Протест прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание

Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля.

Содержание

1. Протест прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание………………………………………………………………………….3
2. Задача……………………………………………………………………………..9
Нормативно-правовые акты………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор.docx

— 45.83 Кб (Скачать документ)

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Кафедра: Уголовного права  и уголовного процесса

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Прокурорский  надзор» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр.

Проверил: Осипова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита - 2012

Оглавление

1. Протест прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание………………………………………………………………………….3

2. Задача……………………………………………………………………………..9

 Нормативно-правовые акты………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Протест прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание.

 Протест прокурора  – это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля. Все это определяет деятельность прокуроров по опротестованию незаконных актов как чрезвычайно важное средство укрепления в стране законности, обеспечения ее единства. 
Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.). В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами. 
   Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора; принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста в случае необходимости указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем. 
   Согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре протест приносится на противоречащий закону правовой акт. Это означает, что содержание изданного правового акта полностью или частично вступает в противоречие с требованиями конкретных норм Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. Такое противоречие состоит в наделении правовым актом юридических или физических лиц правами или обязанностями, запрещенными для данных лиц соответствующим законом, либо, наоборот, лишении определенных прав или полномочий, которые законом разрешены. Такое противоречие как форма взаимоисключающих отношений может выражаться в более мягкой форме данной философской категории, а именно в несоответствии содержания правового акта полностью или частично требованиям закона. Применение этого термина, на наш взгляд, вполне уместно, тем более, что он закреплен в абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре. На практике же наиболее часто употребляются термины "законность правового акта", "законность издаваемых актов", надзор за "законностью издаваемых актов". Эти термины не соответствуют буквальному тексту ст. 23 Закона о прокуратуре, но с учетом предыдущих замечаний их использование, на наш взгляд, вполне допустимо. 
   Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указано, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 
   Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в первый из предусмотренных законом адресатов - в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт. Это естественно, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам - самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может и отменить его или изменить. Однако для этого необходимо, чтобы орган или должностное лицо согласились с требованием прокурора, осознали свою ошибку или неправоту и были готовы исправить их. Такое, к сожалению, бывает далеко не всегда, особенно в настоящих условиях широкого распространения неуважительного отношения к закону, низкой правовой культуры должностных лиц и безнаказанности за правонарушения. В этих условиях противоречащие закону акты издаются зачастую не в силу незнания законов, а в силу нежелания считаться с их требованиями. В связи с этим Прокурор, определяя адресат принесения протеста, обычно предварительно выясняет отношение издавших незаконный акт к допущенному правонарушению и протесту прокурора, их готовность отменить его. В связи с этим нередки случаи, когда соответствующие органы и должностные лица, узнав от прокурора о допущенном ими правонарушении, не дожидаясь поступления протеста, отменяют или изменяют незаконный акт, особенно если его издание было порождено незнанием требований закона. 
   Если орган представительной или исполнительной власти или их должностные лица не согласились с доводами и требованиями прокурора и отклонили протест, то прокурор может принести его в их вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Главное при выборе адресата принесения протеста - это выяснение компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В их компетенцию должно входить право отмены решений, распоряжений и иных актов подчиненных или подведомственных им органов и должностных лиц. Этот путь отмены противоречащих закону правовых актов более сложен. Кроме того, что прокурору в этих случаях приходится действовать через вышестоящего прокурора, он вынужден учитывать ведомственную заинтересованность вышестоящих органов и должностных лиц, так называемую "честь мундира", а иногда и личную заинтересованность руководства правонарушителей. 
   В связи с этим на практике прокуроры в таких случаях зачастую сразу используют третий из числа указанных в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре адресат для отмены незаконного акта. Им является суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Закон не определяет приоритетности адресатов обращения прокурора с требованиями об отмене незаконного акта. Однако было бы нелогичным, не выяснив реальной возможности в наиболее простом установленном законом порядке опротестовать и добиться отмены незаконного акта, сразу обращаться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу или в суд. В суд прокурор обращается так же, как и в рассмотренном выше случае - тогда, когда реализация его полномочия по опротестованию незаконного акта через органы или должностных лиц, издавших такой акт, или их вышестоящие органы или должностных лиц оказалась либо невозможной, либо крайне затруднительной. 
   При обращении в суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными прокурор должен руководствоваться, согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре, процессуальным законодательством Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы реагирования прокурора на противоречащие закону акты, изданные органами, организациями, учреждениями и их должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, как протест не предусмотрено. Поэтому прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором обосновывает незаконность принятого акта и просит признать его недействительным. Заявление о признании противоречащего закону акта недействительным подается прокурором в соответствии с процессуальным законодательством, определяющим подведомственность и подсудность, то есть в зависимости от характера нарушенных изданием незаконного акта прав физических лиц и их статуса. 
   Порядок рассмотрения таких заявлений прокурора также регулируется процессуальным законодательством. 
   Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные), органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста заседании. 
   При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Но и в этих случаях он должен учитывать реальную возможность соответствующих органов, организаций или их должностных лиц рассмотреть протест в предложенный срок. 
   При принесении протеста в коллегиальный орган прокурор может принять участие в его рассмотрении. В этих случаях прокурор уже в устной форме обосновывает незаконность принятого акта, разъясняет участвующим в рассмотрении протеста, каким законам противоречит принятый ими акт, общественные последствия его принятия, приводит дополнительные доводы необходимости его полной или частичной отмены, указывает формы и способы устранения причиненного вреда. 
   Пункт 4 ст. 23 Закона о прокуратуре предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. 
   Согласно п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме. Важно подчеркнуть требование закона о незамедлительности и письменной форме такого сообщения. Эти требования являются важной гарантией своевременности и реальности исполнения требований прокурора, так как к такому сообщению должна быть приложена копия приказа об отмене или изменении незаконного опротестованного акта. Эта обязанность обеспечивает также действенный контроль за выполнением требования прокурора.

