Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:33, реферат

Описание

Эффективность правосудия вообще и правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению споров во многом зависит от завершающей стадии.
Прошло около четырех лет со дня вступления в силу Федеральных Законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», в соответствии с которыми на практике был осуществлен принцип разделения судебной и исполнительной властей и создана самостоятельная, независимая от судебной власти Служба судебных приставов, действующая в рамках Департамента судебных приставов системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Исполнительное производство.docx

— 31.30 Кб (Скачать документ)

3. если невозможно  установить адрес должника-организации  или места жительства должника-гражданина, либо нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);

4. если у должника  отсутствуют имущество или доходов,  на которые может быть обращено  взыскание, и принятие судебным  приставом-исполнителем все допустимые  законом меры по отысканию  его имущества или доходов  оказались безрезультатными;

5. если взыскатель  отказался оставить за собой  имущество должника, не проданное  при исполнении исполнительного  документа;

6. если взыскатель  своими действиями (бездействием) препятствует  исполнению исполнительного документа.

В случаях, указанных  под пунктами 3-6, пристав-исполнитель  должен составить соответствующий  акт (акт о невозможности взыскания).

Такая форма окончания  исполнительного производства очень  распространена.

Иногда исполнение судебных актов отменяется, выносится  новое решение, по содержанию противоположное  первому. В этом случае в иске, который  раньше был удовлетворен отказывается. Основание исполнения отпадает. В таких случаях у ответчика возникает право требовать всего того, что было исполнено по решению, впоследствии отмененному. Процессуальный порядок осуществления указанного требования составляет так называемый поворот исполнения решения (статьи 430 ГПК РСФСР, 208 АПК Российской Федерации).

Поворотом исполнения решения называется восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного  решения, то есть поворотом исполнения решения должны быть восстановлены  нарушенные права лица, в отношение  которого произведено исполнение.

Для эффективного исполнения судебных актов должны в полном объеме применяться все установленные  законом меры. Одним из критериев  оценки деятельности по отправлению  правосудия является реальность и безусловность  исполнения актов судов. Этот принцип  должен быть основополагающим в исполнительном производстве.

Можно сказать, что  новый Закон «Об исполнительном производстве» подорвал устоявшееся  за многие десятилетия в российской юридической литературе положение  о том, что исполнение судебных решений  и иных юрисдикционных актов – завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Однако необходимо заметить, что даже более поздние учебные издания утверждают, что исполнительное производство является последней стадией гражданского процесса, несмотря на реформирование органов исполнения и самого исполнительного производства.

Необходимо заметить, что проблемы исполнительного производства отличаются как в деятельности судебных приставов-исполнителей, так и в  самом Законе «Об исполнительном производстве».

Федеральный Закон  «Об исполнительном производстве»  действует уже около четырех  лет, однако до сих пор сохраняются  как существенные противоречия в  самом законе, так и его несогласованность  с другими нормативными актами. Хотелось бы обратить внимание на следующие  недочеты:

1. В законе –  там, где речь идет о распределении  7% от взысканной суммы исполнительного  сбора, предусмотренного статьей  81 – содержаться ошибки. Так, 30% этих  денег отчисляется в федеральный  бюджет (п. 3 ст. 81 Закона), а остальная  сумма, (то есть 4,9% от всей взысканной  суммы) поступает во внебюджетный  фонд развития исполнительного  производства. Однако в соответствии  со ст. 89 Закона судебный пристав-исполнитель  должен получить вознаграждение  в размере 5% от взысканной суммы.  Откуда берется еще 0,1% от взысканной  суммы, и на какие деньги  будет развиваться исполнительное  производство, Закон умалчивает. Думается, что необходимо внести ясности  в этот вопрос.

2. Предлагаемые в  законе сроки часто просто  невозможно соблюсти. Только реализация  арестованного имущества в соответствии  со ст. 54 составляет два месяца, в то время, как на все исполнительное производство отводятся те же два месяца (статья 13), в которые входят три дня возбуждения исполнительного производства (ст. 9), пять дней для добровольного исполнения (ст. 356 ГПК РСФСР и ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»).

