Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании закрепленных в Конституции Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;
- исследовать содержание конституционных прав и свобод;
- исследовать конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ.docx

— 94.30 Кб (Скачать документ)

В наше время  при возросшей миграции населения  разных стран, и прежде всего — рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

Таким образом, правовой статус человека и гражданина включает в себя права, свободы и обязанности. Основы правового статуса личности - конституционно закрепленные права и свободы. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

 

1.2. Правовое регулирование статуса  человека и гражданина в Конституции  РФ

  Понимание  правового статуса ассоциируется, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами.  Однако в России такое видение правового статуса существует не так давно. И главная тому причина - особенности ее исторического развития.

В XX столетие в России сменилось два типа конституционного права: — дореволюционное конституционное право и тоталитарное конституционное право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции.

Начало  конституционному развитию страны положил  изданный 17 октября 1905 г. Николаем II Манифест, провозгласивший "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все, же первый в истории России акт о гражданских свободах. Манифест был несомненной победой первой русской революции, и только большевики его проигнорировали, объявив ловушкой, пустым, формальным актом14.

Не обернись история революцией и сменой власти, всего государственного строя, взглядов на государство и право, возможно, правовой статус личности нашел бы законодательное закрепление, но происходит последнее уже при власти Советов.

Тоталитарное  конституционное (государственное) право  начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот.

 Правовой  статус человека и гражданина  в России впервые получил законодательное  закрепление в Конституции РСФСР 1918 г., и в каждой последующей Конституции наблюдалось постепенное расширение перечня гражданских прав и свобод.

Тем не менее, закрепление в советских Конституциях перечня социально-экономических, политических и личных прав во многом носило фиктивный, характер. Провозглашение прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы на нет: так,  право на объединение в общественные организации граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с целями коммунистического строительства»15.

В 1991 году начался новый период развития правовой системы России, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина. 22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом. Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и по сей день.

Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных  конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их современном общепризнанном понимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие  от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка – права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

Идея  господства права выражается в гл.1 Конституции Российской Федерации  в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые  неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает  и защищает их носителя - человека, его  права и свободы как высшую ценность.  Права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство становясь  правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

Основной  закон РФ в п.1 ст.17 закрепляет, что  в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией.

Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что  правовой статус человека и гражданина, прежде всего, строится на нормах международного права, международных принципах, договорах  и соглашениях. Это положение  дополняет правило закрепленное в п.4 ст.15 Конституции, в соответствии с которой, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Более того, именно международные принципы и  договоры послужили основой для  формирования конституционного статуса  человека и гражданина.

В Международном  пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право  быть судимым без неоправданной  задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В Своде  принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме, предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсультанта, обращаться и консультироваться с ним.

Конституция воплотила в себе большинство  международных принципов прав человека и гражданина, те же положения, которые не нашли своего закрепления в Основном законе закреплены в национальном законодательстве Российской Федерации.  Кроме того, Конституция 1993 года стала катализатором для вступления России в ряд международных Конвенций. Так в 1998 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Трудно переоценить значение международных норм, ведь международные конвенции по правам человека – уникальный юридический инструмент, потенциал воздействия которого на национальные правовые системы продолжает раскрываться16.

В Основном Законе РФ правовому регулированию  статуса человека и гражданина посвящены: ст.2, 71 и 72, глава 2. Необходимо заметить, что это самая объемная глава Основного закона (ст.17 – 64) и именно этот факт уже говорит о том, что современная Конституция именно правам и свободам человека и гражданина уделяет ключевое внимание, они являются высшей ценностью.

Таким образом, наука российского конституционного права, несмотря на свою относительную молодость, прошла значительный путь развития. Конституции советского периода носили во многом декларативный характер. Конституция РФ 1993 г. как первая истинно демократическая Конституция ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства.

 

 

 

2. Конституционные права  и свободы человека и гражданина

   2.1. Понятие и  классификация конституционных  прав и свобод

Основы правового статуса личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Несмотря на то, что конституционные права и свободы  составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод человека и гражданина, их значение велико в силу следующих особенностей:

1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность, как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той, или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права    человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

Таким образом, конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.  Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу говорится: "Перечисление  основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина"17. Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Итак, конституционные  права и свободы человека и  гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

В Конституции  РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы  человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются  вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод18.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства  между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие  гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных  делах, в выборах высших и местных  органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной  службе. Следовательно, лица, не имеющие  гражданства, этих прав в данном государстве  не имеют. Такая дискриминация, допускаемая  международным сообществом, объясняется  правомерным желанием каждого государства  предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с  судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без  гражданства не несут никаких  обязанностей (например, соблюдать  конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно  гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации  право частной собственности  относится к категории прав человека, а право частной собственности  на землю — только прав граждан) или в силу особенностей некоторых  гарантий (Российское государство в  состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам)19.

          В юридической литературе классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина проводится по следующим основаниям.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации