Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании проблем установления усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами.
Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации…………………………………6
1.1 Понятие и условия усыновления…………………………………..…6
1.2 Порядок и правовые последствия усыновления……………………17
Глава 2 Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами……………………………………………………………………….31
2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан...............31
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении…….34
Заключение…………………………………………………………….….42
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая гпп.docx

— 70.31 Кб (Скачать документ)

С целью сохранения тайны  усыновления предусмотрено исключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления  проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями.

Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение  согласия его родителей. Порядок  дачи родителями согласия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка  на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц - согласие органа опеки и попечительства. Данное требование продиктовано необходимостью дополнительной защиты интересов несовершеннолетних родителей, которые в противном случае могут совершить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.

Родители вправе дать согласие на усыновление ребенка определенным лицом или без указания конкретного лица.4

Согласие родителей на усыновление дается в письменной форме и подлежит нотариальному  удостоверению. Нотариальное удостоверение  может быть заменено заверением руководителем  детского учреждения, в котором находится  ребенок, или органом опеки и  попечительства. Возможно, также выражение  согласия на усыновление непосредственно  в суде при производстве усыновления. При этом оно заносится в протокол судебного заседания.

Родители вправе отозвать свое согласие на усыновление ребенка  до момента вынесения судом решения  об усыновлении.

При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление - одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка  приводит к полному прекращению  правовой связи между ним и  родителями.

Если рассматривать семейное право как часть гражданского, согласие на усыновление следует  признать односторонней сделкой. Это  означает то, что оно может быть оспорено по всем основаниям, предусмотренным для оспаривания сделок. Наиболее вероятным основанием для оспаривания согласия на усыновление является вынуждение дачи согласия с помощью насилия или угроз. Согласие может быть оспорено также, если оно было дано в результате стечения тяжелых обстоятельств. Однако отмена уже произведенного усыновления, если согласие родителей было оспорено, должна производиться, только если это отвечает интересам ребенка.

В некоторых случаях усыновление  может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени  утрачивают связь с ребенком.

В соответствии со статьей 130 СК, согласие родителей на усыновление  не требуется, если родители неизвестны или признаны безвестно отсутствующими, недееспособны или лишены родительских прав. Усыновление без согласия родителей  возможно и в тех случаях, когда  родители в течение шести месяцев  без уважительных причин не проживают  с ребенком и уклоняются от его  воспитания и содержания.5 В этом случае вопрос об усыновлении без согласия родителей рассматривается судом, который оценивает обстоятельства, в связи, с которыми родители не выполняли свои родительские обязанности.

В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами  или попечителями, приемными родителями или руководителями детских учреждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интересов ребенка, поэтому в  тех случаях, когда их отказ в  даче согласия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении  решения об усыновлении без их согласия.

Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимо также согласие на усыновление его  супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет  принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супруги прекратили супружеские отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля за усыновлением, дети, подлежащие усыновлению, и лица, желающие усыновить ребенка, регистрируются отдельно. В соответствии с законодательством введена система централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны ("подкидыши"), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п.

При этом должно быть установлено  отсутствие родительского попечения  в отношении обоих родителей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся  в специализированных учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется в журнале первичного учета ("муниципальный  уровень"), и в течение месяца со дня регистрации орган опеки  и попечительства предпринимает  попытки к устройству такого ребенка  на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган  опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей. Такой банк данных формируется в каждом из регионов России. Как правило, его ведет  соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации  или Центр по усыновлению, опеке  и попечительству.

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

В течение не менее трех месяцев с момента поступления  данных в федеральный банк региональные службы и Отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства, осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся  в банке данных, на воспитание в  семьи.

По заказу Министерства образования  и науки РФ от 20.02.1995, №8 разработана  компьютерная программа "Надежда", которая связывает федеральный  и региональные банки данных о  детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной  почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату  в усыновители нет необходимости  ехать в Москву для получения  сведений о том, где можно усыновить "мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными волосами "; ему достаточно обратиться в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федеральным  банком данных, и в течение пяти минут выявляется регион, в котором  такой ребенок есть.

Таким образом, развеян "миф" о том, что усыновить ребенка  очень трудно и различные бюрократические  структуры чинят в этом препятствия  гражданам. Сейчас в банке данных около 40 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей и, если кто-то не смог найти  ребенка на усыновление в своем  районе, городе, он можете обратиться в  региональную службу, в федеральный  банк данных для подбора ребенка.