3. Только в одной  статье Закона (ст. 26) предусмотрено  такое основание возвращения  исполнительного документа, как  «отсутствие исполнительных действий».  В частности, невозможно исполнить  решение суда, если в резолютивной  части исполнительного листа  указано: «Лишить родительских  прав», «Признать умершим» и  т. д. Данные исполнительные  листы возвращаются на основании  не ст. 26, а п. 4 статьи 73 Закона  – в случае невозможности исполнения, что влечет в ряде случаев  существенные проблемы.

Например, арбитражным  судом Хабаровского края был выдан  исполнительный лист, который гласил: «…Зарегистрировать договор залога недвижимости».

С одной стороны, судебный пристав-исполнитель возвратит  данный лист без исполнения в связи  с отсутствием исполнительных действий, так как в соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 5 Федерального Закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (далее – Закон  №122-ФЗ) это действие относится к  компетенции органа учреждения юстиции, осуществляющего государственную регистрацию в едином государственном реестре.

В соответствии с  п. 3. ст. 165 Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Закона №122-ФЗ при уклонении одной из сторон от государственной сделки, суд вправе по требованию стороны вынести решение  о регистрации сделки, которая  регистрируется указанными органами юстиции  на основании решения суда.

Статья 17 Закона №122-ФЗ указывает, что основанием для государственной  регистрации прав является вступившее в законную силу судебное решение. Согласно ст. 28 этого Закона, права на недвижимость, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Поскольку в решении  суда сказано «зарегистрировать», а  не «обязать зарегистрировать», судебному  приставу-исполнителю не остается ничего другого, как возвратить исполнительный лист в связи с отсутствием исполнительных действий.

С другой стороны, в  соответствии со ст. 5 Закона все другие органы только могут исполнять судебные акты, в то время как судебные приставы обязаны это делать. В  частности, при восстановлении на работе, сам судебный пристав не может  «восстановить» гражданина, он должен лишь обеспечить данное решение суда.

4. Немало споров  вызывает вопрос об исполнении  исполнительных документов, в которых  в качестве должников фигурируют  государственные либо муниципальные  предприятия, основанные на праве  оперативного управления или  хозяйственного ведения. Статьей 58 Закона «Об исполнительном производстве» регламентировано, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится).

Однако Гражданский  Кодекс Российской Федерации гласит, что распоряжение имуществом, находящимся  в оперативном управлении, а также  независимым имуществом, принадлежащем  лицу на праве хозяйственного ведения, допускается только с согласия собственника этого имущества, то есть государства  или муниципальных органов. Этот тезис подтверждает и недавнее Постановление  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое запрещает  обращать взыскание на имущество  учреждений, находящееся на праве  оперативного управления.

Таким образом, государство  действует не очень честно, создавая такие противоречия, которые необходимо устранить.

Все те вопросы, которые  возникали в процессе применения Закона «Об исполнительном производстве», стали проблемами в практической деятельности и для судебных приставов-исполнителей, и для сторон исполнительного  производства, и для других причастных лиц.

На основе и во исполнение указанного закона, на наш  взгляд, должен быть принят ряд нормативных  правовых актов Правительства Российской Федерации.

В частности, Правительству  надлежит определить порядок наложения  ареста на ценные бумаги (п. 8 ст. 51 Закона), порядок и условия хранения арестованного  и изъятого имущества (п. 3 ст. 53 Закона), утвердить положение о внебюджетном фонде развития исполнительного  производства (п. 1 ст. 82 Закона).

Постановление Правительства  Российской Федерации от 06.01.1998 г. «О Федеральном домовом центре при  Правительстве Российской Федерации» образован названный центр –  специализированное государственное  учреждение, созданное для обеспечения  исполнительных действий при обращении  взыскания на имущество организаций-должников. Закон предполагает принятие и других нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации его положений. 