 

 

 

 

 

 

Задача.

 

В прокуратуру  области от главы администрации  одного из районов поступила жалоба с просьбой освободить от занимаемой должности прокурора района, так  как он мешает приватизации и экономическим  реформам в районе.

В жалобе также  говорилось, что прокурор был инициатором  создания в районе фонда для оказания финансовой помощи детскому дому, воспитанником  которого он является. Прокурор сам  подыскивает спонсоров, сам распределяет деньги, то есть всю работу по руководству  фондом ведёт сам, хотя и безвозмездно.

Нарушены  ли прокурором принципы организации  и деятельности прокуратуры?

Какое решение может быть принято прокуратурой области по жалобе?

Какие меры поощрения и ответственность  прокурорских работников предусмотрены  действующим законодательством?

 

Все работники прокуратуры  являются государственными служащими  и их действия определены Федеральным  законом "О системе государственной  службы Российской Федерации" N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. В Указе Президента РФ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" N 885 от 12 августа 2002 г. указано, что они должны соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих.

Исходя из данного положения, прокуроры и следователи не могут  быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и  органами местного самоуправления. Это  же требование выдвинуто в ст. 49 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные акты устанавливают ограничения, связанные с депутатской деятельностью, в том числе отказ от государственной службы на время полномочий. Подобное требование настоящего ФЗ - конкретное проявление и реализация принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Участие представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов.

В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны  решениями никаких общественных объединений - не только тех, которые  преследуют политические цели (партии, движения и т.п.), но и прочих (профессиональные союзы и т.п.)