В федеральном банке данных отсутствует "очередь" на усыновление. При этом складывается парадоксальная ситуация -- люди, желающие усыновить  ребенка, готовы стоять на учете в  своем регионе не один год и  не хотят выехать для усыновления  в другой край, область, в то время  как иностранные граждане прилетают  в Россию с целью усыновить  ребенка с другого конца света - из США, Канады, даже из Новой Зеландии.

На мой взгляд, прежде всего это связано со сложившейся  трудной социально-экономической  ситуацией в стране, когда небольшое  число граждан может позволить себе такую "роскошь", как усыновление ребенка. Второй причиной является недостаточная информированность граждан о существовании федеральной и региональных служб по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

В настоящее время только одна газета согласилась регулярно  давать сведения о детях-сиротах, состоящих  на учете в федеральном банке  данных - "Семейный совет" (приложение к еженедельнику ''Аргументы и  факты"). И результат не замедлил сказаться - дети, сведения о которых  были опубликованы в газете, нашли  себе семьи в разных уголках России. Сейчас перед нами стоит проблема поиска путей более широкого информирования граждан о детях, нуждающихся  в устройстве на воспитание в семьи.

В настоящее время порядок  учета потенциальных усыновителей регулируется Положением «О порядке  передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление  гражданам Российской Федерации  и иностранным гражданам» утвержденным постановлением Правительства от 15 сентября 1999г. № 917. Лица, желающие усыновить  ребенка, подают заявления с приложением  необходимых документов в муниципальный  орган управления образованием по месту  своего жительства. На основании этих документов в соответствии с пунктом 17 названного Положения указанный  орган готовит заключение о том, может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является положительным, лицо, желающее стать усыновителем, ставится на учет в качестве кандидата  на усыновление. Лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на усыновление, подбираются дети, подлежащие усыновлению, и предоставляется возможность  получить информацию о них и познакомиться  с самими детьми. Если кандидату  на усыновление не удается подобрать  ребенка по месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием субъектов Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ. Иностранные  граждане и лица без гражданства, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации.6 Таким образом, формируются банки данных, на основании которых производится подбор лиц, желающих стать усыновителями, и детей. Если усыновление производится родственниками ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо указанной системы учета. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.

 

1.2 Порядок и правовые последствия усыновления

 

Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица, желающие усыновить ребенка  должны обратиться в орган опеки  и попечительства (отдел образования  или иную службу, на которую возложены  функции по охране прав детей) по месту  своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения такого заключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета  с места жительства; копия свидетельства  о браке; медицинское заключение о состоянии здоровья.

Специалист по охране детства  в личной беседе с кандидатами  в усыновители (до получения от них  необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности  обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются также данные, которые учитываются при подготовке заключения, такие, как возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста), наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими  кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка  из соответствующего детского учреждения и, как уже говорилось выше, если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего жительства, они  вправе обратиться в любой региональный банк данных или в федеральный  банк данных.

При подборе ребенка на усыновление, кандидат в усыновители  должен: Ознакомиться с личным делом  ребенка, чтобы получить максимум информации о нем. Прежде всего, необходимо знать, что каждый ребенок, передаваемый на усыновление, обязательно проходит медицинскую комиссию, которая дает заключение о состоянии его здоровья. Усыновитель обязан ознакомиться с  заключением и расписаться в  нем. К сожалению, в практике нередки  случаи, когда усыновители брали  на усыновление ребенка, не вникая в  тонкости его медицинского диагноза; последствием этого становилась  отмена усыновления, трагедия усыновителей и усыновленного ребенка. В соответствии с установленным порядком кандидаты  в усыновители вправе провести для ребенка независимую медицинскую экспертизу (в дополнение к обязательной медицинской комиссии) для уточнения диагноза ребенка. В этом случае все действия, связанные с экспертизой, производятся за счет средств кандидатов в усыновители. Кандидаты в усыновители должны получить всю имеющуюся информацию о родителях ребенка. В частности, документы, подтверждающие статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей (свидетельство о смерти родителя (родителей), копия решения суда о лишении родителей родительских прав, признании родителя недееспособным, акт о подкидывании ребенка и т.д.). Например, если мать ребенка лишена родительских прав, а отец находится в местах лишения свободы, то такого ребенка передать на усыновление до выхода отца из заключения невозможно (если, конечно, отец не даст письменное согласие на усыновление).

Информация о работе Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации