Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание

Применение нового законодательства подтвердило прежде всего его необходимость, на практике показало реально возросшие возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторым положительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебных актов и актов других органов.
Целью данной работы является характеристика исполнительного производства, как важнейшего института современного гражданского процесса.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права 4
2.Общие правила исполнительного производства 7
3.Обращение взыскания на имущество граждан 11
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1.Характеристика  исполнительного производства в  системе гражданского      процессуального права                                                                                           4

2.Общие правила  исполнительного производства                                               7

3.Обращение взыскания  на имущество граждан                                                11

Заключение                                                                                                             19

Список литературы                                                                                                20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  данного исследования выражается в  том, что экономические и политические преобразования привели к необходимости  изменения системы принудительного  исполнения, выявив неэффективность  существовавших организационно-правовых форм исполнения, что привело к принятию нового исполнительного законодательства.

     Один  из выдающихся российских процессуалистов  профессор Е. В. Васьковский утверждал, что принятие мер государством по осуществлению требования истца  к ответчику, признанного судом  правомерным, образует производство по исполнению решений, или исполнительное, принудительное производство .

     Однако, история развития человеческого  общества знала периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих  претензий проводилось личными  силами и средствами самого кредитора, причем сначала даже без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего, судебного признания права кредитора ограничения пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора.

     Применение  нового законодательства подтвердило  прежде всего его необходимость, на практике показало реально возросшие  возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторым положительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебных актов и актов других органов.

Целью данной работы является характеристика исполнительного производства, как  важнейшего института современного гражданского процесса. 
 

1.Характеристика  исполнительного  производства в  системе гражданского  процессуального  права

     Исполнительное  производство представляет собой установленный  законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов .

     Нормативную основу исполнительного производства составляет недавно принятый Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также  Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве», который является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. К правовой базе исполнительного производства относится также Федеральный закон «О судебных приставах» .

     Вопрос  о месте исполнительного производства в системе российского законодательства носит не теоретический, а сугубо прикладной характер, поскольку определяет содержание и характеристику мер  принудительного исполнения. Если рассматривать исполнительное производство как составную часть гражданского и арбитражного процессов, то этим можно объяснить до сих пор сохраняющееся наличие ряда существенных гарантий прав должника и в стадии исполнения. Если же считать исполнение административной процедурой, тогда главной его целью является обеспечение реализации положений соответствующего судебного или несудебного акта без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной процессуальной форме. Ряд специалистов относят стадию исполнения к правосудию .

     Изложенное  показывает, что реформа исполнительного  производства носит не узкоспециальный, а сквозной межотраслевой характер, затрагивая область реализации прав в самых различных сферах юридической  деятельности. Ведь в рамках исполнительного производства реализуется не только решения судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов, третейских судов, органов административной юрисдикции и т.д.

     В пользу самостоятельного и внепроцессуального характера исполнительного производства свидетельствует наличие многих специфических черт, в частности его принципиальных положений, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее. Исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер носят принципы, права и обязанности его участников. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязательных субъектов. Диспозитивность характерна только для действий взыскателя — она заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юридический акт — исполнительный документ. Практически принудительное исполнение не является единым производством, это целая система определенных производств по исполнению конкретных юридических актов.

     Таким образом, более верно характеризовать  исполнительное производство как юридическую  деятельность, происходящую вне рамок  судебного процесса, судебной власти и требующую целостного правового  регулирования. Исполнительное производство в доктриальном, нормотворческом и правоприменительном аспекте следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения системы принудительного исполнения с властью судебной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Общие  правила исполнительного  производства

     Непосредственное  осуществление функций по исполнению судебных

актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляются старшим судебным приставом.

     Специальное внимание в Законе «Об исполнительном производстве» уделено возбуждению  исполнительного производства (ст. 9).Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, выдавший его, либо взыскателя.Однако, применение данной нормы закона на практике — показывает ее недостаток. Так, например, 12.07.2009г. Кировским судом Ярославской области вынесено решение о взыскании с Попова Н.В., проживающего в г.Борисоглебске в пользу Макарова С. Ф. 370 000 рублей 00 копеек . К исполнению исполнительный лист предъявлен Кировским судом. В ходе исполнительных действий установлено, что по указанному адресу : г.Ярославль ул. Машиностроилей д. 115 кв. 10 взыскатель не проживает. Через паспортный стол г. Ярославля судебный пристав-исполнитель установила новое место жительства Макарова С. Ф. Однако, на запросы судебного пристава-исполнителя Макаров не отвечал. Так же невостребованными остались почтовые переводы . Следует вывод, что взыскатель не имеет претензий к должнику, поэтому не реагирует на запросы.