В Федеральном законе «  о прокуратуре» и Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей призывается соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. Выполнение данных рекомендаций соблюдения прокурорскими работниками принципа внепартийности. Оно распространяется не только на прокуроров и следователей органов прокуратуры, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры, а также на иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

Положения, закрепленные в  п. 5 ст. 4  Федерального закона от 02.03.2007 г. N 24-ФЗ, являются еще одной конкретизацией принципа независимости прокуратуры, как условия объективности и  принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан. Согласно им прокурорские работники не вправе совмещать свою основную работу с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. При этом, учитывая внесенные 2 марта 2007 г. дополнения в п. 5  статьи 4, преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Исходя из таких положений  допускается и поощряется преподавательская  и научная работа по юридической  специальности или близко связанной  с исполнением служебных обязанностей прокурорского работника. Возможны и любые виды творческой деятельности - журналистика, писательский труд, работа в разных областях изобразительного искусства и т.д. Объем, характер и интенсивность совмещаемых  прокурорским работником видов деятельности не должны наносить ущерб качественному  выполнению им своих служебных обязанностей. Данная деятельность может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

  Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Данное требование является одним из направлений в борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц. Мерами такого предупреждения являются: совершенствование правовой базы в борьбе с должностной и коррупционной преступностью, работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников.

На прокурорских работников, как на государственных служащих, распространяется и Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 N 372). В этом документе, в целях исключения злоупотреблений на государственной службе, рекомендовано не предпринимать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей. Совмещение с оплатой устраняет экономическую, материальную независимость прокурорского работника. Безвозмездное сотрудничество с властными, коммерческими и иными структурами, особенно связанное с выработкой и принятием решений, нормативных и иных актов, может повлиять на самостоятельность прокурорского работника, на объективность и принципиальность действий по устранению правонарушений.

Таким образом,  прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

 

Какие меры поощрения и ответственность  прокурорских работников предусмотрены  действующим законодательством?

 

Поощрение работников

Выделяется два вида поощрений  за труд: собственно поощрения и  награждения. К поощрениям, как правило, относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер, являются выражением признания заслуг прокурорского работника. Поощрение и награждение являются формой общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные преимущества.

Согласно Федеральному  закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", приказа Генеральной прокуратуры "Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации" N 66 от 11 ноября 1996 г., и ряда других нормативных актов, основаниями для поощрения и награждения являются примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительная и безупречная служба в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности.

Для прокурорских работников предусмотрены следующие виды поощрения: объявление благодарности; награждение  Почетной грамотой; занесение на Доску  почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; награждение подарком; награждение  ценным подарком; награждение именным  оружием; досрочное присвоение классного  чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение  нагрудными знаками "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" и "За безупречную службу в прокуратуре  Российской Федерации", положение  о которых утверждается Генеральным  прокурором РФ.

Решение о поощрении или  награждении принимается руководителем  и оформляется правовым актом  органа (приказом, распоряжением и  т.п.).

Почетные звания являются одним из видов государственных  наград. Право присваивать почетные звания РФ предоставлено Президенту РФ (п. "б" ст. 89 Конституции РФ). Они присваиваются за высокое  профессиональное мастерство и многолетний  добросовестный труд на основании Указа  Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации". Почетные звания присваиваются работникам, проработавшим по специальности 15 и более лет.

Особо отличившиеся работники  могут быть представлены к присвоению почетного звания "Заслуженный  юрист Российской Федерации" и  награждению государственными наградами  РФ.

Награждение знаком отличия, орденом или медалью - государственными наградами РФ - является высшей формой признания заслуг прокурорского  работника перед государством.

Виды государственных  наград и порядок награждения  установлены Положением о государственных  наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 442 от 2 марта 1994 г. К государственным наградам, в частности, отнесены: звание Героя РФ, почетные звания РФ, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, например, ордена "За заслуги перед Отечеством", "Почета", знак отличия "За безупречную службу".

Лицам, удостоенным государственных  наград, вместе с государственной  наградой вручаются:

Герою Российской Федерации - грамота ГФ, книжка Героя РФ, проездной  билет и книжка талонов на право  получения бесплатного проездного билета;

другим награжденным - удостоверение  к государственной награде.

Нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" могут награждаться работники органов  и учреждений прокуратуры, проработавшие  в системе не менее 10 лет и отличившиеся образцовым исполнением служебных  обязанностей. До истечения этого  срока Генеральный прокурор РФ вправе, в порядке исключения, награждать работников, особо отличившихся в  укреплении законности и правопорядка.

Информация о работе Протест прокурора как акт прокурорского реагирования, его структура и содержание