Организация и деятельность органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:11, практическая работа

Описание

УВ начале руководитель практики разъяснил задание на практику, а также дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью отдела дознания и ознакомлением с основополагающими документами, регулирующими деятельность отдела дознания.
В ходе практики мне предстоит ознакомиться и раскрыть следующие задачи:
-рассмотреть систему органов дознания.

Содержание

Введение
1.Управление по организации дознания
2. Органы дознания, их обязанности
3. Полномочия органов дознания
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Ватаев А ПП- Деятельность органов дознания.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

 

3. Полномочия органов дознания

 

Деятельность органов  дознания осуществляется в двух формах. Первое - выявление и фиксирование следов преступления, т.е. это первый этап на котором производятся все неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия. Дальнейшие следственные и розыскные действия, после передачи дела следователю, органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя. Второе - расследование несложных уголовных дел, которые не требуют по закону предварительного следствия.

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган  дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством  те же процессуальных действий, что  и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания -только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания и прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит  в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков  преступления, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственное (tm). После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Иная уголовно-процессуальная деятельность органов дознания. Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу, и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т.д.

Организация дознания. В  органе дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она  подразделяется на криминальную милицию  и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию  входят оперативные службы, чьими  главными задачами являются выявление  и пресечение преступлений, по которым  обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции  общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах  внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляют дознание. Они  назначают дознавателей из числа  наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке  организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных  законом.

Контроль и надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением  уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование  или подготовка в протокольной форме  по которым осуществлялась органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих  подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику

Заключение

По результатам прохождения  практики прихожу к следующим  выводам.

Практика является одним  из основных условий закрепления  теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению, а также выявления пробелов в знаниях теории.

За время прохождения  практики в Министерстве внутренних дел по РСО Алания  я ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности.

Дознание один из видов  предварительного расследования проводится как правило по преступлениям небольшой степени тяжести, либо как форма осуществления неотложных следственных действий по преступлениям по которым производство следствия обязательно.

Органами дознания являются:

1) полиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной  службы безопасности - по делам,  отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительных  учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного  пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной  службы Российской Федерации  - по делам о нарушении режима  Государственной границы Российской  Федерации, пограничного режима  и режима в пунктах пропуска  через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;

7) капитаны морских  судов, находящихся в дальнем  плавании, и начальники зимовок  в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы  налоговой полиции - по делам,  отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных  статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного  кодекса Российской Федерации.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. 
На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления. 
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнал  много нужного о функционировании ОВД и полиции в целом, почерпнул  знания о применении российского  законодательства на практике.

Цель практики считаю достигнутой.

Список использованных источников

Дознание в органах  внутренних дел: А. С. Есина, Е. Н. Арестова — Санкт

Закон о милиции: —  Москва, КноРус, 2010 г.

МВД России. Вчера, се2010ня, завтра: Рашид Нургалиев — Санкт

Наставление о порядке  исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан: — Санкт

Особенности расследования  преступлений против личности. Пособие  для следователей органов внутренних дел: Н. В. Уханова — Москва, Щит

Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: — Санкт

Положение о службе в  органах внутренних дел Российской Федерации и текст Присяги  сотрудника органов внутренних дел  Российской Федерации: — Санкт

Правовые основы деятельности органов внутренних дел. В трех томах. Том 2: — Москва, Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2003 г.

Прокурорский надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте: — Санкт

Справочник адвоката 2005. Адвокаты и адвокатские образования московского региона: — Москва, 2005 г.

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел в качестве органов дознания: А. С. Есина, Е. Н. Арестова — Санкт-Петербург, КноРус, 2009 г.- 224 с.

Информация о работе Организация и деятельность органов дознания