотношений являются жилые помещения. К ним относятся жилые дома и их части, квартиры и их части, комнаты. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, как и предоставление, гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

Жилищное  законодательство предъявляет к  жилым помещениям определенные требования. Прежде всего, оно должно быть жилым, т.е. в течение всего года функционально предназначенным для проживания граждан. Это означает, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, должен быть строением капитального типа. Всевозможные времянки, вагончики к таковым строениям не относятся и в состав жилищного фонда не включаются. В подобных помещениях могут проживать граждане, но с ними должен заключаться договор аренды (имущественного найма). Объектом жилищных правоотношений не могут быть подсобные помещения (кухни, коридоры и т.п.).

Основными субъектами жилищных правоотношений выступают  стороны. Наименование сторон, их правовое положение зависят от нескольких факторов: от их вида, от того, в силу каких оснований данные правоотношения возникают, и от вида жилищного фонда, в котором предоставлено жилое помещение. Например, сторонами жилищных организационных правоотношений, с одной стороны, выступают органы, уполномоченные вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределять жилье (местная администрация, государственные и муниципальные предприятия и организации, жилищно-строительные и жилищные кооперативы), а с другой - гражданин, имеющий право на получение жилья в данном жилищном фонде.

В результате регулирования нормами жилищного  права общественных отношений они  приобретают правовую форму и  становятся жилищными правоотношениями.

Итак, можно  дать следующую классификацию жилищных правоотношений. 1) организационные отношения, построенные на началах власти и подчинения;

2) отношения,  складывающиеся на началах равенства  их участников, которые подразделяются  на имущественные и личные  неимущественные отношения, вытекающие из факта соседства.

При данной классификации организационные  правоотношения не делятся на виды, а лишь примерно перечисляются (отношения по управлению жилищным фондом, по учету нуждающихся в жилье граждан и распределению жилья). Поскольку эти два вида правоотношений приведены в качестве примера, можно предположить, что имеются и другие виды организационных отношений. Жилищный фонд может находиться в собственности юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований, которые управляют жилищным фондом через сеть создаваемых ими органов управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ). Возникающие в процессе управления жилищным фондом отношения чисто управленческие, и вряд ли их следует относить к организационным жилищным правоотношениям. Иначе обстоит дело с отношениями, складывающимися между жилищно-эксплуатационными организациями и пользователями жилых помещений, - отношениями, основанными, как правило, на договоре найма.

Информация о работе Рассмотрение в суде жилищных споров