Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании закрепленных в Конституции Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;
- исследовать содержание конституционных прав и свобод;
- исследовать конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ.docx

— 94.30 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена значением конституционных прав и свобод человека и гражданина в демократическом государстве, особенно актуален данный вопрос применительно к молодой Российской демократии, так как в России относительно недавно признан приоритет прав и свобод человека и гражданина и созданы механизмы для их реализации и защиты.

Объектом исследования, проведенного в данной работе, выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина, их содержание и гарантии, а также проблемы их практической реализации.

Цель данной работы заключается в исследовании закрепленных в Конституции Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Поставленная  цель решается посредством следующих  задач:

- исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;

- исследовать содержание конституционных прав и свобод;

- исследовать конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;

 Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.  Данный конституционный принцип – одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Институт  прав и свобод закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Однако закрепление в российском праве института прав и свобод как приоритетного произошло в связи с изменением в нашей стране политического строя и признанием прав и свобод человека высшей ценностью. В предыдущих Конституциях нашей страны раздел о правах человека и гражданина  не всегда занимал столь значимое место. Конституционное право советского периода ставило интересы государства превыше интересов личности, и, несмотря на формальное закрепление широкого перечня прав, и свобод зачастую сильно их ограничивало. 

В работе были использованы Конституция и комментарии к Основному закону Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, международные нормативно – правовые акты, монографии и периодика. Теоретической основой работы явились труды таких ученых как: М.В. Баглай; В.А. Карташкин; Е.А. Лукашева; и ряда других.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 

 

 

 

 

1. Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации

1.1. Сущность правового  статуса человека и гражданина

Под правовым статусом человека и гражданина понимается юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Главное содержание правового статуса составляет совокупность  прав и обязанностей человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы правового статуса человека и гражданина, гарантии прав и свобод.

Вопрос  о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности близки по существу, в этих понятиях отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством1.

Особый  характер основ правового статуса  человека и гражданина состоит в  том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для  человека, так и для государства. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу  каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Для раскрытия  понятия прав и свобод человека и гражданина необходимо дать понятие прав и свобод.

 «Свободы  — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»2.

При всей своей многогранности и сложности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе3.

Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

 «Права  человека - понятие, характеризующее  правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах» 4.

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет  в своей основе вопрос о характере  распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе существуют два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно  первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй  подход — позитивистский — исходит  из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Каждый  из этих подходов отражает фактическое  положение дел, но страдает односторонностью5. «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» 6. Истина, как всегда, находится посередине.

Институт  прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

В ХХ веке тоталитарные режимы серьезно нарушали права человека в собственных странах. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная необходимость в международных документах, которые кодифицировали и защищали бы права человека. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин» 7.

К настоящему времени в международном праве оформилась целая отрасль, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. «Права человека в международном праве – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров» 8.

Всеобщая  декларация прав человека – это  первый международный документ, в  котором изложен широкий, хотя и  не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать»9.

Несмотря  на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным  договором, весьма широкое распространение  получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства, независимо от его политической, экономической и культурной систем, является содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав» (Преамбула, пункт 8 Венской декларации и программы действий)10.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е, что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» 11.

«Права  человека» и «права гражданина»  как две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Объем прав, входящих в единый правовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

В чем  смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы»12. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном па частной собственности, семье, неси сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы, то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 13.

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только па ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации