История исполнительного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:38, дипломная работа

Описание

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
- определения понятия исполнительного производства как комплексного правового образования;
- анализ правоотношений, возникающих при исполнении судебных
актов и актов иных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. История исполнительного производства в России 8
1.2. Место исполнительного производства в системе российского права 14
1.3. Система принципов в исполнительном производстве 18
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Понятие и виды субъектов исполнительного производства
2.2. Стороны исполнительного производства
2.3. Представительство в исполнительном производстве
2.4. Лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе
2.5. Лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах
Глава 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ДОЛЖНИКУ
3.1.Исполниптельные документы
3.2. Возбуждение исполнительного производства
3.3. Место и время совершения исполнительских действий
3.4. Сроки в исполнительском производстве
3.5. Временная остановка исполнительного производства
3.6. Окончание исполнительного производства
3.7.Ответственность в исполнительном производстве
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
4.1.Обращение взыскания на имущество должника, находящегося в залоге
4.2. Оценка имущества должника и его реализация
4.3. Исполнение решения р вселении взыскателя или выселении должника
4.4. Исполнение решений о восстановлении на работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Вторая группа принципов  — специфические принципы — является не менее важной для уяснения сущности исполнительного производства.

К этой группе принципов  относится, в частности, принцип  диспозитивности, который означает, что каждый субъект независим, распоряжается личными полномочиями свободно, без вмешательства и даже подсказки извне.

Диспозитивность предполагает возможность совершения действий (либо их не совершения) но усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Например, взыскатель может предъявить судебному приставу-исполнителю исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве), обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа (ч. 1 ст. 23), отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43), активно использовать общие права сторон (ч. 1 ст. 50), имеет другие права, от использования которых он может воздержаться.

Принцип национального  языка исполнительного производства является логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства (ст. 9 ГПК РФ).

Важным принципом исполнительного  производства является принцип неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача судебных приставов-исполнителей заключается в исполнении судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом (ст. 1 Закона о судебных приставах). По своей сути эта правоприменительная деятельность судебных приставов-исполнителей исключает «карательный» элемент3. В исполнительном производстве восстанавливается нарушенное субъективное право или охраняемый законом интерес взыскателя. Конечно, опосредованно, лишаясь в процессе принудительного исполнения определенного имущества или денежных средств, должник наверняка испытывает определенные лишения как нравственного, так и материального характера, но это качество является не главным в исполнительном производстве. Этим исполнительное производство отличается от уголовно-исправительного права, цель которого — наказание.4

Принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи тесно связан с ранее рассмотренным общеправовым принципом социальной справедливости.

Каждый имеет право  на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), но это  право было бы ущемлено, если бы у должника изымалось все имущество и денежные средства. Поэтому законодательство определяет тот минимум, предельную черту, до которой возможно принудительное исполнение.

Перечень имущества, не подлежащего взысканию, закреплен  в ст. 446 ГПК РФ (ст. 79 Закона об исполнительном производстве). Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, предусмотрены ст. 101 Закона об исполнительном производстве.

Наконец, важным принципом  в исполнительном производстве является принцип пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями. Этот принцип, как и предыдущий, — реальное воплощение в жизнь общеправового принципа социальной справедливости.

Денежные суммы, взысканные в порядке исполнительного производства, должны быть справедливо распределены между взыскателями. При решении этой задачи законодатель установил три критерия: охрана государственных интересов, защита наиболее социально незащищенных слоев населения и удовлетворение требований в порядке поступления исполнительных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Понятие  и виды субъектов исполнительного  производства

Понятием «субъекты  исполнительного производства» охватываются все лица, вовлеченные в сферу исполнительного производства: стороны исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель, оценщик имущества, хранитель имущества и др. Определяющим критерием является объект, по поводу которого все указанные лица становятся субъектами исполнительного производства, — исполнение судебных актов или актов иных органов в рамках принудительного исполнительного производства. Постоянными субъектами исполнительного производства являются стороны и судебный пристав-исполнитель, остальные субъекты могут принимать участие в исполнительном производстве, а могут и отсутствовать.5 Например, суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) является субъектом исполнительного производства в тех случаях, когда в силу своей компетенции рассматривает вопросы приостановления исполнительного производства, правопреемства и проч.

Все субъекты исполнительного производства могут быть подразделены на две большие группы:

- лица, участвующие в  исполнительном производстве;

- иные лица.

В соответствии со ст. 48 Закона об исполнительном производстве лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:

- стороны исполнительного  производства: взыскатель и должник;

- лица, непосредственно  исполняющие требования, содержащиеся  в исполнительном документе;

- иные лица, содействующие  исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).