1.2. Правовые основы  деятельности судебных приставов

С переходом страны к рыночной экономике существенно  осложнился характер гражданско-правовых отношений. В новых условиях, чтобы  обеспечить надлежащую правовую защиту законных прав и интересов участников гражданско-правовых отношений, повысить эффективность и авторитет власти в обществе, усилить ответственность  организаций и граждан в отношении  исполнения собственных обязательств, потребовалось создать принципиально  новый правоохранительный орган. Для достижения указанных целей был принят Федеральный закон «О судебных приставах» №118-ФЗ, который вступил в силу 06.11.1997 г. Этим законом, а также Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» в связи с проведенной в соответствии с ними реформой, сами исполнительные органы были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью обжалования в судебном порядке их действий (как и действий любых других должностных лиц в Российской Федерации), но и получили совершенно новое качество.

Судебные приставы-исполнители  на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1998 г. №462 «О внесении изменений и дополнений» в  Указ Президента Российской Федерации  от 03.10.1997 г. №981 «Об утверждении перечня  государственных должностей федеральной  государственной службы» вошли  в категорию государственных  чиновников и даже получили возможность  иметь и применять в необходимых  случаях боевое стрелковое оружие. Однако старые проблемы исполнителей, в основной своей части, перешли «по наследству» к службе судебных приставов-исполнителей по той простой причине, что контингент этой службы по сути остался тем же, то есть состоящим в основном из молодых девушек и женщин, не имеющих юридического образования (по закону оно обязательно только для старших судебных приставов). По последним статистическим данным «от всего количества судебных исполнителей мужчин не будет и десяти процентов». При специфике работы судебных приставов-исполнителей, это не может не отразиться на качестве исполнительного производства.

В соответствии со статьей 4 Закона о судебных приставах в  зависимости от характера осуществляемой ими деятельности существуют:

А) судебные приставы - исполнители, непосредственно, осуществляющие исполнение исполнительных документов, выносимых судами и иными органами, уполномоченными принимать решения;

Б) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок  деятельности судов, которые в пределах своих законных полномочий принимают  меры для обеспечения порядка  до, во время и после судебных заседаний, защита участников судебного  процесса, а также осуществляют меры принудительного или силового воздействия  в отношение правонарушителя или должника. В настоящее время формирование службы судебных приставов второго типа еще не завершено, пока их роль выполняют привлекаемые в случае необходимости подразделения специального назначения ГЦИН Министерства юстиции России.

Согласно ст. 4 Закона о судебных приставах, п. 4 статьи 3 Закона об исполнительном производстве, ст. 30, 36 Налогового Кодекса (НК) Российской Федерации, ст. 10 Таможенного Кодекса (ТК) Российской Федерации, ст. ст. 199-224. 11 КоАП РСФСР  органами, осуществляющими в России исполнение исполнительных документов (то есть органами взыскания), являются:

А) территориальные  подразделения соответствующих  служб судебных приставов субъектов  Российской Федерации, образующие вместе с Департаментом судебных приставов  систему службы судебных приставов  Министерства юстиции России;

Б) налоговые инспекции  субъектов Российской Федерации  и соответствующие территориальные  налоговые инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам;

В) органы Федеральной  службы налоговой полиции (ФСНП) (по поручению налоговых инспекций);

Г) государственная  таможенная служба (ГТС) Российской Федерации  в лице своих региональных подразделений;

Д) органы, уполномоченные в соответствии с КоАП РСФСР рассматривать  дела об административных правонарушениях.

В настоящее время  Служба судебных приставов находится  в стадии формирования и становления, несмотря на то, что окончание этого  процесса было намечено на 2000 г. Поэтому  остро стоит вопрос о взаимодействии между органами, осуществляющими  взыскание. Вопрос взаимодействия между  органами взыскания начал осуществляться и на уровне соответствующих служб  субъектов Российской Федерации.

Однако, необходимо отметить, что такое взаимодействие не всегда эффективно. Только один пример. В целях наложения ареста на денежные средства должника судебный пристав направляет запрос в налоговую инспекцию, но, ссылаясь на п. 2. 5. Письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17.06.1998 г. налоговые органы отказывают в предоставлении конкретной информации о счетах должника. На сегодняшний день этот вопрос частично урегулирован совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.03.1999 г. установлена обязанность налоговых органов предоставлять судебному приставу-исполнителю практически всю запрашиваемую информацию о должнике, начиная от номеров счетов и заканчивая документами установленной формы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности должника.

Информация о работе Исполнительное производство