     Необходимость присутствия понятых при производстве описи и ареста имущества должника закреплено в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» (ст. 39). Ими могут быть только дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности. В ст. 40 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» закреплены права и обязанности понятых.

     Таким образом, согласно новому закону, судебный пристав-исполнитель прежде, чем  пригласить понятых (не менее двух) для участия в производстве описи  и ареста, должен выяснить у них все вопросы, перечисленные нами выше. Учитывая, что на практике необходимость присутствия не менее двух понятых при производстве описи и ареста имущества должника и так вызывает значительные трудности, введение новых требований для судебного пристава-исполнителя, связанных с личностью понятых, серьезное препятствие при совершении исполнительных действий.

     Поэтому, для ускорения процесса реализации судебных и других актов, а так  же для упрощения порядка описи  и ареста имущества должника, а  также укрепления позиций судебного пристава-исполнителя как должностного лица, некоторые ученые предлагают вообще отказаться от участия в описи и аресте имущества должника понятых, а судебного пристава-исполнителя наделить единоличными полномочиями по совершению исполнительных действий, указанных в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве». А так же внести данную норму в проект Исполнительного кодекса для рассмотрения в Правительстве.

     В настоящее время очевидно, что  при принудительном исполнении судебных и иных актов произошло оттеснение на второй план защиты интересов взыскателя. По мнению Яркова В.В, узловые проблемы в исполнительном производстве возникли в связи со значительным завышением уровня гарантий интересов должника, недостаточностью санкций за неисполнение судебного решения и иного акта, реализуемого в исполнительном производстве, узким кругом мер принудительного исполнения, которые могли бы быть более разнообразны .

     Ярким примером завышения уровня гарантий интересов должника является предложение о добровольном исполнении содержащихся в исполнительном документе требований, направляемое судебным приставом-исполнителем должнику при возбуждении исполнительного производства. Согласно ст.9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения устанавливается до пяти дней, и только по истечении этого срока судебный пристав-исполнитель может приступить к исполнительным действиям. Для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д., чем воспрепятствовать исполнению исполнительного документа .

     Для какой цели законодателем установлен срок для добровольного исполнения должником возложенных на него обязанностей? Если бы должник хотел осуществить добровольное исполнение, то он сделал бы это либо в течении срока вступления, например, судебного решения в законную силу, либо сразу после этого.

     Поэтому, я предлагаю предложение о  добровольном исполнении заменить на положение, когда суды общей юрисдикции, арбитражные суды, иные органы при вынесении постановлений будут устанавливать предусмотренные законом сроки для их добровольного исполнения либо указывать на немедленное исполнение, разъясняя должникам, что принудительное исполнение будет сопряжено для них со значительными материальными санкциями.

     В ст.29 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что  в исполнительном производстве могут  участвовать несколько взыскателей. В настоящее время это положение  закона приобрело большую значимость, так как в судебной практике в связи с становлением финансового рынка и созданием всевозможных финансовых компаний возникло достаточно новое явление — массовые потери населением денежных средств, помещенных в различные инвестиционные институты. Например, обманутыми вкладчиками «Независимого нефтяного концерна» («ННК»), прекратившего свою деятельность в апреле 1994 года было подано в межмуниципальные суды г. Москвы более трех тысяч исковых заявлений о взыскании с «ННК» причитающихся им денежных сумм. Общее же число вкладчиков составило примерно 17 тысяч человек . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Обращение  взыскания на имущество  граждан

     В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует самостоятельное  и полноценное нормативное регулирование процедуры обращения взыскания на имущество должника — физического лица. При осуществлении данной процедуры судебному приставу-исполнителю следует в комплексе применять нормы Федерального закона, а также руководствоваться целым рядом иных нормативных актов.

     Согласно  ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество  должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.

     При наличии сведений об имеющихся у  должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Информация о работе Исполнительное производство