К субъектам исполнительного  производства можно отнести суд. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды призваны осуществлять определенные контрольные функции в области исполнительного производства. К примеру, правопреемство в исполнительном производстве, приостановление исполнительного производства в определенных законом случаях осуществляются на основании судебного акта. Суд дает разъяснения не только судебного акта, но и исполнения судебного акта. Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнительным производством, рассматривая заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей, об уменьшении исполнительского сбора, о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения судебного акта и проч.

 

 

2.2. Стороны  исполнительного производства

Сторон в исполнительном производстве всегда две — взыскатель и должник. Взыскателем является гражданин или организация, в  пользу или в интересах которых  выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить какие-либо обязанности, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Сторонами исполнительного производства могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником) могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также иностранные субъекты.

Стороны в исполнительном производстве обладают правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность как способность иметь права и нести обязанности по общему правилу возникает у граждан с момента рождения и прекращается смертью. У юридических лиц момент возникновения правоспособности связан с государственной регистрацией, а прекращение правоспособности обусловлено ликвидацией юридического лица. Дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности. По общему правилу дееспособность физических лиц, участвующих в исполнительном производстве, наступает с 18-летнего возраста, за исключением приобретения полной дееспособности при вступлении в брак или при эмансипации. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно. Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве производны от правоспособности и дееспособности в арбитражном и гражданском процессуальном праве, а также в материальном праве.

В силу действующего законодательства сторонам в исполнительном производстве предоставлен широкий спектр прав. Они вправе знакомиться с материалами  исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, и т. п. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке (ст. 50 Закона об исполнительном производстве). Приведенный перечень прав не является исчерпывающим. Например, взыскатель вправе отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.

Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

Следует повторить, если несовершеннолетний имеет полную дееспособность (в результате вступления в законный брак или эмансипации), то он осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно, как и любой иной совершеннолетний гражданин.6

 

2.3 Представительство  в исполнительном производстве

Гражданин участвует  в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Представительство возможно как на стороне взыскателя, так и должника, за одним исключением, указанным в законе: если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя (ч. 1 ст. 53 Закона об исполнительном производстве).

Представительство — это участие в исполнительном производстве от имени и в интересах взыскателя или должника.

Можно выделить несколько видов  представительства:

-законное представительство; 

-договорное представительство; 

представительство соучастников.

Законное представительство — это представление в исполнительном производстве прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Законными представителями выступают родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 55 Закона об исполнительном производстве). Законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя (договорное представительство).

Законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Следовательно, основанием возникновения  законного представительства может быть наличие родственных отношений, факта усыновления или отношений по опеке и попечительству:

по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних законными представителями являются их родители, усыновители, опекуны или попечители;

по защите прав и интересов недееспособных, признанных таковыми по решению суда, законными представителями являются опекуны. В этом случае также речь идет об обязательном представительстве;

по защите прав и интересов ограниченно  дееспособных законным представителем является попечитель.

Все перечисленные случаи законного  представительства физических лиц возникают на основе родственных отношений либо на основе административного акта. Так, опекуны, попечители назначаются уполномоченными на то органами, о чем выносится административный акт.

Договорное представительство  — это наиболее распространенный вид представительства. Для договорного представительства характерен ряд черт:

1) возникает только  на основе добровольного волеизъявления;

2) основанием возникновения  договорного представительства является гражданско-правовой договор поручения или трудовой договор;

3) полномочия представителя оформляются  доверенностью.

Чаще всего этот вид представительства  осуществляется через адвокатов, действующих на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Порядок оформления полномочий представителя  следующий.

Полномочия руководителей организаций  и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Доверенность, выдаваемая от имени  организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются нотариально в порядке, определенном гражданским правом. Срок действия доверенности не более трех лет. Если в доверенности не указан срок ее действия, то она действительна в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указа па дата ее совершения, является ничтожной.

 

2.4. Лица, непосредственно  исполняющие требования, содержащиеся  в исполнительном документе

Лица, непосредственно  исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, отнесены к лицам, участвующим в исполнительном производстве. Указанные субъекты перечислены в ст. 5, 7, 8, 9 Закона об исполнительном производстве.

Органом принудительного исполнения закон называет ФССП в лице ее территориальных подразделений. Полномочия судебных приставов-исполнителей регулируются Законом о судебных приставах и иными федеральными законами (ст. 5 Закона об исполнительном производстве).

Информация о работе История исполнительного производства в России